Учебно-практическое пособие 11 страница

Государственное регулирование страховой деятельности осущест­вляется посредством властных предписаний, адресованных субъектам страховой деятельности, и производится в определенных правовых формах.

Поэтому с юридической точки зрения правовыми методами государственного регулирования страховой деятельности выступают:

- издание правовых актов, носящих нормативный характер. Совокупность этих актов формирует страховое законодательство;

- издание правовых актов, носящих индивидуальный характер. Примером такого акта выступает лицензия органа страхового надзо­ра, выдаваемая страховой организацией и предоставляющая ей право на осуществление определенного вида страхования;

- привлечение лиц, виновных в нарушении страхового законодательства, к установленной юридической ответственности.

11.2. Государственный надзор за осуществлением страховой деятельности

Государство, издавая различные нормативные акты, как правило, создает специальную службу, осуществляющую контроль в сфере страхового дела и регулирующую деятельность профессиональных субъектов страхового дела.

Деятельность этой службы обычно выражается понятием «осуществление страхового надзора».

В настоящее время таким органом является Федеральная служба страхового надзора (см. постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора»), находящаяся в ведении Министерства финан­сов РФ (см. постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации») и име­нуемая «органом страхового надзора».

Государственный страховой надзор осуществляется в целях соблюдения субъектами страхового дела страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений этого законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхо­вого дела.

Страховой надзор основывается на принципах законности, гласно­сти и организационного единства.

Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами.

Нормативные правовые акты, принимаемые органом страхового надзора, разъяснения органом страхового надзора положений страхового законодательства, единый государственный реестр субъектов страхового дела, реестр объединений субъектов страхового дела, ин­формация о приостановлении или об ограничении действия лицензии, об отзыве лицензии (исключении сведений о субъектах страхового дела из единого государственного реестра субъектов страхового дела) и дру­гая информация по вопросам страхового надзора подлежат опублико­ванию в печатном органе, определенном органом страхового надзора.

Страховой надзор включает в себя:

1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реест­ра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхо­вого дела;

2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

3) выдачу в течение 30 дней в установленных случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в ус­тавных капиталах) страховых организаций, на открытие представи­тельств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельностью сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.

Для обеспечения выполнения указанных функций органа страхо­вого надзора на субъектов страхового дела возлагаются определенные обязанности:

- представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;

- соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;

- представлять по запросам органа страхового надзора информа­цию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за ис­ключением информации, составляющей банковскую тайну).

Страховая деятельность относится к лицензируемым видам деятельности. Одна из главных функций органа страхового надзора -выдача лицензий на осуществление страховой деятельности.

Под лицензией понимается выдаваемое компетентным государственным органом разрешение физическому или юридическому лицу заниматься определенным видом страховой деятельности.

К лицензируемым видам деятельности в сфере страхования отно­сятся, само страхование, перестрахование, взаимное страхование, страховая брокерская деятельность. Деятельность страховых актуари­ев подлежит аттестации.

Юридическое лицо, зарегистрированное в качестве субъекта страхового дела, приобретает статус этого субъекта и право на проведение страховой деятельности с момента получения лицензии.

Лицензия бессрочна и действует на всей территории Российской Федерации. Однако допускается возможность выдачи лицензии, предусматривающей страховую деятельность на определенной территории. Предусмотрена также выдача временных лицензий. Временная лицензия может выдаваться на срок: указанный в заяв­лении соискателя лицензии, но не более чем на три года; от одного года до трех лет при отсутствии информации, позволяющей достовер­но оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхова­ния, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных страховым законодательством.

Срок действия временной лицензии может быть продлен по заяв­лению соискателя лицензии, если иное не предусмотрено страховым законодательством.

В продлении срока действия временной лицензии может быть от­казано, если за время ее действия установлены нарушения соискате­лем лицензии страхового законодательства, которые не устранены в установленный срок.

Лицензии являются неотчуждаемыми, т.е. непередаваемыми лицензиатом другим юридическим лицам.

Что же касается деятельности иностранных страховых организаций на территории РФ, то российское страховое законодательство на этот счет весьма категорично. Закон об организации страхового дела уста­навливает, что на территории РФ страхование (за исключением пере­страхования) интересов юридических лиц также физических лиц - резидентов РФ может осуществляться только страховщиками, имею­щими лицензии, выданные органом страхового надзора РФ (п. 5 ст. 4),

Таким образом, страховая организация относится к числу юридических лип, кото­рые имеют право осуществлять свою деятельность лишь при наличии лицензии; лицензии на право страховой деятельности может быть выдана только тому субъекту, который зарегистрирован в качестве юридиче­ского лица на территории РФ; этой лицензией может быть лишь выданная органом страхового надзора РФ; лицензии, выданные другими органами, в том числе за­рубежными, на территории России не действуют; если юридическое лицо не зарегистрировано в качестве страховой организации, то не может получить лицензию на право страховой деятельности, Так, организация, зарегистрированная в качестве тор­говой организации, юридической фирмы, банка и любой другой орга­низации, не вправе требовать получения лицензии на право осущест­влении страховой деятельности; право на страховую деятельность возникнет у юридического лица лишь с момента получения лицензии.

Для получения лицензии на осуществление страхования, включай взаимное, соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора документы, указанные п. 2 ст. 32 Закона и п. 4-1 Условий лицензирования»,

Лицензия выдается по видам деятельности, которые предусмотре­ны ст. 32.9 Закона об организации страхового дела, В настоящее вре­мя обозначено 23 вида деятельности. Данный перечень является за­крытым.

На право перестрахования требуется получение специальной ли­цензии.

При представлении в надлежащей форме всех документов орган страхового надзора выдает соискателю лицензии уведомление в пись­менной форме о приеме документов.

Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превы­шающий 60 дней с даты получения документом. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

Закон об организации страхового дела устанавливает квалификационные требования к руководителям субъекта страхового дела - юридического лица или к являющемуся субъектом страхового дела индивидуальному предпринимателю. Эти лица обязаны иметь выс­шее экономическое или финансовое образование, а также стаж работы в сфере страхового дела и (или) финансов не менее двух дет,

Главный бухгалтер страховщика или страхового брокера также, должен иметь высшее экономическое или финансовое образование и стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, пере­страховочной организации и (или) брокерской организации.

Страховой актуарий должен иметь высшее математическое (техниче­ское) или экономическое образование, подтвержденное документом о высшем математическом (техническом) или экономическом образова­нии, признаваемом в Российской Федерации, а также квалификационный аттестат, подтверждающий знании в области актуарных расчетов.

Руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) и главный бухгалтер субъекта страхового дела — юридического лица должны постоянно проживать на территории Российской Федерации.

В выдаче лицензии может быть отказано, но лишь по основаниям, предусмотренным Законом об организации страхового дела. Решение об отказе в выдаче лицензии направляется соискателю лицензии е уведомлением о вручении такого решения. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суде.

Лицензия на страховую деятельность может быть аннулирована, ее действие может быть ограничено или приостановлена органом страхового надзора только в порядке, определенном ст. 32.4, 32.6—8 Закона и Положением о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности на терри­тории российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 17 июля 2001 г. № 52п.

Аннулирование, приостановление и ограничение действия лицен­зии являются мерами административного воздействия,

11.3. Обеспечение финансовой устойчивости страховщика

В страховом деле особое значение придается проблеме способно­сти страховщика выполнять обязательства по заключенным догово­рам страхования или, как о те говорит, финансовой устойчивости страховщике.

Закон об организации страхового дела выделяет следующие гаран­тии обеспечения финансовой устойчивости страховщиков:

- экономически обоснованные страховые тарифы;

- страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования, взаимного страхования;

- собственные средства;

- перестрахование.

Страховые резервы страховщики формируют в порядке, установ­ленном нормативным правовым актом органа страхового надзора. Страховые резервы — фонды, образуемые страховыми организация­ми для обеспечения исполнения своих страховых обязательств.

Главным источником формирования страховых резервов выступа­ют страховые премии, которые получает страховщик от страхователя в качестве платы за страхование. Однако могут быть использованы и другие доходы страховой организации, в частности получаемые в ре­зультате размещения средств страховых резервов.

Средства страховых резервов предназначены для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию и используются исключительно для страховых выплат. Таким образом, данные денежные фонды имеют целевой характер.

Закон об организации страхового дела устанавливает, что страхо­вые резервы не подлежат изъятию в федеральный бюджет и бюджеты иных уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Предусмотрено, что страховщики вправе инвестировать и иным образом размещать средства страховых резервов в порядке, установ­ленном нормативным правовым актом органа страхового надзора.

В качестве общих принципов предусмотрено, что размещение страховых резервов должно осуществляться страховщиками на усло­виях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

Диверсификация — наличие широкого круга объектов инвестиций и средств с целью уменьшения возможного инвестиционного риска. При этом под инвестициями понимаются вложения средств в объек­ты предпринимательской и других видов деятельности в целях полу­чения дохода (прибыли).

Возвратность — обязательная возможность возврата инвестированных средств страховых резервов в полном объеме.

Прибыльность — обязательное получение дохода с инвестирован­ных средств.

Ликвидность — возможность быстрой реализации инвестирован­ных средств страховых резервов при сохранении их номинальной стоимости в случае необходимости выполнения взятых на себя стра­ховщиком страховых обязательств. В этих целях орган страхового надзора утверждает правила размещения страховых резервов (напри­мер, в государственные ценные бумаги РФ, субъектов РФ, муници­пальные ценные бумаги и т.д.).

Собственные средства страховщиков (за исключением обществ взаимного страхования, осуществляющих страхование исключитель­но своих членов) включают в себя уставный капитал, резервный ка­питал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль.

Закон об организации страхового дела устанавливает, что страхов­щики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного минимального размера уставного капитала.

Минимальный размер уставного капитала страховщика определя­ется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 млн. руб., и следующих коэффициентов:

1- для личного страхования от несчастных случаев и болезней;

1 - для личного страхования от несчастных случаев и болезней и (или) имущественного страхования;

2 - для страхования жизни;

2 - для страхования жизни и личного страхования от несчастных случаев и болезней;

4 - для перестрахования, а также страхования в сочетании с пере­страхованием.

Так, при страховании страховщиком жизни он должен иметь ус­тавный капитал, равный 60 млн. руб. (30 х 2), а при перестрахова­нии — 120 млн. руб. (30 х 4).

Изменение минимального размера уставного капитала страхов­щика допускается только федеральным законом не чаще одного раза в два года при обязательном установлении переходного периода.

Внесение в уставный капитал заемных средств и находящегося в залоге имущества не допускается (п. 3 ст. 25 Закона).

Закон об организации страхового дела вводит институт «замены страховщика».

В связи с этим предусмотрено, что страховщик может передать обязательства, принятые им по договорам страхования (страховой портфель), одному страховщику или нескольким страховщикам (за­мена страховщика), имеющим лицензии на осуществление тех видов страхования, по которым передается страховой портфель, и распола­гающим достаточными собственными средствами, т.е. соответствую­щими требованиям платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств. Передача страхового портфеля осуществляется в поряд­ке, установленном законодательством РФ.

Передача страхового портфеля не может осуществляться в случае:

- заключения договоров страхования, подлежащих передаче, с нару­шением законодательства;

- несоблюдения страховщиком, принимающим страховой порт­фель, требований финансовой устойчивости;

- отсутствия выраженного в письменной форме согласия страхователей, застрахованных лиц на замену страховщика;

- отсутствия в лицензии, выданной страховщику, принимающему страховой портфель, указания вида страхования, по которому были заключены договоры страхования;

- отсутствия у страховщика, передающего страховой портфель, активов, принимаемых для обеспечения страховых резервов (за исклю­чением случаев несостоятельности (банкротства).

Одновременно с передачей страхового портфеля передаются акти­вы в размере страховых резервов, соответствующих передаваемым страховым обязательствам.

Если правила страхования страховщика, принимающего страховой портфель, не соответствуют правилам страхования страховщика, передающего страховой портфель, изменения условий договоров страхова­ния должны быть согласованы со страхователем (п. 5 ст. 25 Закона).

Страховщики ведут бухгалтерский учет, составляют бухгалтерскую и статистическую отчетность в соответствии с планом счетов, правила­ми бухгалтерского учета, формами учета и отчетности, утверждаемыми органом страхового надзора в соответствии с законодательством.

Учет операций по страхованию жизни и по страхованию иных объектов страхования ведутся раздельно.

Страховщики представляют в орган страхового надзора бухгалтер­скую и статистическую отчетность, а также иные сведения по формам и в порядке, установленным органом страхового регулирования.

Страховые брокеры представляют в орган страхового надзора све­дения о страховой брокерской деятельности в порядке, установлен­ном органом страхового регулирования.

Страховщики опубликовывают годовые бухгалтерские отчеты в порядке и в сроки, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, после аудиторского подтверждения досто­верности содержащихся в этих отчетах сведений.

Опубликование годовых бухгалтерских отчетов должно осуществляться в средствах массовой информации, в том числе распростра­няющихся на территории, на которой осуществляется деятельность страховщика. Сведения об опубликовании сообщаются страховщи­ком в орган страхового надзора.

Тема 12. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.

СООТНОШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СТРАН СНГ И БАЛТИИ, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ

12.1. Государственное регулирование страхования в зарубежных странах

Как составная часть государственного регулирования экономики регулирование страхования представляет собой деятельность особого типа, обеспечивающую стабильность всей системы народного хозяй­ства.

Глобализация мировой экономики породила для национальных органов страхового регулирования необходимость создавать регио­нальные и международные организации, обеспечивающие координа­цию действий по государственному регулированию страхования, включающему в себя и финансово-правовое регулирование.

Создано и функционирует уже много таких организаций. Одна из них - Национальная ассоциация страховых комиссаров (NAIS) в США. Она объединяет соответствующие органы всех штатов, дейст­вующие в некотором роде независимо от законодательств штатов. Другой пример — Ассоциация страховых надзорных организаций Ла­тинской Америки (ASSAL), перешедшая от разовых встреч к регуляр­ным годовым заседаниям.

В странах Европейского союза координация работ по публичному, в частности правовому, регулированию страхования обеспечивается Комитетом по страхованию - единым исполнительным органом в рамках системы управления Европейского союза. В результате стали возможны унификация и последующая гармонизация законодательства стран Союза в целях формирования единого страхового про­странства в Европе.

В 1995 г. было создано постоянно действующее Совещание орга­нов страховых надзоров стран Содружества Независимых Государств. Главная задача — регулярный обмен информацией об изменениях в национальном страховом законодательстве и принципах регулирова­ния деятельности страховых структур. В декларации при учреждении Совещания было заявлено, что его целью является создание единого страхового пространства на территории СНГ.

Приведенные примеры иллюстрируют процессы создания наднациональных институтов, объединяющих в различных организацион­ных формах органы страхового регулирования разных стран.

Ведущую роль в углублении международного сотрудничества в об­ласти страхования играет Международная ассоциация органов стра­хового надзора (IAIS), созданная 16 июня 1994 г.

Однако страховое регулирование в странах — участницах Ассо­циации развито неравномерно, несхожи, а то и вовсе отсутствуют не­обходимые формы и методы, обеспечивающие контроль за деятель­ностью страховых структур. Поэтому было решено подготовить стан­дарты страховой деятельности, которые носили бы рекомендатель­ный характер в течение достаточно продолжительного времени.

Одной из тенденций государственного регулирования можно счи­тать значительную либерализацию страхования.

Либерализация эта выражается прежде всего в отказе от методов материального надзора, предполагающих предварительный контроль при выдаче лицензии, определении условий и тарифов страхования, в расширении разрешенных видов страхования, превалировании кон­троля за финансовой устойчивостью и платежеспособностью страхо­вых структур, т.е. в усилении акцента на финансово-правовом регу­лировании их деятельности.

Но одно дело - осознание необходимости международного регу­лирования страховой деятельности, совсем другое — совмещение раз­личных подходов к ней в разных странах. Проблемы возникают и из-за различий в применяемом законодательстве. Так, европейские стра­ны концентрируют внимание на финансовой устойчивости страховых структур, в то время как некоторые другие обращают внимание в пер­вую очередь на размер страховых тарифов и контролирование усло­вий договора страхования.

Проверка финансовой состоятельности страховых организаций, равно как и другие обязательные условия страховой деятельности, - предмет финансово-правового регулирования со стороны государства. Общие требования к возникновению специальной правоспособ­ности на проведение страховой деятельности составляют основы ли­цензирования страховых организаций. После выдачи лицензии госу­дарство контролирует соблюдение организациями требований фи­нансовой устойчивости и платежеспособности, которые основаны на регулировании государством порядка формирования и инвестирова­ния страховыми организациями средств страховых резервов, оценки резерва их платежеспособности и других параметров финансового благополучия страховой организации.

Государство наделяет определенный орган исполнительной вла­сти специальными властными полномочиями по обеспечению со­блюдения требований законодательства, регулирующих деятельность страховых организаций.

В международной практике функции страхового регулирования исполняют различные органы государственной исполнительной вла­сти, которыми могут быть как самостоятельные органы (министерст­во финансов, министерство внутренних дел, центральный банк и т.п.), так и их структурные подразделения.

Существуют три типа финансово-правового регулирования государ­ством страховой деятельности:

- на уровне высших органов власти (преобладающий).Он применяет­ся, например, в России, ФРГ и Великобритании;

- как на федеральном, так и на провинциальном уровнях (Канада);

- на уровне субъектов федерации (США).

Выполнение регулирующей функции возлагается, как правило, на специальный орган (структуру) - государственный страховой надзор. Государственные структуры определяют общие рамки деятельности в страховом сегменте экономики, а в некоторых случаях, когда речь идет об общественных интересах, и по ведению обязательных видов страхования.

Если относительно установления регулирования (надзора) в сфере страхования как такового нет разногласий, то по части выбора луч­шей системы регулирования, способа осуществления и интенсивно­сти надзора за деятельностью страховых структур, а также компетен­ции ведомства страхового регулирования они есть.

Государства решают данный вопрос по-разному, в соответствии со своим законодательством. Рассмотрим подробнее систему и принци­пы финансово-правового регулирования страхования в Германии - они традиционно наиболее близки к действующим в Российской Фе­дерации.

Германская система — одна из старейших в Европе. Она развива­ется в рамках континентального права и не случайно считается самой жесткой. Несмотря на федеративное государственное устройство, система регулирования строго централизована, регулирование прак­тически полностью осуществляется на федеральном уровне.

Закон о страховом надзоре от 12 мая 1901 г. (в ред. от 17 декабря 1993 г.), который определяет юридические основы государственного регулирования и контроля деятельности страховых организаций, и Закон об учреждении Федерального ведомства по надзору за страхо­вой деятельностью от 31 июля 1951 г. — главные нормативные право­вые акты, определяющие основы, статус, структуру, функции и права, федерального ведомства, его полномочия по отношению к страховым организациям.

Основную регулирующую нагрузку несет Федеральное ведомство, страхового надзора. К органам страхового надзора относятся также, уполномоченные органы немецких земель.

В Германии двухуровневая система: федеральный надзор и зе­мельные органы надзора. Функции страхового регулирования распределены между федерацией и землями. Являясь компетентным органом федерации, Федеральное ведомство страхового надзора контро­лирует деятельность германских и иностранных страховых структур, проводящих страхование более чем в одной земле. Надзор за деятель­ностью всех остальных структур осуществляется, как правило, земельными органами. Однако при известных условиях надзор может; перейти к федеральному ведомству.

Жесткость германского страхового регулирования — в тех полно­мочиях, которыми наделяются соответствующие органы. Среди них полномочия, связанные с требованиями по повышению финансовой устойчивости, снижению страховых сумм, изменению как условий страхования, так и условий договоров, отзыву лицензии, объявлению банкротом, по решению вопроса о принудительном управлении и т.д. Каждый новый вид страхования проходит процедуру лицензирова­ния, полисные условия которых должны отвечать определенным тре­бованиям. Все сказанное относится к любой страховой структуре стран — членов Европейского союза, осуществляющей деятельность на территории Германии, и, несмотря на провозглашенный принцип свободной взаимной страховой деятельности, иностранные страхо­вые структуры должны соблюдать требования действующего немец­кого законодательства.

Система регулирования, существующая в Великобритании (так называемая британская система), отличается от германской наименьшей степенью жесткости. Она основана только на финансово-право­вом регулировании платежеспособности и финансовой устойчивости страховых организаций. Хотя операции по страхованию и должны быть предметом лицензирования, но основным регулятором развития страхования как сегмента экономики является в основном тарифная конкуренция.

В некоторых странах (Франция) системы регулирования занимают как бы промежуточное положение между германской и британской. Хорошо продуманная регламентация деятельности страховых органи­заций сочетается с весьма гибким общим подходом, дающим возмож­ность обеспечить серьезную конкуренцию, особенно в области та­рифной политики.

Во Франции долго не было специального органа по регулированию страхования. Эти функции выполнял один из департаментов Министерства экономики и финансов. В 1989 г. была создана Комис­сия по контролю за страхованием, которой министерство передало часть надзорных функций. Основные функции комиссии таковы; проверка бухгалтерских операций; контроль технических резервов; анализ платежеспособности; контроль инвестиций. Она контролиру­ет только прямых страховщиков. Допуск на рынок иностранных пе­рестраховщиков более льготный, чем, например, в Великобритании, но персональная ответственность за выбор перестраховщика лежит на руководстве французской организации. Это требование позволяет в известной степени гарантировать платежеспособность прямых стра­ховщиков, не прибегая к непосредственному контролю за деятель­ностью перестраховочных компаний.

Медицинское страхование во Франции контролируется специаль­ным государственным органом — Комиссией по контролю за соци­альным страхованием, которая также по методологическим вопросам подчинена Министерству экономики и финансов. В медицинском страховании три четверти всех расходов покрывается за счет бюджета социального страхования.

В отличие от других стран Соединенные Штаты Америки не име­ют федеральной системы регулирования страховой отрасли. Истори­чески регулирование осуществляли именно штаты, и их полномочия оговорены Законом Маккарена-Фергюсона. За Конгрессом США за­креплена роль наблюдателя. Каждый штат осуществляет контроль на своей территории, а федеральное антитрестовское законодательство относится к страхованию в той мере, в какой этот вид деятельности не охвачен правовым регулированием штата.

Законодательства штатов возлагают полномочия по регулирова­нию страховой деятельности на специальные органы. В большинстве штатов они подчиняются непосредственно губернатору и фактически представляют собой министерства, возглавляемые назначаемым ко­миссаром (суперинтендантом, директором). Однако в некоторых штатах такие подразделения возглавляет выборное лицо, и они выве­дены из подчинения губернатору.

На страховые органы штатов ложится значительная нагрузка, по­скольку в их компетенции находится широкий круг вопросов. Во многих штатах официальное лицо, несущее за это ответственность, имеет и другие обязанности (аудитор штата, контролер или казна­чей), или страховой департамент объединен с каким-либо другим, на­пример банковским или департаментом ценных бумаг. Страховой ко­миссар осуществляет контроль и надзор посредством лицензирова­ния. Предоставляя лицензии, штат имеет право поставить многочис­ленные условия и ограничения, которые должны соблюдаться страховыми организациями по всем вопросам регулирования страхо­вой деятельности в соответствии с нормами, принятыми в штате.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: