Психометрические основы психодиагностики

1. Тестовые нормы.

2. Надежность. Виды и способы ее определения.

3. Валидность.

4. Измерение и интерпретации валидности.

Тестовые нормы. Статистические показатели распределения. Среднее значение, медиана, дисперсия. Типы распределений. Стандартизация шкал. Возрастные и внутригрупповые нормы.

Чтобы нивелировать влияние побочных факторов и получить достаточно “чистый результат”, обычно тестируют большое количество испытуемых. Считается, что повторение обеспечивает рандомизацию (случайное варьирование) неконтролируемого качества. Чтобы установить, подчиняется ли эмпирическое распределение изучаемой величины нормальному закону, необходимо сопоставить сведения о свойствах этой величины со свойствами функции нормального распределения.Сопоставление может быть графическим (анализируются лево- и право-стороние смещения, отрицательные и положительные эксцессы и т.д.),опираться на сравнение мер симметрии (среднее,мода, медиана) и на сравнение мер разброса (размах, дисперсия, стандартное отклонение).

Надежность теста. Ее виды и способы их определения.

Надежность-характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а так же устойчивость результатов тестирования к действию посторонних случайных факторов. Надежность показывает, в какой степени выявленные у испытуемых различия по тестовым результатам являются отражением действительных различий в измеряемых свойствах и в какой мере они могут быть приписаны случайным ошибкам. Выделяются следующие виды надежности: ретестовая, надежность параллельных форм, зависимости от экспериментатора, частей теста и внутренняя согласованность. Надежность определяется с помощью корреляционного анализа. Полученные в ходе тестирования результаты необходимо корректировать с учетом коэффициента надежности.

Валидность. Понятие о валидности. Измерение и интерпретация валидности.

Валидность – характеристика методики, включающая сведения об области исследуемого явления и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним. Валидность –понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает.

Инкрементная валидность показывает практическую ценность методики при проведении отбора.

Критериальная - отражает соответствие диагноза и прогноза определенному кругу критериев измеряемой переменной. Включат в себя текущую валидность (отражающую способность различать испытуемых на основании диагностического признака) и прогностическую валидность (характеризующую степень точности и обоснованности суждения о развитии качества).

Содержательная валидность характеризует степень репрезентативности содержания заданий теста измеряемой области психических свойств.

Конструктная валидность отражает степень репрезентации исследуемого конструкта в результатах теста. Ее разновидность - валидность по возрастной дифференциации - характеризует соответствие результатов теста теоретически ожидаемым и практически наблюдаемым возрастным изменениям.

Кроме этих видов валидности выделяют специфические типы, такие как:

Факторная валидность, имеющая отношение к процедурам многомерного факторного анализа и определяющая нагруженность теста по известным факторам.

Синтетическая валидность, содержащая данные о том, могут ли данные о валидности теста быть перенесены с одной ситуации на другую. Это особенно важно в ситуации с комплексным критерием.

Конгруэнтная валидность, обозначающая корреляцию данного теста с ужу существующими тестами того же типа.

Внешняя (очевидная) валидность, определяемая как валидность с первого взгляда.

Сведения, входящие в комплекс валидности, можно оценить качественно и количественно (при помощи коэффициентов корреляции), нередко их можно описать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: