Социальная психология как наука

Специфику социальной психологии обозначают как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению -как со стороны личности, так и состороны групповых психических явлений. Соответственно, круг исследуемых явлений весьма широк, сюда относятся и феномены психологии больших групп, и динамика и структура малых, диспозиции личности и различные виды социального поведения.

Для социальной психологии актуально одновременное решение двух задач: и выработки практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике, и «достраивание» своей собственной целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований. СП занимает специфическое место в системе научного знания. Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин включает ее в себя в качестве составной части. Здесь можно выделить четыре позиции: 1) социальная психология как часть социологии; 2) социальная психология как часть психологии; 3) социальная психология как наука «на стыке» психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко: а) социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии; б) она захватывает область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.; так же, общая проблематика рассматривается социальной и возрастной психологие й (проблемы социализации, овладения языком и т.п.). Для социальной и зоопсихологии существуют общие проблемы инстинктивного поведения, агрессии, стадной жизни животных и иерархии взаимоотношений и т.п.

Молодость СП как науки, сложность ее происхождения и статуса, вызывают необходимость руководствоваться в исследованиях одновременно методологическими принципами двух различных научных дисциплин: психологии и социологии. Соответственно, социальная психология должна соотносить друг с другом два ряда закономерностей: общественного развития и развития психики человека.

В современном научном знании существует три различных уровня научного подхода:

1.. Общая методология -общий философский подход, общий способ познания. Для СП необходимо определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека. В качестве общей методологии различные исследователи принимают различные философские системы.

2.Частная (или специальная) методология -совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. СП принимает принцип деятельности как один из принципов своей специальной методологии, и он превращается в своего рода норматив социально-психологического исследования.. В СП специальная методология формируется при условии адаптации методологических принципов как психологии, так и социологии.

3. Методология, как совокупность конкретных методических приемов исследования, что чаще в русском языке обозначается термином «методика».

Теория, сводящая в единую систему знания, накопленные в некоторой области, должна быть: информативна, т. е. устанавливать связь между различными эмпирическими законами; прогностична, т. е. точно предсказывать ход событий; экономична, т. е. так систематизировать знание, чтобы максимальное число фактов можно было вывести из минимального числа основных понятий и принципов; регулятивна, т. е. служить основой дальнейшего научного поиска; практически эффективна, т. е. быть инструментом решения практических задач.

Весь набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к «психологии воздействия». Существует много классификаций методов соц.-психологического исследования. Три группы методов:

1) методы эмпирического исследования,

2) методы моделирования,

3) управленческо-воспитательные методы (Свенцицкий).

Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов, разного рода опросы (анкеты, интервью), тесты (социометрический тест), эксперимент (как лабораторный, так и естественный). Наблюдение является «старым» методом социальной психологии и иногда противопоставляется эксперименту как несовершенный метод. В случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важную роль. Главная проблема, что наблюдать? как фиксировать наблюдаемое? Изучение документов –при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Один из методов, получивший название «контент-анализ» (буквально: «анализ содержания») -в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Опросы -весьма распространенный прием в социально-психологических исследованиях. Наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты (особенно при исследованиях больших групп). Интервью - здесь имеет место взаимодействие интервьюера и респондента (т.е. человека, отвечающего на вопросы), которое само по себе есть некоторое социально-психологическое явление. Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. В социальной психологии, чаще всего личностные тесты, реже — групповые тесты. В СП тесты могут применяться как подсобное средство исследования. Данные их обязательно должны сопоставляться с данными, полученными при помощи других методов. Тестов, имеющих значение для диагностики группы, не так много. (широкое распространение социометрический тест). Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в СП.

Потребность осознать характер совместной деятельности, форм общения, складывающихся в ней, возникла, вероятно, так же давно, как и сама совместная деятельность людей. История первобытного общества свидетельствует, что люди уже на заре человечества сталкивались с СП-ми явлениями и каким-то образом пытались использовать их. Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, где внутри каждой науки обособились элементы СП-го знания. Многие исследователи отмечают наличие элементов социально-психологических знаний в самых разных философских концепциях. В античной философии это не только философия Платона, но и философия Аристотеля. Затем длительный период до XVII века взгляды на психологию и этику были слиты воедино. В философии нового времени нельзя опустить такие имена, как Т.Гоббс, Дж. Локк, Р.Руссо, Гегель, Н.Макиавелли. Становлению социальной психологии способствовали и социальная философия (Дж.Локк, Ш.Монтескье, и др.), и социология (О.Конт, Э.Дюркгейм), и теория эволюции (Ч.Дарвин, Г.Спенсер). Социально-психологические идеи присутствовали в системах как идеалистической, так и материалистической философии. В целом они были неразрывно связаны с трактовкой общих психологических идей и «чисто» социально-психологические аспекты выделить здесь весьма трудно.

Во второй половине XX века произошел поворот внимания исследователей к психологии народов и масс. Этнографические исследования накопили большой объем знаний, важных для СП-ой проблематики. Этнография и антропология в центр внимания ставили различия между людьми, в то время как социология и психология рассматривали в первую очередь человеческое поведение.

Одна из первых форм СП-их теорий -психология народов -сложилась в середине XIX в. в Германии. Некоторые авторы считают 1859 год, когда Г.Штейнталь и М.Лацарус начали издавать журнал по психологии народов, годом рождения социальной психологии как науки. В.Вундт также разрабатывал данную проблематику, конкретизировав понятие «дух народа» и создав систему его исследования. Психология масс представляет собой другую форму первых социально-психологических теорий, она дает решение вопроса о взаимоотношении личности и общества с «индивидуалистических» позиций. Третьей концепцией, которая стоит в ряду первых самостоятельных социально-психологических построений, является теория инстинктов социального поведения английского психолога В. Макдугалла. Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения являются врожденные инстинкты.

В результате развития данных теорий были выделены вопросы о соотношении сознания индивида и сознания группы, о движущих силах социального поведения и т.п. В середине XIX в. сформировалось марксистское мировоззрение, что также оказало влияние на социальную психологию. Анализ СП-их явлений в системе марксизма осуществлялся на основе материалистического понимания истории. Общественная психология классов и других социальных групп в системе общественного сознания рассматривалась как определенный уровень (низший по сравнению с идеологией) общественного сознания, который играет большую роль в общественном развитии. Особое место уделялось характеристике массового сознания в период исторических сдвигов. До начала XX века СП была описательной, умозрительной наукой, поскольку обладала фактически только двумя методами - наблюдения (созерцания) и размышления (рассуждения). Приобретение СП на рубеже XIX и XX веков статуса относительно самостоятельной и признанной науки связано не только с успехами естествознания и прогрессом социальной философии и выделившихся из нее дисциплин, но и с многочисленными общественно-историческими преобразованиями того периода.

Начало XX в. и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения СП в экспериментальную на уку. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В. Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения СП в экспериментальную дисциплину. Основное развитие в этом ее варианте СП получает в США, где бурное становление капиталистических форм в экономике стимулировало практику прикладных исследований и заставило социальных психологов повернуться лицом к актуальной социально-политической тематике. Особое значение такая практика приобретала в условиях развернувшегося экономического кризиса. В теоретическом плане преодоление старой традиции приняло форму критики концепции Макдугалла, которая в наибольшей степени отражала слабости социальной психологии предшествующего периода. В развитии психологии к этому времени четко обозначились три основных подхода: психоанализ, бихевиоризм и гештальт-теория, и социальная психология стала опираться на идеи, сформулированные в этих подходах. Особый упор был сделан на бихевиористский подход, что соответствовало идеалу построения строго экспериментальной дисциплины.

С точки зрения объектов исследования главное внимание начинает уделяться малой группе. В определенной степени этому способствует увлечение экспериментальными методиками: применение их прежде всего возможно лишь при исследовании процессов, протекающих в малых группах. Сам по себе акцент на развитие экспериментальных методик означал несомненный прогресс в развитии СП-ого знания. Однако такое увлечение привело к одностороннему развитию СП: она не только утратила всякий интерес к теории, но вообще сама идея теоретической СП оказалась скомпрометированной. Все это привело к тому, что начиная с 50-х гг. XX в. резко стали возрастать критические тенденции в СП.

Бихевиоризм в СП использует сейчас те варианты этого общепсихологического течения, которые связаны с необихевиоризмом. В СП разработан ряд теорий, прежде всего теория фрустрации -агрессии Н. Миллера и Д. Долларда. Кроме того, в рамках этого же подхода разрабатываются многочисленные модели диадического взаимодействия, например, в работах Дж. Тибо и Г. Келли. Характерным для работ этого рода является использование, в частности, аппарата математической теории игр. Особняком стоят в СП-ом необихевиоризме идеи так называемого социального обмена, развиваемые в работах Д. Хоманса. Весь арсенал бихевиористских идей присутствует во всех названных теориях, причем центральной идеей является идея подкрепления (в вариантах классического или оперантного обусловливания). Необихевиоризм и в СП претендует на создание стандарта подлинно научного исследования, с хорошо развитым лабораторным экспериментом, техникой измерения. Психоанализ не получил столь широкого распространения в СП, как бихевиоризм. Однако и здесь есть ряд попыток построения СП-их теорий. Обычно в этих случаях называют неофрейдизм и, в частности, работы Э. Фромма и Дж. Салливана.

Входе дискуссии 20-х гг. относительно философских предпосылок научного знания четко обозначилась тенденция к разработке новой материалистической науки, основанной на марксистской философии. Г.И.Челпанов предлагал идею разделения психологии на две части: эмпирическую как естественнонаучную дисциплину, и социальную, базирующуюся на социокультурной традиции. К.Н.Корнилов полагал, что сохранение единства психологии должно проходить в рамках реактологии путем распространения на поведение человека в коллективе принципа коллективных реакций, что отрицает необходимость "особой СП". П.П.Блонский также поддерживал идею отказа от "отдельной" научной дисциплины СП, объясняя это тем, что СП отождествляется с признанием социальной обусловленности психики. М.А.Рейснер предложил создать марксистскую СП путем прямого соотнесения физиологического учения И.П.Павлова с историческим материализмом, т.е. СП должна была стать наукой о социальных раздражителях и их соотношениях с действиями человека. В итоге попытки построения СП как особой дисциплины прекратились на довольно длительный срок.

Второй этап дискуссии о предмете СП начался в конце 50-х - начале 60-х гг. и в ее результате началось конструирование СП как относительно самостоятельной дисциплины. Идеи психологической теории деятельности, в частности, положение о том, что в ходе деятельности человек не только преобразует мир, но и развивает себя как личность, как субъект деятельности, были воспроизведены в СП и применялись к основному предмету ее исследования -группе. Теоретические, эмпирические и прикладные исследования коллектива составляют основной вклад парадигмы преобразования в современную СП. П.Н. Шихирев полагает, что современную зарубежную СП необходимо интегрировать с теоретическими разработками советской СП. В отличие от других парадигм, ставивших в центр внимания какое-либо одно из отношений системы "индивид-группа-общество", эта новая парадигма будет охватывать всю систему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: