Эксперимент: независимая и зависимая переменные. Естественный и лабораторный эксперимент

Методы экспериментального исследования можно условно разделить на активные и пассивные.

Активные: лабораторный эксперимент и его различные модификации, квазиэксперимент. Исследователь активно вызывает явление или процесс, воздействуя на объект.

Пассивные – наблюдение, клинический метод, метод анализа продуктов деятельности, измерение и корреляционные исследования, метод сбора информации (servey research), “архивное исследование” и т. д. Исследователь довольствуется регистрацией естественного процесса.

Регистрировать поведение исследователь может непосредственно или применяя некоторый инструмент (опросник, тест и т. д.). Воздействовать на испытуемого он может непосредственно в ходе беседы либо организуя деятельность обследуемого в лабораторном эксперименте с помощью исследовательских средств.

Методы организации исследования:

1. Экспериментальное исследование, систематическое наблюдение или корреляционное исследование. И исследователь пытается установить причинную или корреляционные связи между основными переменными, контролируя внешние переменные. Для этого он целенаправленно отбирает группы испытуемых или наблюдаемых индивидов, планирует определенным образом последовательность своих действий.

2. Естественные эксперимент и наблюдение, беседа, клинический метод, метод описания частных случаев и др. П рименяются для выявления особенностей поведения человека. Служат источником для эмпирических обобщений и выдвижения индуктивных гипотез. 3. Квазиэксперимент. “Промежуточный” между естественными методами проведения исследования и методами, где применяется строгий контроль переменных. Часто его отождествляют с методом систематического наблюдения, при котором экспериментатор не воздействует на исследуемый объект. Под квазиэкспериментом принято понимать такой метод, при котором не удается полностью реализовать схему, предписываемую идеальным исследованием, но эти отношения частично компенсируются использованием особых квазиэкспериментальных планов.

Экспериментальное исследование в психологии отличается от других методов тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной, тогда как при прочих методах возможны лишь варианты отбора уровней независимых переменных. Нормальным вариантом экспериментального исследования является наличие основной и контрольных групп испытуемых. В неэкспериментальных исследованиях, как правило, все группы равноценны, поэтому проводится их сравнение.

Различают исследовательский (поисковый) и подтверждающий эксперимент:

- поисковый (эксплораторный) эксперимент проводится, когда неизвестно, существует ли причинная связь между независимой и зависимой переменными. Поисковое исследование направлено на проверку гипотезы о наличии или отсутствии причинной зависимости между переменными А и В.

- подтверждающий (конфирматорный) эксперимент - в случае, если существует информация о качественной связи между двумя переменными, выдвигается гипотеза о виде этой связи. В ходе исследования выявляется вид функциональной количественной связи между независимой и зависимой переменными.

Алгоритм исследования в целом выглядит так:

1. Выдвигается гипотеза о качественной причинной связи А и В.

2. Проводится поисковый эксперимент.

3. В случае не подтверждения гипотезы выдвигается другая качественная гипотеза и проводится новый поисковый эксперимент; если же качественная гипотеза подтверждается, выдвигается количественная функциональная гипотеза.

4. Проводится подтверждающий эксперимент.

5. Принимается (или отвергается) и уточняется гипотеза о виде связи между переменными.

Основные этапы экспериментального исследования:

1. Любое исследование начинается с определения его темы. Тема ограничивает область исследований, круг проблем, выбор предмета, объекта и метода.

Эмпирическое исследование проводится в трех основных случаях:

– проверка гипотезы о существовании явления;

– проверка гипотезы о существовании связи явлений;

– проверка гипотезы о причинной зависимости явления Л от явления В.

Эксперимент применяется только для обнаружения причинной связи явлений. 2. Работа с научной литературой. Исследователь должен ознакомиться с экспериментальными данными, полученными другими психологами, и попытками объяснения причин заинтересовавшего его явления.

Первичная работа начинается с поиска определений базовых понятий. Следующий шаг – составление библиографии по тематике исследования.

Результат работы над литературным обзором – это уточнение проблемы, возникновение новой гипотезы и идеи плана экспериментального исследования. Возможно, что психолог и откажется от исследования, так как проблема может показаться неразрешимой или, наоборот, настолько исследованной, что ничего нового к имеющимся результатам добавить уже нельзя.

3. Уточнение гипотезы и определение переменных. Экспериментальная гипотеза, в отличие от теоретической, должна быть сформулирована в виде импликативного высказывания: “Если... то...”. Кроме того, она должна быть конкретизирована и операционализирована (“если А, то В” переменные А и В должны контролироваться в эксперименте: А – управляться экспериментатором, а В – регистрируется непосредственно или с помощью аппаратуры).

Основная общая гипотеза – психолог управляет не психической реальностью, а внешними параметрами ситуации, воздействующими на психику испытуемого.

4. Выбор экспериментального инструмента, который позволял бы ему: а) управлять независимой переменной; б) регистрировать зависимую переменную.

Может применяться самая разнообразная аппаратура, в том числе психофизиологическая. Следует избегать перегрузки испытуемого избыточными тестами.

5. Планирование экспериментального исследования - выделении внешних переменных, которые могут влиять на зависимую переменную. Планирование необходимо для обеспечения внешней и внутренней валидности эксперимента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: