Произведения раннехристианских писателей

К

лимент Римский (Clementus Romanus,? - 101) — так называемый Муж Апостольский (Patres Apostolici)[813], епископ Рима (92 - 101) (Евсевий. Церковная история.III.15:24)[814]. Ему принадлежит написанное в период с 92 по 96 гг. Первое послание Климента Римского к коринфянам (Clem. Ad Corinthios I), которое имело огромный авторитет[815]. Христианским кругам было известно и так называемое Второе послание Климента Римского к коринфянам (Ps.-Clem. Ad Corinthios II), которое Клименту не принадлежит[816]. Это — составленная в 50-х - 70-х гг. II века первая известная нам проповедь, произнесенная за богослужением и направленная против гностиков. Кроме того, в конце второго века были созданы Псевдоклементийские Гомилии (Ps.-Clem. Homil) — произведение, авторство которого христиане приписывали Клименту Римскому. Псевдоклементийские Гомилии дошли до нас в редакции IV века[817].

Поликарп (Polycarpus) — ученик апостола Иоанна, епископ Смирны[818]. Евсевий называет Поликарпа “собеседником апостолов” (Церковная история.III.36:1; cр. Ириней. Против ересей.III.3:4). Согласно сочинению Мученичество смирнского епископа Поликарпа (9:3), он в возрасте восьмидесяти шести лет умер мученической смертью в Риме. По мнению современных исследователей, Поликарп пострадал 23 февраля 155 или 22 февраля 156 года. Однако эти даты не согласуются с указанием Евсевия (Церковная история.IV.15), датирующего мученичество Поликарпа седьмым годом правления Марка Аврелия (161 - 180), что послужило основанием для других исследователей датировать смерть Поликарпа 23 февраля 167 года. Некоторые исследователи переносят эту дату на 26 марта 166 года. Сохранилось Послание Поликарпа к филиппийцам (Polyc. Ad Philippenses) (Ириней. Против ересей.III.3:4; Евсевий. Церковная история.IV.14:8-9). В современной науке утвердилось мнение, что рукописная традиция слила воедино два послания Поликарпа к филиппийцам: I-е написано около 110 года, II-е — двумя десятилетиями позже.

Юстúн (Justinus, нач. II века - 166 г.) — раннехристианский апологет и писатель, странствующий проповедник. Родился в Сихеме, древнем городе Самарии, который после восстановления его императором Флавием Веспасианом (69 - 79) стал называться “новым городом Флавиевым” — Флавия Неаполь (Flavia Neapolis). Юстин по происхождению был греком и получил полное по тогдашнему времени образование. Переходя от одной философской системы к другой, Юстин наконец обратился в христианство. Его крещение относится или к 133, или к 137 году, хотя некоторые исследователи датируют это событие 40-ми годами II века. В период гонений на христиан Юстин был обезглавлен в Риме[819]. Некоторые сочинения Юстина до нас не дошли — например, О душе и Певец. Другие ложно ему приписываются, как-то: Письмо к Зене и Серену, Вопросы с ответами эллинам, Ответы православным, Опровержение Аристотелевых мнений и Изложение веры (все они были созданы не ранее IV века). Другие произведения, восходя ко времени Юстина или еще древнее, по своему слогу, содержанию или другим признакам представляют основания сомневаться в их происхождении от Юстина; к ним относятся: Послание к Диогнету, Речь к эллинам (LÒgoj prÕj `EllÁnaj), Увещание (LÒgoj parainštikoj) к эллинам, О единовластительстве (Perˆ monarc…aj) и отрывок О воскресении (Perˆ ¢nast£sewj) (ср. Евсевий. Церковная история.IV.18:1-7). Не подлежит сомнению аутентичность трех сочинений Юстина: Apologia I (Первая Апология), Apologia II (Вторая Апология) и Dialogus cum Tryphono Judaeo (Разговор с Трифоном иудеем). Первая Апология (Just. Apol.I)[820] была написана при императоре Антонине Пии (138 - 161) — вероятно, в 139 или 150 году. Вторая Апология (Just. Apol.II) была написана вскоре после Первой[821]. Разговор с Трифоном иудеем (Just. Dial) был написан уже после Апологий и посвящен некоему Марку Помпею.

Ириней (Irenaeus, ок. 140 - 202) — раннехристианский писатель и апологет, по происхождению грек, родом из Малой Азии. Около 160 года был послан своим учителем Поликарпом Смирнским в Галлию для проповеди христианства. Ириней был пресвитером в Лугудуне (совр. Лион), а с 178 года, после казни епископа Фотина римлянами, принял кафедру (Евсевий. Церковная история.V.5:8). Вероятно, погиб во время массовых гонений на христиан при императоре Септилии Севере (193 - 211). Главное сочинение Иринея — Обличение и опровержение лжеименного знания, или Пять книг против ересей (это сочинение было впервые издано Эразмом Роттердамским в 1526 году) — посвящено полемике с гностиками и монтанистами. В науке это произведение носит более краткое название: Adversum haereses (Iren. Haer)— Против ересей[822].

Климент Александрийский (Clementus Alexandrus, ок. 150 - ок. 217) — христианский писатель и апологет. Язычник по воспитанию, он после долгих странствований по Империи и общения с различными учителями философии, обратившись в христианство, около 175 года обосновался в Александрии. Около 190 года он был избран главой Александрийского Огласительного собрания. Во время гонений при императоре Септимии Севере, начавшихся в 201 году, переселился в Каппадокию. Климент Александрийский, которого Иероним назвал omnium eruditissimus, в числе других произведений написал сочинение Stromata (Сlem. Strom) — Строматы (Евсевий. Церковная история.V.11:1-2; VI.13:1-3).

Тертуллиан (Tertullianus) Квинт Септилий Флоренс (ок. 160 - после 220) — сын римского кентуриона, пресвитер в Карфагене, крупнейший христианский апологет. Его фанатизм ярко выразился в провозглашенном им лозунге: credo quia absurdum (верю, потому что нелепо). Вот как это положение сформулировано Тертуллианом: “Распят Сын Божий — не стыдно, ибо это постыдно. И умер Сын Божий — это вполне достоверно, ибо нелепо. А погребенный, Он воскрес — это верно, ибо невозможно[823]” (De carne Christi (О теле Христовом).V). В 207 году Тертуллиан порвал отношения с главной Церковью, обвиняя ее в отступничестве, и примкнул к монтанистам. Он развивал учение “нового пророчества” монтанистской ереси в ряде своих произведений, особенно в сочинениях: De corona (О венце), Adversus Praxeam (Против Праксеи), De pudicitia (О стыдливости), De ieiunio adversus psychicos (О воздержании против душевных), De exhortatione castitatis (О поощрении целомудрии), De resurectione carnis (О воскресении плоти), De fuga in persecutione (О бегстве во время гонений), De monogamia (О единобрачии), De virginibus velandis (Об укрывании дев), Adversus Marcione (Против Маркиона). К апологическим сочинениям Тертуллиана относятся: 1) Apologeticus (Tert. Apol) — Апологетика (197 г.); 2) Ad nationes — К язычникам (197 г.); 3) Ad Scapulam — К Скáпуле (212 г.). Другая группа — против еретиков: 1) Adversus Hermogenem — Против Гермогена (200 - 206 гг.); 2) Adversus Iudaeos — Против иудеев (200 - 206 гг.); 3) сомнительный в плане аутентичности труд De praescriptione haereticorum (Tert. Praescr. haer) — О предписании еретикам (200 г.); 4) Adversus Marcionem в пяти книгах (207 - 208 гг.); 5) Adversus Valentinianos — Против валентиан (208 - 211 гг.); 6) Adversus Praxeam (213 г.); 7) Scorpiace (220 г.). Отметим также следующие работы Тертуллиана: De poenitentia — О покаянии; Ad martyras — К мученикам; De oratione — О речах; De anima — О душе; De baptismo (Tert. Bapt) — О крещении.

Ориген (Origenus, ок. 185 - 253 или 254) — христианский апологет и писатель. Сын александрийского христианина Леонида (Евсевий. Церковная история.VI.1; ср. там же, VI.19:7), он с детских лет изучал Писание и греческие науки и к семнадцати годам — когда отец претерпел мученичество (гонения при Септимии Севере, 202 г.), а семья, лишившись имущества, осталась без средств к существованию — настолько преуспел в этом, что сам мог преподавать (там же, VI.2:15 - 3:3). В это же время Ориген по просьбе язычников, желавших обратиться в христианство, стал главой Огласительного собрания, ибо “угроза гонения разогнала всех [христиан из Александрии]” (там же, VI.3:1). Ориген соблюдал строгий пост, мало спал и, наконец, чтобы избежать брака, оскопил себя (там же, VI.8:1-2)[824]. В 231 году из-за критики со стороны александрийской и других экклесий Ориген переселился в Кесарию Палестинскую, где провел последние годы жизни, основал там школу по типу александрийской и, вероятно, только там, то есть уже на склоне лет, был удостоен священнического сана (ср. там же, VI.8:4; 23:4; 26:1). Во время гонений на христиан Ориген был заключен в тюрьму в городе Тире и подвергся пыткам (там же, VI.39:5), от которых впоследствии умер. Соединяя платонизм с христианством, он отклонялся от ортодоксального учения Церкви, которой и был осужден как еретик на V (553 г.), а потом и на VI (680 г.) Вселенских соборах. Письменное наследие Оригена, дошедшее, правда, далеко не полностью, до сих пор вызывает изумление как по объему[825], так и по широте поставленных им вопросов[826]. Он изучал еврейский язык, чтобы заняться критическим изданием Писания (Евсевий. Церковная история.VI.16:1), и в результате была составлена Гексапла в 50-ти томах. Даже по словам своих противников, Ориген прекрасно знал греческую философию и “постоянно обращался к Платону”, к сочинениям Нумения, Крония, многих знаменитых пифагорейцев и стоиков (там же, VI.19:8). Одна из значительных работ Оригена: Contra Celsum (Orig. CC) — Против Цельса — апологический труд в восьми книгах, написанный в годы правления императора Филиппа Араба (там же, VI.36:2), по-видимому, в 248 году. В данном произведении Ориген перефразирует и цитирует почти всю книгу Цельса Аlethes logos (Правдивое слово), направленную против христиан и написанную неким философом по имени Цельс (Celsus) в 177 - 178 гг. Кроме того, руке Оригена принадлежат следующие произведения: Commentarii in Mattheum (Orig. Matth) — Комментарии к Матфею; Adversum haereses (Orig. Haer) — Против ересей.

Philosophoumena Origenis (Философские вопросы Оригена) — безосновательно приписывавшаяся некоторыми исследователями Оригену работа неизвестного компилятора, обнаруженная в середине XIX века и опубликованная в 1851 году. Она включает в себя сочинение христианского писателя конца II - первой половины III веков Ипполита (Hippolytus), — по-видимому, ученика Иринея, — Опровержение всех ересей, содержащее важную информацию о гностиках, и в современной литературе обычно фигурирует под названием Philosophoumena Hippolytis (Hippol. Philosoph)[827].

Евсевий (Eusebius) Кесарийский (Евсевий Памфил) (260/265 - 338 или 339) — римский церковный писатель, епископ Кесарии с 311 года. Одна из его работ: In Mattheum (Eus. Matth) — К Матфею. Основным сочинением Евсевия является произведение Нistoria ecclesiastica (Eus. HE) — Церковная история, — в котором отражена история христианства до 324 года. В данном труде Евсевий опирался на такие авторитеты, как Поликарп, Папий, Гегезипп[828], Юлий Африканский[829] и др.[830]

Епифаний (Epiphanius) Кипрский (307 - 403) — епископ Саламинский. Его основное сочинение: Epiphanii librorum adversus haereses proemium (Epiph. Haer) — Панарион, или Антедот против ересей.

Иероним (Hieronymus) Евсевий Софроний, прозванный Блаженным (347 - 419), — отец Церкви, переводчик Библии на латинский язык (Vulgata). Он родился в Далмации, изучал в Риме риторику и философию. Около 374 года отправился на Восток, где в Сирии и Палестине изучал богословие и еврейский язык. В 382 - 385 годах Иероним пребывал в Риме, где по поручению Дамаса начал исправление имеющихся тогда латинских переводов новозаветных произведений. В 385 году Иероним возвратился в Палестину и в 389 году основал монастырь в Вифлееме. К XIII веку сложилась легенда, согласно которой Дамас сделал Иеронима кардиналом. Среди работ Иеронима отметим следующие: Commentarii in Mattheum (Hier. Matth), Adversus Pelagium (Hier. Pel) и De viris illustribus (Hier. De vir. ill) — О знаменитых мужах.

Кодекс Безы

(Мф.11:10-21)

э


Приложение 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: