Библейские весы и деньги

В

етхозаветной единицей веса являлся шекель [831] (leqe$ [шé-кэль] — вес) (Быт.23:15; 24:22; Исх.30:13,15; Нав.7:21; 4 Цар.6:25; 7:1,16,18).

Шекель подразделялся на две беки [832] ((aqeB [б э -ка] — осколок).

В беке (Исх.38:26) считалось десять гер (hfr¢G [гэ-рá]), ибо двадцать гер составляли полный священный (эталонный) шекель (Исх.30:13; Лев.27:25).

Пятьдесят, а иногда шестьдесят, шекелей составляли ман э [833](hånfm — монета) (3 Цар.10:17; 1 Езд.2:69; Неем.7:71-72; Иез.45:12), или мна (mn©).

Шестьдесят манэ составляли киккaр [834] (rfKiK [кик-кáр]), тождественный тáлантосу (Исх.25:39; 38:24-29; 2 Цар.12:30; 3 Цар.9:28; 10:14; 2 Пар.29:4,7). Слово киккар означает круглый — вероятно, сама гиря имела круглую форму. Гири сначала были каменные, и, чтобы иметь узаконенную систему веса, при скинии были установлены эталонные весы и гири, которые впоследствии были перенесены в Иерусалимский храм под охрану священников (1 Пар.23:29). Неизвестно, какую форму имели эти гири. У ассирийцев и египтян они имели форму различных животных. При обыденных торговых сделках пользовались своими собственными весами, которые постоянно носили за поясом или в особой сумке, причем бывали случаи и обмана при помощи фальшивых гирь (Втор.25:13). Точно перевести древнееврейскую меру веса в современную систему единиц практически невозможно. Кроме того, следует помнить о том, что для разных металлов одна и та же мера веса выражалась по-разному.

Что касается денежных единиц в смысле чеканной монеты, то у евреев их не было вплоть до 350 года до н.э., когда Иудея некоторое время чеканила собственные монеты.

После вавилонского плена у евреев вошел в употребление персидский дарик, называемый по-еврейски даркмоном [835] (}Om:K:raD [дар-к’мóн]), который впоследствии стал известен под именем драхм э (1 Пар.29:7; 1 Езд.2:69; 8:27; Неем.7:70-71).

Около 138 года до н.э. Симон Хашмонай возобновил чеканку собственных монет с разрешения сирийского царя Антиоха VII Сидета (1 Макк.15:6). До этого при купле-продаже товар обычно оценивался в весовом выражении какого-нибудь драгоценного металла — преимущественно, серебра. Таким образом, монетная система первоначально соответствовала системе весовой и имела те же наименования: талантос, мна и т.д.

В некоторых местах Танаха упоминается особая монета — ксита (hf+yi&:q [к’си-тá]), — которая в Синодальном издании именуется просто монетой (Быт.33:19; Нав.24:32; Иов.42:11). Что подразумевалось под этим названием? — неизвестно (его можно перевести как украшение); однако, судя по тому, что в Септуагинте и Вульгате это слово переведено как ягненок, можно предположить, что это были такого рода слитки, которые имели хождение по известной цене, имея определенный вес и форму ягненка.

Кроме того, в Танахе упоминается пим ({yip), который, вероятно, соответствовал 2/3 шекеля (Ш’муэль I.13:21 = 1 Цар.13:21).

Ч

то касается новозаветных денежных единиц, то в Палестине имели хождение греческие и римские монеты.

Греческая драхм э [836] (dracm») в I веке примерно соответствовала римскому денaриусу [837](denarius [дэ-нá-ри-ус]).

Римский серебряный денариус (Мф.18:28; 20:2,9-10,13; 22:19; Мк.6:37; 12:15; 14:5; Лк.7:41; 10:35; 20:24; Ин.6:7; 12:5; Отк.6:6) соответствовал десяти, а позднее — в частности, при Тиберии — шестнадцати áссам (as), или ассарúосам (¢ssar…oj). Кроме того, денариус соответствовал четырем сестертиусам (sestertius [сэс-т э р-ти-ус]).

Медный римский асс[838] (Мф.10:29; Лк.12:6) соответствовал четырем квáдрансам (quadrans), или, в греческом варианте, кодрантесам (kodr£nthj [код-рáн-тэс]) (Мф.5:26; Мк.12:42).

Римский медный квадранс[839] (кодрантес) соответствовал двум греческим лептóнам (leptÒn).

Медное греческое лептон[840] (Мк.12:42; Лк.21:2) соответствовало римскому медному минýтум (minutum).

Четыре греческих драхмэ (Лк.15:8-9) составляли серебряный греческий стат э р [841] (stat»r) (Мф.17:27).

Кроме того, серебряная греческая драхм э делилась на шесть оболóсов (ÑbolÒj), оболос делился на восемь халкýсов (calkoàj). Оболос являлся медной монетой, и при переводе его в серебряную драхмэ обычно считали не по 6, а по 7, 7 1/4, и т.д. оболосов в драхмэ.

Сто драхмэ составляли одну мна[842].

Шестьдесят мна (Лк.19:13,16,18,20,24-25) составляли один тáлантос (Мф.18:24; 25:15-28).

Талантос[843] (t£lantoj) серебра различные исследователи переводят в современную систему единиц по-разному: А.П.Лопухин[844] определяет его в 51,57 кг (3 п. 5 ф. 90 з.), и это весьма in dubio; Толковая Библия определяет талантос в пределах 26 - 35 кг; современные исследователи Евангелий определяют более определенно — 26,2 кг. Однако, судя по историческим документам, в Римской империи происходило своего рода inflatio, ведущее к уменьшению содержания в монетах и слитках драгметалла; таким образом, я склоняюсь к тому мнению, что при Тиберии талантос соответствовал 20,47 кг серебра.

Монета Ирода Архелая (4 г. до н. э. — 6 г. н. э.) AE Prutot, 18 мм. Изображение параллельно расположенных рогов (символ изобилия) и греческая монограмма Ирода. С другой стороны — военное судно и греческая надпись “Этнарх”.
   
Монета Валерия Грата, бывшего прокуратором Иудеи до 27 г. н. э. AE Prutah, 16 мм, 15 г. н. э. Греческая надпись в венке: “Юлия (Юлия Ливия) — мать Тиберия”. С другой стороны — лавровая ветвь и дата.
   
Монета прокуратора Иудеи Понтия Пилата (27 — 37) Simpulum, AE Prutah, 15 мм, 29 г. Греческая надпись и дата. С другой стороны — три пшеничных колоса и греческая надпись.
   
Монета прокуратора Иудеи Понтия Пилата (27 — 37) AE Prutah, 14 мм, 31 г. Изображение спирали и греческая надпись “Тиберий Кесарь”. С другой стороны — дата в венке.
   
Монета Ирода Антипы. (4 г. до н. э. — 39 г. н. э.). AE ¼. Изображение камыша, дата и греческая надпись (“Ирод Тетрарх”) С другой стороны — надпись в венке и в две строки “TIB PIA’’.

э


Приложение 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: