Межпредметные связи

Слушание музыкальных произведений с их последующим разбором предполагает использование знаний и умений, получаемых учащимися на уроках русского языка и литературы. Это понятие о целостности текста и его частях, смысловых и лексических связях частей текста, теме И основной мысли текста; умение самостоятельно выявить смысл произведения, пользоваться лексическими синонимами для более точного выражения мыслей, выразительности высказывания и преодоления неоправданного повторения слов.

При изучении русского народного музыкального творчества и его связи с профессиональным музыкальным искусством используются знания учащихся из истории Руси, их знания о быте русского народа и народном творчестве,

полученные:

на уроках литературы (изучение отдельных художественных произведений русского фольклора, начальное понятие об устном народном творчестве и письменной литературе);

на уроках изобразительного искусства (знания и представления о декоративно - прикладном искусстве, понимание эстетической ценности изделий народного прикладного искусства).

При разучивании хоровых произведений и работе над музыкальными импровизациями используются знания и умения, формируемые у учащихся на уроках русского языка: умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимое слово в словосочетании, знание видов простых предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные) и умение соблюдать правильную интонацию при их произношении.

При знакомстве с произведениями М. И. Глинки, в беседе о близости творчества Глинки и Пушкина используется знание учащимися произведений А. С. Пушкина, включенных в программу по литературе: вступление к поэме «Руслан и Людмила», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», стихотворения «Песнь о вещем Олеге», а также имеющихся у учащихся представлений о выразительности и своеобразии языка этих произведений.

Рассмотрение заложенных М. И. Глинкой традиций на примере оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко» предполагает обращение учителя к знаниям учащихся, полученным ими на уроках литературы; это: понятие об основных видах устного народного творчества, знание особенностей построения, языка былин. Обращаясь к изучению фрагментов из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь», следует использовать знания учащихся, полученные ими на уроках истории.

Изучение на уроках музыки в VI классе музыкально-исторических стилей — стиля венских классиков и стиля композиторов-романтиков, а также индивидуального стиля композиторов - классиков, ин дивидуального исполнительского стиля предусматривает использование знаний и умений, полученных учащимися:

на уроках русского языка: понятие о стиле речи, о повествовании, описании и рассуждении; знание особенностей различных стилей речи;

на уроках литературы: начальное понятие о языке художественной литературы, понятие о пейзаже в литературном произведении, основные роды художественной литературы, эпические, лирические, драматические произведения; умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности в литературных произведениях;

на уроках изобразительного искусства: представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах изобразительного искусства (умение раскрыть в изучаемом произведении эмоциональный строй пейзажа); характер портретируемого; умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности в произведениях изобразительного искусства.

При изучении темы «Музыка в кино и театре» привлекаются знания, полученные учащимися на уроках литературы: начальные сведения об образности художественной литературы, понятия «художественный образ», «жизненная правда и художественный вымысел» в литературном произведении, «тема и идея произведения»; понятие о диалоге и монологе, о литературном герое; портрет литературного героя. Кроме этого, используются понятия, получаемые школьниками на уроках изобразительного искусства при прохождении тем: «Портретный жанр в живописи, графике, скульптуре», «Расширение представлений о портретном жанре>, «Индивидуальное и типичное в портрете».

В процессе ознакомления учащихся с музыкальной культурой народов ближнего зарубежья рекомендуется использовать знания, получаемые школьниками на уроках географии.

Приучая учащихся работать с книгами о музыке, музыкальными справочниками, журналами, надо опираться на знания и умения школьников пользоваться справочными материалами, полученные ими на уроках русского языка и литературы; это — умение собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли; умение пользоваться словарями, толковым и иностранных слов.

Уважаемые коллеги!

Поскольку пока еще нет специального учебно - методического комплекта по данной программе, предлагаем вам список пособий разных лет издания, в которых в той или иной степени нашли отражение актуальные и сегодня вопросы музыкального воспитания и образования школьников. Надеемся, что вы творчески подойдете к предложенным публикациям, беря из них лишь то, что, по вашему мнению, соответствует целям и задачам, поставленным этой программой. В приведенный ниже список литературы не вошли публикации, непосредственно связанные с программой «Музыка», разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского. Опубликованные в последние годы, они достаточно хорошо известны в среде специалистов. Созданные в логике той программы, призванные расширять и закреплять то, что в ней намечено, они напрямую соотносятся с ней, поэтому вряд ли целесообразно их использовать вне ее контекста.

Среди рекомендуемых публикаций представлены и поурочные разработки, пригодные в своей основе для использования в практической работе по предлагаемой нами программе. Знакомясь с ними, учитель может приобрести опыт составления документов подобного рода.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: