В своей работе я поставила цель изучить юмор в рассказах А.П.Чехова, которая достигалась через решение следующих задач:
1. Выявить языковые средства создания комического в рассказах.
В юмористических произведениях А.А.Чехова комичность достигается с помощью языковых средств. А именно это портретные описания героев, имена собственные и просторечная лексика, используемая в рассказах.
2. Определить приемы создания комических ситуаций у Чехова.
Один главный прием комического – несомненно, «несоответствие между внешностью и действительностью», демонстрация «несоответствия между высоким мнением человека о своей моральной, общественной, интеллектуальной значимости и его фактической ценностью». Не менее смешной прием юмористики – смешение разнородных и явно несочетаемых признаков. Среди важнейших способов создания комического – перемещение явления в несвойственную ему сферу.Другой не менее распространенный способ – перенесение предмета из того класса, в котором он закреплен в социальном знаковом узусе, в другой класс. Также производят комическое впечатление концентрация «ненужных» комических подробностей.
3. Описать смешные мотивы в сюжетах рассказов Чехова (на примере рассказа «Смерть чиновника»).
Таким образом - «Смерть чиновника» — один из самых смешных рассказов Антона Павловича Чехова. Даже его трагическая развязка не омрачает комической природы произведения. В столкновении смеха и смерти торжествует смех.«...юмор есть остроумие глубокого чувства...» Это замечательное определение как нельзя лучше подходит к «юмористическим» рассказам Чехова.
4.Рассказать о природе комического в литературе
Источник комического в произведениях Чехова – поглощенность отдельных людей своим, индивидуальным интересом, образом поведения, ходом мысли, абсолютизация каждым этого своего и вытекающие отсюда несовпадения и столкновения.(«Драма», «Заблудшие», «Антрепренер под диваном»).
Литература:
1) Бердников Г.П. А.П.Чехов. Ростов-на-Дону:Феникс, 1997.637 стр.
2) Полоцкая Э.А. Чехов в кн.:Время и судьбы русских писателей.М.1981 г.
3) Силантьева В.И. Чеховские чтения в Ялте.М.1990 с.33-43
4) К.Чуковский, О Чехове. Человек и мастер, М.,1971, с.106-107
5) П.В.Анненков, А.С.Пушкин. Материалы для его биографии и оценки произведений,1873 г.стр.284
6) Чудаков А. Вопросы литературы 1986 №8. стр. 153-169
7) Кошелев В. Лит. Обозрение 1994. №11/12 стр. 6-8
8) Дунаев М. Литература в школе. 1993 г. №6. стр. 12-20
9) Паперный З. Дет. Лит. – 1992. №2/3 стр. 31-34
10) Бадаева Н.П. Рус. речь., 1972 №4 стр. 3-6
11) В.Б.Катаев Проза Чехова: проблемы интерпретации. Издательство.
12) Моск.университет. 1995г
13) В.Б.Катаев Проза Чехова: проблемы интерпретации. Издательство. Моск.университет. 1995г.
.