Коммуникационными процессами

Инициируя коммуникационные процессы, субъект управления политической кампанией стремится подчинить их своим стратегическим и тактическим целям. В этом и заключается смысл управлениякоммуникацией — наполнить информационные потоки таким содержанием и направить их в такое русло, чтобы обеспечить реализацию задуманных планов. А поскольку достижение целей субъекта политического управления всегда предполагает необходимость воздействия на мотивацию определенных слоев населения, то фактически главным показателем эффективности управления коммуникационными процессами становится степень изменения мотивации политического поведения масс в нужном управляющему субъекту направлении.

Сформулируем основные задачи управления коммуникационными процессами в политической кампании, что поможет нам понять, по какимнаправлениям должна строиться работа политических менеджеров. В дальнейшем особенности каждого из этих направлений будутрассмотрены более подробно.

Пер вая задача или направление работыпроизводство информации. _Это самый ответственный участок работы, потому что от качества информации в первую очередь зависит эффективность коммуникационного процесса.

Производство информации включает, во-первых, разработку модульной схемы убеждающей коммуникации, т.е. определение главной темы (или тем) информационного воздействия, уточнение способов ее представления различным аудиториям. Выбор темы (или тем) информационной кампании — необычайно ответственное дело. Как мы знаем, у субъекта управления политической кампанией практически нет никаких иных рычагов воздействия на людей, кроме информационных Вот почему определение темы (или тем) информационной

экспансии для него тождествененно выбору стратегии всей политической кампании. Как справедливо отмечает А.Максимов, «стратегия — это свод основных идей кампании» (3).

Тематика политической кампании подчинена целям субъекта управления, но его сверхзадача сделать так, чтобы эта целевая база была как можно менее заметной для масс, чтобы у последних побуждение поддерживать инициативы политических менеджеров возникало как бы изнутри, чтобы они не ощущали себя марионетками, исполняющими ЧЬЮ-ТО ВОЛЮ.

Выбору центральной темы политической кампании должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого изучаются ценностные ориентации, интересы и ожидания тех людей, которые рассматриваются в качестве потенциального объекта управления. Это особенно необходимо при подготовке политических кампаний ограниченных во времени, например электоральных, потому что субъект управления в этом случае практически не имеет шансов сформировать какие-то новые политические установки у избирателей и должен опираться на уже сформировавшиеся в массовом сознании суждения, мнения, стереотипы. Подробнее об основных принципах разработки модульной схемы убеждающей коммуникации см. главу VII.

Во-вторых, производство информации включает процедуру ее ко­дирования, или придания ей формы, понятной для объекта управле­ния. Речь идет о выборе соответствующих видов вербальной и невербальной коммуникации, позволяющих коммуникатору наиболее убедительно передать смысл послания реципиенту. От умения субъ­екта управления правильно решить эту задачу во многом зависит ус­пех инициируемой им политической кампании. Ведь непривлека­тельная, неинтересная, малопонятная информация может просто утонуть в океане различной социальной информации, пройти мимо внимания тех, кому она предназначалась по замыслу субъекта управ­ления, а то и оттолкнет их своей непрезентабельной формой.

Кодирование информации — это, собственно, процесс подготовки докладов и сообщений, рекламных роликов и газетных публикаций, программных заявлений и обращений к населению. Представить ин­формацию в виде материала, привлекательного, доступного для по­нимания, способного оказать воздействие на мотивацию определен­ных слоев населения, — дело непростое в современном обществе, перенасыщенном различными информационными потоками, созда­ваемыми в том числе и политическими конкурентами. Далее приво­дятся рекомендации для составления публичной речи кандидата, перед избирателями.

Публичная речь во время турне кандидата должна содержать сле­дующие основные компоненты:

1. Резкое заявление или шутка. Это необходимо, чтобы мгновение привлечь и сконцентрировать внимание аудитории.

3. Восхищение поселком, городом или окружающей их природой Демонстрация общих с избирателями проблем, причем образно, с фактами. Это позволяет установить контакт с избирателями и объ­яснить, почему кандидат хочет представлять именно их в органах власти. Краткое изложение трех-четырех основных пунктов своей про­граммы и того, как кандидат намерен добиться их реализации.

4. Объяснение того, как реализация этих пунктов программы отразится на жизни, безопасности и благосостоянии избирателей этого населенного пункта.

5. Фиксация позиции кандидата по отношению к федеральным и региональным властям. Ее аргументация двумя-тремя фактами. В зависимости от массовых настроений рекомендуется вспомнить — с осуждением или уважением — действующих или прежних депута­тов от данного округа, указать их достоинства и недостатки, ко­торые выгодно оттенят достоинства имиджа выступающего.

6. Здесь имеет смысл рассказать для разрядки какой-нибудь политический анекдот или небольшую притчу. Кандидату нужно пока­зать, что он смотрит на мир теми же глазами, что и его избиратели. Желательно подчеркнуть, что у него нет интересов, отличных от интересов избирателей, что он не собирается окончательно переез­жать в столицу (при выборах в Госдуму). Кандидат, так же как и из­биратели, ненавидит преступность и коррупцию государственных
служащих.

7. Кандидат завершает речь заявлением о том, что с такими прекрас­ными людьми невозможно не добиться перемен к лучшему. Необ­ходимо призвать их не просто к голосованию, а к сотрудничеству. Избирателей надо поблагодарить за то, что они нашли время, что­бы встретиться с кандидатом и поддержать его.

8. На протяжении всей речи кандидату необходимо генерировать уверенность в себе и своей победе, улыбаться, жестикулировать. По окончании речи пожимать руки мужчинам, которые этого захо­тят. Но при этом держать дистанцию, стараясь не показаться на­зойливым.

Очевидно, что создание любого информационного продукта, будь то выступление политического лидера, программа партии, агитационный плакат, телевизионный ролик или пресс-релиз, требует специальных знаний и навыков. Вот почему при проведении крупных политических кампаний для участия в процессе создания информационныхпродуктов приглашают лингвистов, спичрайтеров, визажистов,художников, режиссеров, представителей других специальностей, способных подсказать политическим менеджерам, как лучше закодировать информацию, «упаковать» ее, чтобы она обрела понятную и привлекательную для реципиента форму.

Американские ученые-лингвисты, изучая выступления политиков, зафиксировали одну интересную особенность: стремясь сделать политика более понятным для масс, спичрайтеры до предела упрощают их речи. То же самое можно сказать и о визуальных образах, используемых в рекламных роликах. Видеоряд создается та­ким образом, чтобы он был понятен большинству населения.

Американский профессор лингвистики Бакнеллского университе­та Роберт Берд использовал для анализа дебатов кандидатов на пост президента США так называемую формулу Флеша—Кинсайда. Эта формула (среди ее показателей такие факторы, как длина слов, сложность фраз и т.д.) применяется в школах, издательствах, в Интернете для оценки степени трудности текста. Оказалось, что во время первых дебатов в Бостоне в 2000 году Альберт Гор говорил на уровне восьми­классника американской школы, а Джордж Буш — семиклассника. Во время вторых дебатов в Уинстон-Сейлме уровни понизились соответ­ственно до седьмого и шестого классов. Во время дебатов Клинтон -Доул в 1996 году первый излагал свои мысли как восьмиклассник, а Доул — как шестиклассник. Участники первых в истории США теле­визионных дебатов (1960 год) — Кеннеди и Никсон — выглядели мно­го взрослее: оба оратора говорили языком десятиклассников. А вот в ходе известных исторических дебатов Авраама Линкольна и Стивена Дугласа (1856 год) первый говорил языком одиннадцатиклассника, авторой двенадцатиклассника. Налицо тенденция к упрощению подачи массовой аудитории информации. Любопытно, что участвовавший в президентских выборах 2000 года лидер партии «зеленых» Ралф Нэйдер имел самые высокие показатели по формуле Флеша—Кинсай­да (уровень двенадцатиклассника), но получил, согласно социоло­гическим опросам, поддержку всего 2—3 процентов населения.

Вторая задача управления коммуникационными процессамипро­движение информации, или обеспечение деятельности, направленной на организацию передачи информации реципиенту. С большим трудом подготовленная информация теряет смысл, если она «зависает», не доходит до тех, на кого рассчитана.

Мы уже указывали, что в современном обществе существует не­сколько каналов, по которым транслируются всевозможные сообще­ния. Каждый из этих каналов имеет свои преимущества и недостатки. Политический менеджер должен иметь четкое представление о воз­можностях каждого из них. Например, такой канал, как личные встречи политика с населением, позволяет передавать большой объем спонтанной (иррациональной) информации, что далеко не всегда приемлемо, если политик вспыльчив, обидчив и с трудом сдерживает свои эмоции. И напротив, письменные тексты дают возможность продумать содержание послания, взвесить каждое слово, но лишены прелести живого общения.

Для повышения эффекта политической кампании субъект управления обычно стремится задействовать как можно больше информационных каналов, это позволяет ему охватить различные аудитории. Что надо учитывать при выборе канала и как использовать его с пол­ной отдачей, подробнее будет сказано в главе VIII.

Третья задача управления коммуникационными процессами — обеспечение обратной связи, или организация субъектом управления процесса получения данных о том, как интерпретируется реципиентомраспространяемая информация и, в более широком плане, какие мнения, суждения, симпатии, установки, намерения возникают у различных социальных групп под воздействием этой информации.

Люди, в отношении которых предпринимается управленческое воздействие, являются источниками важной для субъекта управления информации, без которой невозможно выработать эффективную стратегию политической кампании, предпринять конкретные шаги по ее реализации. Однако сами люди, как источники нужной субъекту управления информации, обычно пассивны, да и не обладают воз­можностями для публичного выражения своих настроений, ценностных ориентаций, стереотипов и убеждений, поэтому для получения обратной связи субъекту управления приходится предпринимать особые усилия.

Процесс организации обратной связи подчинен желанию субъекта управления в политической кампании получить вполне определен­ное знание об объекте. Поэтому управленческие усилия направляются на то, чтобы дать возможность индивидам высказать и довести до сведения управляющего субъекта нужную ему информацию. Для этого создаются каналы для передачи такой информации, а так­же оказывается помощь в ее кодировании, так как нередко люди ис­пытывают затруднения при передаче смысла своих ощущений, бес­сознательных импульсов.

На практике этот процесс реализуется в виде различных анкетных -опросов, интервью, бесед в фокус-группах, а также при непосредст­венном общении с массами на собраниях, встречах, путем организа­ции «телефонов доверия», рубрик «обратная связь с читателем» в партийной прессе и т.п. Чем больше возникает «обратных каналов», тем больше информации получает субъект управления.

Однако искусство управления обратной связью заключается не столько в создании разветвленной коммуникационной сети, сколько в умении получать нужную информацию своевременно. В ходе элек­торальных кампаний, например, неоднократно фиксировалось, что симпатии избирателей могут меняться, и если информация об этих колебаниях запаздывает, не доходит вовремя до кандидата, то многие его тактические приемы просто перестают срабатывать.

Четвертая задача управления коммуникационными процессами устранение шумов. Мы уже отмечали, что шумы способны резко сни­зить эффективность коммуникативного воздействия, поэтому выяв­ление шумов, порождающих их причин, а также деятельность по их. устранению необычайно важны для субъекта политического управле­ния. Решается эта задача по двум направлениям: профилактика шу­мов и их устранение.

Профилактика шумов — это фактический контроль за качеством организации коммуникационных процессов. В предыдущем пара­графе уже говорилось об основных причинах сбоя в коммуникации. Значительная часть этих причин лежит внутри коммуникационного
процесса и является следствием упущений, просчетов, ошибок субъ­екта управления при решении задач создания информации, выбора каналов ее продвижения и организации обратной связи. Например, могла быть не продумана сюжетная линия информационной кампа­нии, т.е. подобранные факты и аргументы оказались неинтересными для обывателя и не вызывали у него никакого отклика. Могло произойти неправильное кодирование информации, когда для
рабочей аудитории было подготовлено выступление, наполненное специальными терминами и витиеватыми предложениями. Примеры таких сбоев в передаче информации можно продолжить, но их глав­ная особенность заключается в том, что они явились результатом непродуманных действий или недостаточных организационных уси­лий самого субъекта управления.

Таким образом, профилактика шумов — это устранение внутрен­них причин, выстраивание коммуникационных процессов с учетом ценностных ориентации, убеждений и стереотипов населения, т.е. с учетом всего того, что может помешать адекватному восприятию распространяемой информации.

Устранение шумов — это своеобразная «скорая помощь» комму­никационным процессам, это оперативная деятельность, нацеленная на преодоление возникшего «зависания» информации или на ликви­дацию «глухих зон», т.е. неожиданно возникших помех.

При устранении шумов наиболее легко решаются очевидные проблемы. Например, плохое изображение на экране телевизора или плохая печать в газете, опечатки и ошибки в размещении иллюстративного материала, плохой звук радио или телевидения лег­ко фиксируются. И следовательно, оперативно можно компен­сировать потери информации: указать в последующих публикациях на опечатки и ошибки; при возникновении помех в телевещании можно переориентировать трансляцию информации на другие каналы — личные встречи, газетные публикации, листовки и т.д.

Сложнее обстоит дело, когда «зависание» информации не является столь очевидным. Например, население буквально «бомбят» различными листовками, другими рекламными материалами, что создает ощущение тотальности информационного воздействия. Однако через какое-то время оказывается, что многие просто не замечали этой «бомбежки». Произошло «зависание» информации, но факт этого «зависания» не был известен коммуникатору, а следовательно, онне принимал своевременных мер по устранению возникших шумов. Такую потерю времени часто бывает невозможно восполнить. Этот пример указывает на то, что своевременное устранение шумов -требует хорошо отлаженной обратной связи в коммуникационном процессе.

Самые сильные помехи коммуникационным процессам в политических кампаниях создают политические конкуренты, соперники, Они могут организовать распространение альтернативной информации, компромата, фальсифицированных сведений и т.п. Обладающие значительными ресурсами политические противники могут организовать информационную блокаду, перекрыть вашему кандидату или партии доступ к средствам массовой информации. Проблему борьбы с шумами, создаваемыми политическими конкурентами и противниками, будем специально рассматривать в главе X.

Следует также учитывать и то, что внутри объекта политического менеджмента складываются и развиваются собственные коммуникационные процессы. Люди общаются между собой, делятся новостями, рассказывают о своих политических симпатиях и антипатиях, по-своему интерпретируют телевизионные передачи и газетные статьи, передают слухи. Эти коммуникационные процессы неподконтроль­ны политическим менеджерам, и даже хорошо налаженная обратная связь не позволяет уловить всех их особенностей и нюансов. Они создают особое шумовое поле, нередко причудливым образом искажающее распространяемую субъектом управления информацию.

Устранить полностью шумы в коммуникационном процессе невозможно. Задача субъекта управления — свести их воздействие к минимуму. Для этого, во-первых, необходимо постоянно отслеживать движение информационных потоков между субъектом и объектом политического управления, быстро определять причины «зависания» информации и вносить необходимые коррективы в ход пропаганди­стской кампании. Во-вторых, важно отслеживать действия других политических акторов, стремящихся играть активную роль в информационном пространстве, и в первую очередь своих соперников; по возможности наносить упреждающие удары с целью минимизации шумового эффекта, производимого их пропагандистскими акциями.

Итак, любая политическая кампания — это информационная кам­пания. У субъекта управления в политическом менеджменте нет другой возможности, кроме информационной, повлиять на объект управления. Политические менеджеры должны обладать научными и практическими знаниями об особенностях коммуникационных процессов, что дает им возможность обоснованно разработать стратегию и тактику своей информационной политики, добиться ее большей эффективности.

Управление коммуникационными процессами в политической кампании требует от ее менеджеров знаний, умений и навыков решать четыре задачи: производство информации, продвижение информации, организация обратной связи и устранение шумов. Первые две задачи являются наиболее ответственными в решении обшей проблемы организации эффективной системы информационного воздействия на массы в политической кампании, поэтому на их со­держании мы остановимся более подробно в двух последующих главах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: