В 1990-е гг. появился термин «некросоциология». Он не получил широкого распространения ни у нас в стране, ни за рубежом. Тем не менее, как нам представляется, он имеет не только право на существование, но указывает на весьма перспективную область историко-социологических исследований. В России пропагандистом нового направления выступает известный специалист по культурологи и социологии Л.Г. Ионин50. По его мнению, предметным полем новой социологической дисциплины должен стать диалог живых с умершими так, будто последние никогда не умирали и выступают их современниками. Прошлое вторгается в нашу повседневность самыми разными путями и не обязательно в те дни, когда мы посещаем могилы предков или присутствуем на поминках.
Врезка
Человек может жить от BOO до 500 лег?
Когда мы были маленькими, а деревья большими, мы очень хотели жить вечно, и чтобы вместе с нами вечно жила и любимая мама, и любимый папа, и бабушка. Похоже, что это желание скоро осуществится, ведь, по мнению ученых, человеческая жизнь может длиться от 200 до 500 лет... По крайней мере, так считает профессор Университета Монтеклер, автор нескольких книг о будущем человечества, Майкл Зейн. «Я думаю, что мы стоим на пороге того времени, когда вечная жизнь станет реальностью, а не сказочным вымыслом», — говорит он в интервью. Причина такого рекордного долголетия кроется в умении клонировать клетки человеческого организма. «То, что еще вчера называлось научной фантастикой, сегодня — часть нашей с вами жизни», — говорит он. С оптимистом Зейном согласны далеко не все ученые. Так, например, скептически настроен профессор из Новой Англии Томас Перл. «Эти люди несут полный вздор», — говорит он. «Даже если представить, что человек ведет здоровый образ жизни с самого рождения, не болеет (что невозможно в принципе), то и мозг, и другие органы «выйдут из строя» раньше, чем будет отмечен 500-й день рождения». Того же мнения придерживается и директор исследовательского центра развития человека Хар-
|
|
вей Кохен. «Теоретически возможно искусственно "натренировать" свой организм, чтобы он выдержал этот "марафон" но в этом случае поставьте крест на своем здоровье», — говорит он. Более того, с годами многие органы перестают выполнять свои функции.
Грубо говоря, человеческое тело просто быстрее истлеет, но такого периода не просуществует. На-
глядный пример: в Грузии в 1997 г. похоронили одну долгожительницу. Она умерла в 122 года глухая, слепая, неспособная даже ложку в руках держать! Но представим, что теория вполне применима на практике. Вот дожили вы до трехзначного возраста, установили рекорд, сидите дома: один, дряхлый, больной, без родственников (уже и внуков похоронили)... Оно вам надо? Может, лучше, как в сериалах: в кругу друзей, любящих правнуков, алчных детей, но не в одиночестве в доме престарелых? Источник: News.Battery.Ru. 31.07.2003.
|
|
49 Field D. Social Relations in Very Old Age: Evidence From the Bonn Longitudinal Study of Ageing and the
Berkeley Older Generation Study // Foreign psychology. 1997. Vol. 8. P. 52.
50 См.: Ионин Л.Г. Диффузные формы социальности (к антропологии культуры) // Социологические
чтения. Вып. 2. М., 1997. С. 50-89.
Загробная жизнь, согласно верованиям древних египтян, была продолжением земной жизни. Умершего родственника египтяне воспринимали как реально существующего, способного принести вред или оказать помощь, приходить в дом живущих, оставлять какие-либо меты и странным образом вступать с ними в контакт. Живые иногда пытались установить контакт с умер-шими родственниками посредством писем, где они излагали свои просьбы либо даже угрозы. Некоторые болезни живых считались следствием злых козней умерших. Это было одной из причин возникновения переписки: улаживание отношений с умершими выступало терапевтическим средством, помогающим вылечить от недугов и обрести душевное равновесие.
Для египтян диалоги с мертвыми: обращения к ним, переписка, знаки, получаемые от них, — были естественным, нормальным явлением повседневной жизни. Согласно этим представлениям, у людей ушедших поколений было будущее; находясь в каких-то отношениях связанными, в других отношениях они оставались свободными и могли воздействовать на мир настоящего51.
Непростые взаимоотношения с мертвыми складывались и у других народов, в частности у многих африканских племен. Живым все время казалось, что мертвые недовольны и полны зависти к оставшимся. Они пытаются мстить, иногда за оскорбления, нанесенные им при жизни, но чаще просто за то, что другие живы, а они — нет. По ночам мертвецы даже хотели перетащить в загробный мир живых, вот почему кухонную утварь и предметы, которыми те пользовались, живые уничтожали. Все складывалось в могилу или сжигалось вместе с умершим. Хижину, где он жил, оставляли навсегда. Часто мертвеца со всеми пожитками хоронили прямо в его собственном доме. «Удивительно, что это чувство приписывают мертвым повсюду, при самых разных обстоятельствах. Кажется, что среди умерших всех народов господствует один и тот же настрой: лучше бы нам остаться в живых. С точки зрения тех, кто остался, каждый, кто ушел, потерпел поражение. Поражение заключается в том, что он был пережит. Он не может с этим смириться, и, вполне естественно, эту сильнейшую боль, которую претерпел, он старается причинить другим»52.
Появившийся у многих народов мира культ мертвых — это не только, а, возможно, и не столько дань уважения своим предкам, сколько способ закрыть им доступ в мир живущих. В соответствии со своим социальным положением мертвые получают все, что им может потребоваться, им дается почет и пища, они просто не могут чувствовать себя неудовлетворенными в потустороннем мире. Воинов хоронили вместе с оружием и доспехами, вождей — вместе с женами и рабами, фараонов в дальний поход провожало чуть не полцарства, принесенное в жертву социальным амбициям. Считалось, что
См.: Ионин Л.Г. Диффузные формы социальности (к антропологии культуры) // Социологические чтения. Вып. 2. М„ 1997. С. 58. 52 Канетти Э. Масса и власть. М., 1973. С. 292-293.
если как следует проводить в дорогу умершего, обеспечить его «проживание» на том свете по высшему разряду, то ему незачем будет завидовать живым, посещая их по ночам или забирая их в свой мир.
Во время особого пира и ритуалов в честь умерших представители народности зулу (Южная Африка) громогласно обозначают все должности предков и титулы. Не дай Бог пропустить какой-то титул или произнести его неправильно: предок может оскорбиться и принести страшный вред живым. Дабы задобрить почивших, забивают коз и быков и приглашают предков на пиршество.
|
|
Принципиально важным моментом, и в этом надо согласиться с Л.Г. Ио-ниным, является модус сосуществования живых и мертвых: отношения живых и мертвых — это отношения по сути дела современников, членов одного и того же общества. Нельзя сказать, что живые — члены общества, племени, группы, а мертвые — нет. И те, и другие — члены общества. Но их статусы неравны: статус умершего предка выше, чем статус живущего современника. «Мертвые сильнее в магическом смысле. Им открыто больше пространств и времен, закрытых для живых. Мертвые знают больше, чем живые, и имеют больше возможностей воздействовать на живых, чем живые на них. В то же время у живых имеется нечто такое, что мертвые утратили и уже не могут получить обратно никогда»53.
Сосуществование этих статусных групп не укладывается в привычные рамки возрастной стратификации, ибо у мертвых возраста уже нет: они принадлежат вечности. Здесь речь идет о более фундаментальных понятиях. Настолько фундаментальных, что, с точки зрения аборигенов, все дальнейшие стратификационные и социально-структурные подразделения носят вторичный, или надстроечный характер. Мертвые сосуществуют с живыми в одном с ними измерении. В их честь воздвигают памятники, исполняют ритуалы, организуют праздники, в их честь называют своих детей, их почитают и им поклоняются. Кроме того, им отдают часть общественного богатства и просят их заступничества во время засухи или природных бедствий, всем видом показывая, что умершие выступают непосредственными производителями материальных ценностей наряду с живыми.
Жить вместе живым и мертвым в известном смысле приходится и сегодня. Телевидение и кинофильмы демонстрируют наглядное присутствие мертвых в образе пугающих вурдалаков, вампиров и ходячих мертвецов в повседневной реальности, всякий раз доказывая, что окружающий нас мир — это по сути социально сконструированная реальность, большое общество, в котором сосуществуют все умершие и все живущие поколения.
|
|