Некросоциология

В 1990-е гг. появился термин «некросоциология». Он не получил широ­кого распространения ни у нас в стране, ни за рубежом. Тем не менее, как нам представляется, он имеет не только право на существование, но указы­вает на весьма перспективную область историко-социологических исследо­ваний. В России пропагандистом нового направления выступает известный специалист по культурологи и социологии Л.Г. Ионин50. По его мнению, предметным полем новой социологической дисциплины должен стать диа­лог живых с умершими так, будто последние никогда не умирали и высту­пают их современниками. Прошлое вторгается в нашу повседневность са­мыми разными путями и не обязательно в те дни, когда мы посещаем моги­лы предков или присутствуем на поминках.

Врезка

Человек может жить от BOO до 500 лег?

Когда мы были маленькими, а деревья большими, мы очень хотели жить вечно, и чтобы вместе с нами вечно жила и любимая мама, и любимый папа, и бабушка. Похоже, что это желание скоро осуществится, ведь, по мнению ученых, челове­ческая жизнь может длиться от 200 до 500 лет... По крайней мере, так считает профессор Универ­ситета Монтеклер, автор нескольких книг о буду­щем человечества, Майкл Зейн. «Я думаю, что мы стоим на пороге того времени, когда вечная жизнь станет реальностью, а не сказочным вы­мыслом», — говорит он в интервью. Причина такого рекордного долголетия кроется в умении клонировать клетки человеческого орга­низма. «То, что еще вчера называлось научной фантастикой, сегодня — часть нашей с вами жиз­ни», — говорит он. С оптимистом Зейном соглас­ны далеко не все ученые. Так, например, скепти­чески настроен профессор из Новой Англии Томас Перл. «Эти люди несут полный вздор», — говорит он. «Даже если представить, что человек ведет здоровый образ жизни с самого рождения, не болеет (что невозможно в принципе), то и мозг, и другие органы «выйдут из строя» раньше, чем будет отмечен 500-й день рождения». Того же мнения придерживается и директор ис­следовательского центра развития человека Хар-


вей Кохен. «Теоретически возможно искусствен­но "натренировать" свой организм, чтобы он вы­держал этот "марафон" но в этом случае поставь­те крест на своем здоровье», — говорит он. Бо­лее того, с годами многие органы перестают выполнять свои функции.

Грубо говоря, человеческое тело просто быстрее истлеет, но такого периода не просуществует. На-

глядный пример: в Грузии в 1997 г. похоронили одну долгожительницу. Она умерла в 122 года глухая, слепая, неспособная даже ложку в руках держать! Но представим, что теория вполне применима на практике. Вот дожили вы до трехзначного возрас­та, установили рекорд, сидите дома: один, дряхлый, больной, без родственников (уже и внуков похоро­нили)... Оно вам надо? Может, лучше, как в сериа­лах: в кругу друзей, любящих правнуков, алчных детей, но не в одиночестве в доме престарелых? Источник: News.Battery.Ru. 31.07.2003.

49 Field D. Social Relations in Very Old Age: Evidence From the Bonn Longitudinal Study of Ageing and the
Berkeley Older Generation Study // Foreign psychology. 1997. Vol. 8. P. 52.

50 См.: Ионин Л.Г. Диффузные формы социальности (к антропологии культуры) // Социологические
чтения. Вып. 2. М., 1997. С. 50-89.

Загробная жизнь, согласно верованиям древних египтян, была продолже­нием земной жизни. Умершего родственника египтяне воспринимали как реально существующего, способного принести вред или оказать помощь, приходить в дом живущих, оставлять какие-либо меты и странным образом вступать с ними в контакт. Живые иногда пытались установить контакт с умер-шими родственниками посредством писем, где они излагали свои просьбы либо даже угрозы. Некоторые болезни живых считались следствием злых коз­ней умерших. Это было одной из причин возникновения переписки: улажи­вание отношений с умершими выступало терапевтическим средством, помо­гающим вылечить от недугов и обрести душевное равновесие.

Для египтян диалоги с мертвыми: обращения к ним, переписка, знаки, получаемые от них, — были естествен­ным, нормальным явлением повсед­невной жизни. Согласно этим пред­ставлениям, у людей ушедших поколе­ний было будущее; находясь в каких-то отношениях связанными, в других от­ношениях они оставались свободными и могли воздействовать на мир настоящего51.

Непростые взаимоотношения с мертвыми складывались и у других на­родов, в частности у многих африканских племен. Живым все время каза­лось, что мертвые недовольны и полны зависти к оставшимся. Они пыта­ются мстить, иногда за оскорбления, нанесенные им при жизни, но чаще просто за то, что другие живы, а они — нет. По ночам мертвецы даже хотели перетащить в загробный мир живых, вот почему кухонную утварь и предме­ты, которыми те пользовались, живые уничтожали. Все складывалось в мо­гилу или сжигалось вместе с умершим. Хижину, где он жил, оставляли на­всегда. Часто мертвеца со всеми пожитками хоронили прямо в его собствен­ном доме. «Удивительно, что это чувство приписывают мертвым повсюду, при самых разных обстоятельствах. Кажется, что среди умерших всех наро­дов господствует один и тот же настрой: лучше бы нам остаться в живых. С точки зрения тех, кто остался, каждый, кто ушел, потерпел поражение. По­ражение заключается в том, что он был пережит. Он не может с этим сми­риться, и, вполне естественно, эту сильнейшую боль, которую претерпел, он старается причинить другим»52.

Появившийся у многих народов мира культ мертвых — это не только, а, возможно, и не столько дань уважения своим предкам, сколько способ за­крыть им доступ в мир живущих. В соответствии со своим социальным по­ложением мертвые получают все, что им может потребоваться, им дается почет и пища, они просто не могут чувствовать себя неудовлетворенными в потустороннем мире. Воинов хоронили вместе с оружием и доспехами, вож­дей — вместе с женами и рабами, фараонов в дальний поход провожало чуть не полцарства, принесенное в жертву социальным амбициям. Считалось, что

См.: Ионин Л.Г. Диффузные формы социальности (к антропологии культуры) // Социологические чтения. Вып. 2. М„ 1997. С. 58. 52 Канетти Э. Масса и власть. М., 1973. С. 292-293.

если как следует проводить в дорогу умершего, обеспечить его «проживание» на том свете по высшему разряду, то ему незачем будет завидовать живым, посещая их по ночам или забирая их в свой мир.

Во время особого пира и ритуалов в честь умерших представители народно­сти зулу (Южная Африка) громогласно обозначают все должности предков и титулы. Не дай Бог пропустить какой-то титул или произнести его неправиль­но: предок может оскорбиться и принести страшный вред живым. Дабы задоб­рить почивших, забивают коз и быков и приглашают предков на пиршество.

Принципиально важным моментом, и в этом надо согласиться с Л.Г. Ио-ниным, является модус сосуществования живых и мертвых: отношения жи­вых и мертвых — это отношения по сути дела современников, членов одного и того же общества. Нельзя сказать, что живые — члены общества, племени, группы, а мертвые — нет. И те, и другие — члены общества. Но их статусы неравны: статус умершего предка выше, чем статус живущего современника. «Мертвые сильнее в магическом смысле. Им открыто больше пространств и времен, закрытых для живых. Мертвые знают больше, чем живые, и имеют больше возможностей воздействовать на живых, чем живые на них. В то же время у живых имеется нечто такое, что мертвые утратили и уже не могут по­лучить обратно никогда»53.

Сосуществование этих статусных групп не укладывается в привычные рамки возрастной стратификации, ибо у мертвых возраста уже нет: они при­надлежат вечности. Здесь речь идет о более фундаментальных понятиях. Настолько фундаментальных, что, с точки зрения аборигенов, все дальней­шие стратификационные и социально-структурные подразделения носят вторичный, или надстроечный характер. Мертвые сосуществуют с живыми в одном с ними измерении. В их честь воздвигают памятники, исполняют ритуалы, организуют праздники, в их честь называют своих детей, их почи­тают и им поклоняются. Кроме того, им отдают часть общественного богат­ства и просят их заступничества во время засухи или природных бедствий, всем видом показывая, что умершие выступают непосредственными произ­водителями материальных ценностей наряду с живыми.

Жить вместе живым и мертвым в известном смысле приходится и сегод­ня. Телевидение и кинофильмы демонстрируют наглядное присутствие мертвых в образе пугающих вурдалаков, вампиров и ходячих мертвецов в по­вседневной реальности, всякий раз доказывая, что окружающий нас мир — это по сути социально сконструированная реальность, большое общество, в котором сосуществуют все умершие и все живущие поколения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: