Дети, воспитанные бабушками, учатся хуже других

Если мать, выходя на работу после декретного отпуска, оставляет своего ребенка на попечение бабушек и дедушек, она должна знать, что в шко­ле ее чадо будет учиться хуже по сравнению с теми детьми, которые ходили в детский сад или о которых заботилась няня. Такие выводы содержатся в новом исследовании, финансировавшемся правительством Великобрита­нии. Доклад, рассказывающий об исследовании, называется «Работающие мамы: как работа матери влияет на развитие ребенка в первые годы жизни?». Результаты исследования открывают новую стра­ницу в дебатах о влиянии на развитие малышей вы­хода матери на работу, а также заставляют по-но­вому взглянуть на вопрос о стоимости услуг детс­ких садов и нянь, пишет сегодня Daily Telegraph.


В течение последних 20 лет количество работа­ющих матерей неуклонно растет. Исследователи Бристольского университета проследили за 12 тыс. детей, родившимися в районе Эйвон в 1990-х, наблюдая за их развитием до 8-ми лет и учитывая фактор занятости их матерей. Умствен­ное развитие детей оценивалось по двум показа­телям: грамотности и умению считать. По данным исследования, среднестатистическая мать — это женщина в возрасте 25-35 лет, окон­чившая как минимум среднюю школу и имеющая партнера.

К своему удивлению, ученые обнаружили, что ре­шающее значение на то, какое воздействие окажет на ребенка отсутствие матери, занятой на рабо­те, — положительное или негативное, играет выб­ранный тип заботы о ребенке: иными словами, от­дают ли ребенка в садик или привлекают к воспи­танию бабушку или других родственников и друзей.

47 Подробнее см.: Парахонская Г.А. Пожилой человек в семье // Социологические исследования. 2002.
№6. С. 103-110.

48 Герасимова Т.М. Пожилая женщина современной России: методология и результаты тендерного
анализа биографий // Феминистская теория и практика: Восток—Запад. Материалы международ­
ной научно-практической конф. / ПЦГИ. СПб., 1996. С. 163—178.

ЗБ

подавляющее большинство пожилых женщин Санкт-Петербурга имеют глубо­кие корни в крестьянстве. Их прародители жили в том традиционном обществе, которое называлось «дореволюционная Россия»; большинство из них получи­ли первый опыт социализации в деревнях, в условиях трансформировавшейся крестьянской общины, родового уклада семьи и крестьянского двора. И толь­ко их внуки воспитывались в индустриальном обществе, правда, сохранившем черты традиционного уклада (коммунальные квартиры, общежития, бригады на производстве). Историческими вехами жизненного пути пожилого поколе­ния явились войны, коллективизация, индустриализация, политический тер­рор, которые наложили свой отпечаток на характеристику приобретенных стату­сов: «блокадницы», «участники войны», «незаслуженно репрессированные».

В рамках зарубежной геронтосоци-ологии удалось установить множество интересных и важных с практической точки зрения закономерностей и тен­денций протекания старости как социально-медицинского феномена. В частности, при помощи лонгитюдных исследований, в том числе Bonn Longitudinal Study of Aging (Германия) и Berkeley Older Generation Study (США) удалось установить, что здоровье пожилых людей — вовсе не врожденная характеристика. Оно зависит от собственной активности в позднем возрас­те; выбираемого образа жизни и ухода за собой. Обнаружены и такие тен­денции: 1) по мере старения в среднем у большинства пожилых людей ак­тивность отношений внутри семьи остается постоянной, а активность в

«Дети, о которых заботились друзья родителей, родственники или соседи,сталкивались с небла­гоприятными последствиями, — отмечает Лиз Мэшбрук, одна из исследовательниц. — А посеще­ние детского садика или профессиональный уход за ребенком няни защищают детей от этих нега­тивных последствий».

Интересно, что если у матери частичная заня­тость и она привлекает к воспитанию ребенка бабушку или другого близкого человека только на ограниченное время, ребенок развивается совер­шенно нормально.


И еще один важный момент: выход матери на работу сам по себе вредит ребенку только в том случае, если ему еще не исполнилось 18 мес. Причин, по которым бабушки и дедушки, друзья и родственники могут оказать плохое воздей­ствие на развитие ребенка, несколько: эти люди, возможно, не слишком-то рады необходимости находиться с малышом круглые сутки и быстро теряют к нему интерес; они не прошли специаль­ной подготовки для того, чтобы заботиться о де­тях; бабушки и дедушки иногда чувствуют себя зажатыми в тиски, оказываясь перед необходи­мостью заботиться и о маленьких детях, и об их родителях, и, возможно, о своих собственных престарелых родителях одновременно. И, тем не менее, лучший вариант в условиях, когда с малышом не может сидеть его мама (отцу, в сред­нем, обычно приходится находиться на работе го­раздо дольше) — это комбинировать детский сад или няню с заботой о ребенке родственников или друзей. Исследователи установили, что мало мате­рей пользуются платными услугами нянь и яслей до того, как ребенку исполнится два года — возмож­но, в связи с высокими ценами на эти услуги. Источник: News.Battery.Ru 2003. 23 сентября.

общественной жизни снижается; 2) по ролевому набору и качеству выпол­нения социальных ролей, которые были у человека в допенсионный пери­од, можно в целом предсказать ролевой репертуар в послепенсионный от­резок жизни49.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: