Внутридисциплинарная матрица

Не только междисциплинарное, но и внутридисциплинарное знание представляет собой сложноразветвленную и функционально взаимосвязан­ную систему. Ее элементами выступают уже не отдельные науки, а отрасли знания внутри одной науки.

Под внутридисциплинарной матрицей социологии нами понимается сово­купность отраслевых направлений социологии, тематических областей и сфер, которые выделились в процессе дифференциации социологического знания. Социология изучает поведение людей как представителей больших со­циальных групп, субъектов социального взаимодействия, которое возникает, формируется и развивается в социальных организациях и социальных ин­ститутах общества. Она представляет собой единство теоретического и эм­пирического знания, которые социологи получают при помощи опроса, наблюдения и анализа документов. Полученные таким образом данные со­циология группирует, классифицирует и обрабатывает на основе приемов

математической статистики. В резуль­тате получается социально-типическая картина поведения, ценностных ори­ентации и мнений людей. Социоло­ гия — логически стройная система до­стоверного знания — позволяет выво­дить закономерности и тенденции в протекании социальных процессов, прогнозировать будущие события.

В возрастной палитре самыми проблемными областями, привлекающи­ми наибольшее внимание исследователей, в частности социологов, высту­пают три возраста: детство, молодость и старость. Соответственно существу­ют такие отрасли социологии, как социология детства, социология молоде­жи, геронтосоциология. Зрелый возраст редко когда или почти не выступает предметом самостоятельного изучения, а потому нет такой отрасли как со­циология зрелого возраста. По мнению М.Р. Минигалиевой41, проблема взрослости — одна из наименее разработанных научных областей. Несмот­ря на множество эмпирических исследований, осуществленных на «взрос­лой» выборке, теорий и различных схем, объясняющих поведение взросло­го человека и сам феномен взрослости, не отмечено. Взросление чаще все­го рассматривается либо как неспецифичный и вторичный по сравнению с социализацией ребенка процесс, либо как специфический процесс ресоци-ализации: непрерывный или дискретный, сопровождающий протекание личностных и социальных кризисов.

В социологии существуют определенные направления, занимающиеся либо проблематикой молодежи (социология молодежи, ювенология), либо

Минигалиева М.Р. Взрослость: типы и контексты анализа// Психология зрелости и старения, 2000. № 1 (9).

проблемами пожилых людей (социальная геронтология, геронтосоциоло-гия). Что касается промежуточного поколения в структурной иерархии мо­лодость — зрелость — старость, то такое понятие как «родительское поко­ление», относящееся к стадии зрелости, в социологической литературе прак­тически не встречается42.

Возрастные когорты и поколения людей изучает целый комплекс наук. И это характерно для каждого возраста, будь то дети, подростки, молодежь, взрослые или старики. Так, вокруг молодежной проблематики сгруппиро­вались социология молодежи, социология семьи, социология образования

и социология труда.

Социология труда интересовалась мо­лодежью по ряду причин. Во-первых, молодежный контингент— от 17 до 30 лет — был самым беспокойным возра­стом. Поскольку в 1960—1980-е гг. лишь четверть выпускников школ поступала в вузы, то основная часть пополняла ряды так называемых новичков на предприя­тии. В то время как основную долю ВВП производили рабочие в возрасте от 30 до 50 лет, наибольшие заботы администра­ции предприятий доставляли люди в возрасте от 17 до 30 лет. Они чаще пере­ходили с одного места работы на другое, а значит увеличивали показатели текуче­сти кадров, они нелегко врастали в тру­довой коллектив, выдвигали больше тре­бований к условиям труда и зарплате, хуже закреплялись на производстве, чаще нарушали дисциплину труда и прогуливали. На них были сконцентрированы воспитательные усилия парткомов, комитетов комсомола и профсоюзов, их больше изучали заводские социологи.

Социология образования занималась теми, кто еще не дорос до самостоятель­ного труда и просиживал за школьной скамьей. И здесь было немало про­блем — начиная с успеваемости, внутришкольных взаимоотношений, нередко конфликтных, подростковой наркоманией и алкоголизмом, проституцией и преступностью. Многие бросали школу, недоучившись до конца. Немало проблем у специалистов по социологии образования было и со студентами. Чего стоит вопрос о неравном доступе высшего образования для представи­телей разных социальных слоев и групп, которым посвятили свое внимание представители новосибирской научной школы во главе с В.Н. Шубкиным. В рамках социологии молодежи вскоре появилось новое направление — соци­альные проблемы студенчества. Эту тематику в Свердловске (1960—1970-е гг.) продолжила Л.Я. Рубина, в Харькове — Е.А. Якуба и др. В настоящее время проблемы студенчества изучаются почти во всех вузовских центрах страны. Неравенство жизненных шансов как острая социальная проблема про­являлось в связи с изменившейся ситуацией на рынке труда: сформировав-

42 См.: Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной транс­формации (подколенный подход) // Социологические исследования. 2002. № 1.

шиеся завышенные ожидания молодежи пришли в противоречие с демо­графической ситуацией, а именно: пополнением рынка труда многочислен­ным послевоенным поколением, имеющим высокий уровень образования, при ухудшении социальных возможностей для трудоустройства вследствие перехода к экстенсивному развитию экономики. Наконец, одним из цент­ральных являлись профессиональные ориентации школьников — будуще­го пополнения рабочего класса, крестьянства и интеллигенции. Имея точ­ные сведения об их намерениях, легче было планировать состав рабочей силы и профессиональную структуру общества.

Социология семьи занималась не ме­нее проблематичным сектором челове­ческой жизни. Хотя семья и признана самым надежным форпостом, защи­щающим маленького человечка от всех невзгод и бедствий, часто она станови­лась для него кромешным адом. Речь идет в первую очередь о неблагополуч­ных семьях, в том числе родителях-пьяницах, которые поставляют основ­ной контингент так называемых труд­ных подростков и детей улицы. В семье наследовались профессии от родите­лей к детям, проходила социализация подростка — полноценная или неполноценная, — формировались навыки к учебе и трудовой деятельности, развивалась личность человека.

Социология детства самостоятельное направление, изучающее культу­ру, историю, социализацию и социальный статус детства. Выделяют первич­ную и вторичную социализацию и соответствующие им агенты и институты социализации. Важный вклад в понимание детской культуры внесла М. Мид, выделившая три типа культуры — кофигуративную, постфигуративную и префигуративную.

Социология молодежи — давно сложившаяся отрасль знания, изучающая социальный статус молодежи, ее возрастное, экономическое и социальное самоопределение, профессиональные ориентации и выбор, трудовую адап­тацию и карьеру, отклоняющееся поведение, молодежную субкультуру и ценности. Молодежь является объектом изучения многих социально-гума­нитарных наук: психологии, педагогики, демографии, права, политологии, философии, социологии, истории.

Предметом социологии молодежи является: изучение роли и места мо­лодежи в развитии общества, запросов, интересов, потребностей, ценностей, социальных ожиданий; формирование активной жизненной позиции, сти­ля жизни и поведения, ранее взросление и позднее самоопределение, тру­доустройство, молодая семья, гедонизм и культ насилия и др.

Интересуясь возрастной дифференциацией общества, социология моло­дежи соприкасается с такими областями, как исследования детства, пожи­лых, жизненного цикла, поколений. У них общая проблематика (возрастные границы, возрастная дискриминация, смена поколений, специфика пере­ходного социального статуса, последовательность жизненных событий), а также методика возрастных исследований, направленная на изучение изме-

няющегося во времени объекта (ретроспективная, лонгитюдная стратегия, повторные или панельные исследования, событийный анализ)43.

Социология молодежи пересекается с социологией образования, культу­ры, семьи, затрагивая проблемы воспитания, социализации, социального контроля и самоопределения, кризисов самоидентичности, связанных с переходом из одного статуса в другой. Она тесно связана с отраслевыми со-циологиями города, искусства, культуры, личности, массовых коммуника­ций, медицины и здравоохранения, образования, общественного мнения, организаций, армии, политики, права, религии, семьи, труда, управления, физической культуры и спорта44.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: