Не только междисциплинарное, но и внутридисциплинарное знание представляет собой сложноразветвленную и функционально взаимосвязанную систему. Ее элементами выступают уже не отдельные науки, а отрасли знания внутри одной науки.
Под внутридисциплинарной матрицей социологии нами понимается совокупность отраслевых направлений социологии, тематических областей и сфер, которые выделились в процессе дифференциации социологического знания. Социология изучает поведение людей как представителей больших социальных групп, субъектов социального взаимодействия, которое возникает, формируется и развивается в социальных организациях и социальных институтах общества. Она представляет собой единство теоретического и эмпирического знания, которые социологи получают при помощи опроса, наблюдения и анализа документов. Полученные таким образом данные социология группирует, классифицирует и обрабатывает на основе приемов
математической статистики. В результате получается социально-типическая картина поведения, ценностных ориентации и мнений людей. Социоло гия — логически стройная система достоверного знания — позволяет выводить закономерности и тенденции в протекании социальных процессов, прогнозировать будущие события.
|
|
В возрастной палитре самыми проблемными областями, привлекающими наибольшее внимание исследователей, в частности социологов, выступают три возраста: детство, молодость и старость. Соответственно существуют такие отрасли социологии, как социология детства, социология молодежи, геронтосоциология. Зрелый возраст редко когда или почти не выступает предметом самостоятельного изучения, а потому нет такой отрасли как социология зрелого возраста. По мнению М.Р. Минигалиевой41, проблема взрослости — одна из наименее разработанных научных областей. Несмотря на множество эмпирических исследований, осуществленных на «взрослой» выборке, теорий и различных схем, объясняющих поведение взрослого человека и сам феномен взрослости, не отмечено. Взросление чаще всего рассматривается либо как неспецифичный и вторичный по сравнению с социализацией ребенка процесс, либо как специфический процесс ресоци-ализации: непрерывный или дискретный, сопровождающий протекание личностных и социальных кризисов.
В социологии существуют определенные направления, занимающиеся либо проблематикой молодежи (социология молодежи, ювенология), либо
Минигалиева М.Р. Взрослость: типы и контексты анализа// Психология зрелости и старения, 2000. № 1 (9).
проблемами пожилых людей (социальная геронтология, геронтосоциоло-гия). Что касается промежуточного поколения в структурной иерархии молодость — зрелость — старость, то такое понятие как «родительское поколение», относящееся к стадии зрелости, в социологической литературе практически не встречается42.
|
|
Возрастные когорты и поколения людей изучает целый комплекс наук. И это характерно для каждого возраста, будь то дети, подростки, молодежь, взрослые или старики. Так, вокруг молодежной проблематики сгруппировались социология молодежи, социология семьи, социология образования
и социология труда.
Социология труда интересовалась молодежью по ряду причин. Во-первых, молодежный контингент— от 17 до 30 лет — был самым беспокойным возрастом. Поскольку в 1960—1980-е гг. лишь четверть выпускников школ поступала в вузы, то основная часть пополняла ряды так называемых новичков на предприятии. В то время как основную долю ВВП производили рабочие в возрасте от 30 до 50 лет, наибольшие заботы администрации предприятий доставляли люди в возрасте от 17 до 30 лет. Они чаще переходили с одного места работы на другое, а значит увеличивали показатели текучести кадров, они нелегко врастали в трудовой коллектив, выдвигали больше требований к условиям труда и зарплате, хуже закреплялись на производстве, чаще нарушали дисциплину труда и прогуливали. На них были сконцентрированы воспитательные усилия парткомов, комитетов комсомола и профсоюзов, их больше изучали заводские социологи.
Социология образования занималась теми, кто еще не дорос до самостоятельного труда и просиживал за школьной скамьей. И здесь было немало проблем — начиная с успеваемости, внутришкольных взаимоотношений, нередко конфликтных, подростковой наркоманией и алкоголизмом, проституцией и преступностью. Многие бросали школу, недоучившись до конца. Немало проблем у специалистов по социологии образования было и со студентами. Чего стоит вопрос о неравном доступе высшего образования для представителей разных социальных слоев и групп, которым посвятили свое внимание представители новосибирской научной школы во главе с В.Н. Шубкиным. В рамках социологии молодежи вскоре появилось новое направление — социальные проблемы студенчества. Эту тематику в Свердловске (1960—1970-е гг.) продолжила Л.Я. Рубина, в Харькове — Е.А. Якуба и др. В настоящее время проблемы студенчества изучаются почти во всех вузовских центрах страны. Неравенство жизненных шансов как острая социальная проблема проявлялось в связи с изменившейся ситуацией на рынке труда: сформировав-
42 См.: Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (подколенный подход) // Социологические исследования. 2002. № 1.
шиеся завышенные ожидания молодежи пришли в противоречие с демографической ситуацией, а именно: пополнением рынка труда многочисленным послевоенным поколением, имеющим высокий уровень образования, при ухудшении социальных возможностей для трудоустройства вследствие перехода к экстенсивному развитию экономики. Наконец, одним из центральных являлись профессиональные ориентации школьников — будущего пополнения рабочего класса, крестьянства и интеллигенции. Имея точные сведения об их намерениях, легче было планировать состав рабочей силы и профессиональную структуру общества.
Социология семьи занималась не менее проблематичным сектором человеческой жизни. Хотя семья и признана самым надежным форпостом, защищающим маленького человечка от всех невзгод и бедствий, часто она становилась для него кромешным адом. Речь идет в первую очередь о неблагополучных семьях, в том числе родителях-пьяницах, которые поставляют основной контингент так называемых трудных подростков и детей улицы. В семье наследовались профессии от родителей к детям, проходила социализация подростка — полноценная или неполноценная, — формировались навыки к учебе и трудовой деятельности, развивалась личность человека.
|
|
Социология детства — самостоятельное направление, изучающее культуру, историю, социализацию и социальный статус детства. Выделяют первичную и вторичную социализацию и соответствующие им агенты и институты социализации. Важный вклад в понимание детской культуры внесла М. Мид, выделившая три типа культуры — кофигуративную, постфигуративную и префигуративную.
Социология молодежи — давно сложившаяся отрасль знания, изучающая социальный статус молодежи, ее возрастное, экономическое и социальное самоопределение, профессиональные ориентации и выбор, трудовую адаптацию и карьеру, отклоняющееся поведение, молодежную субкультуру и ценности. Молодежь является объектом изучения многих социально-гуманитарных наук: психологии, педагогики, демографии, права, политологии, философии, социологии, истории.
Предметом социологии молодежи является: изучение роли и места молодежи в развитии общества, запросов, интересов, потребностей, ценностей, социальных ожиданий; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения, ранее взросление и позднее самоопределение, трудоустройство, молодая семья, гедонизм и культ насилия и др.
Интересуясь возрастной дифференциацией общества, социология молодежи соприкасается с такими областями, как исследования детства, пожилых, жизненного цикла, поколений. У них общая проблематика (возрастные границы, возрастная дискриминация, смена поколений, специфика переходного социального статуса, последовательность жизненных событий), а также методика возрастных исследований, направленная на изучение изме-
няющегося во времени объекта (ретроспективная, лонгитюдная стратегия, повторные или панельные исследования, событийный анализ)43.
Социология молодежи пересекается с социологией образования, культуры, семьи, затрагивая проблемы воспитания, социализации, социального контроля и самоопределения, кризисов самоидентичности, связанных с переходом из одного статуса в другой. Она тесно связана с отраслевыми со-циологиями города, искусства, культуры, личности, массовых коммуникаций, медицины и здравоохранения, образования, общественного мнения, организаций, армии, политики, права, религии, семьи, труда, управления, физической культуры и спорта44.
|
|