Архаической формой возрастных страт выступают так называемые возрастные классы, присущие примитивным обществам и изучаемым, в отличие от возрастных страт, которыми интересуются социологи, нашими коллегами — социальными антропологами.
Социальный статус — значимая характеристика старости, показатель положения человека в социальной иерархии общества — определяет принадлежность человека к конкретным слоям, а в некоторых случаях — и к замкнутым квазикастовым группам. Такими в традиционном обществе являлись возрастные классы.
Возрастные классы — в эпоху первобытного общества категории в составе населения (напр., дети и взрослые; дети, молодежь, взрослые и старики), имевшие свои права и обязанности. Переход из одного возрастного класса в другой сопровождался особыми обрядами, именуемыми инициациями.
В течение своей жизни человек принадлежит к одной возрастной группе, но последовательно — к разным возрастным классам. В то же время для социального организма возрастные классы представляют собой статические (абсолютные) формы социальной организации в отличие от возрастных групп — динамических (относительных). Возрастные классы образуются не во всех обществах, т.е. не везде возрастные степени институализируются в форме возрастных классов. Количество и качество мужских и женских возрастных степеней и классов могут не совпадать, что отражает разные уровни специализации общественно значимых функций9.
Возрастные классы рассматриваются социологами как неформальные объединения сверстников в первобытном обществе. В отличие от естественных объединений, основанных на родственных связях, например, семья, возрастные классы относятся к искусственным образованиям, устанавливаемым добровольно ради достижения духовных или практических целей. Они представляют собой объединения неженатой мужской молодежи (как исключение — женатых мужчин) и принимают форму тайных союзов или мужских домов, в которых мужчины спят, работают, проводят празд- ники и посвящения.
В странах Азии и Африки число возрастных классов доходит до 6—8. У восточных славян эпохи феодализма прослеживается четкое деление молодежи на два возрастных слоя — подростковый и юношеский. Такое деление, по мнению исследователей, восходит к древне-славянской эпохе. У украинцев и западных славян юноши объединялись в особые союзы (парубоцкие громады), восходящие к древним мужским союзам. Членство в таких объединениях оформлялось особыми инициациями, в структуре которых тоже прослеживаются два этапа. Деление на два возрастных слоя и двуэтапность инициации были характерны для городских ремесленников (этапы ученичества и подмастерничества), а также древнерусских дружинников (деление младшей дружины на две части по возрастному принципу)10.
Возрастные классы существовали у индейских племен, населявших прерии Северной Америки, занимавшихся охотой, собирательством и растениеводством. Каждая группа включала всех мужчин, рожденных в определенном отрезке времени. У нее были свои песни, танцы, привилегии. Члены одной возрастной группы должны были скидываться, чтобы купить разрешение перейти в более высокую возрастную категорию. Предводители таких объединений организовывали охоту и набеги на другие племена. Они также улаживали возникающие конфликты.
Попов В.Л. Возрастная организация (www.rubricon.ru).
Гринкова Н.П. Родовые пережитки, связанные с разделением по полу и возрасту // Советская этнография. 1936. № 2. С. 24; Бернштам ТА. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX в. Л., 1988. С. 52-98.
В племени масаи (Кения) мужчины, родившиеся в один и тот же четырехлетний период, объединялись в возрастную группу. Это объединение сохранялось всю жизнь. Группы передвигались по возрастным категориям, самой важной из которых была категория воина. В Западной и Центральной Африке племенные братства составляли секретные общества, состоящие исключительно только из мужчин или женщин определенного возраста. Родовая организация, возрастные группы, различные ритуалы объединяют людей в один коллектив, и это дает им ощущение, что они принадлежат к одной и той же культуре. Для возрастных классов характерны закрытая процедура вступления, солидарность и братство, воспитание подростков основам морали и религии, обучение правильному поведению и ведению хозяйственных дел''.
Особые мужские дома, союзы и тайные общества существовали едва ли не во всех архаических обществах. Немецкий этнограф Генрих Шурц в книге «Возрастные классы и мужские союзы» (1902)12, опираясь на обширный эмпирический материал из жизни нескольких африканских, одного индийского и четырех североамериканских народов, пришел к выводу, что возрастные классы — древнейший тип социальной организации, основанный, с одной стороны, на общности возрастных переживаний и антагонизме поколений, а с другой — на противоположности полов. Возрастная организация играла в жизни мальчиков, юношей и мужчин гораздо большую роль, считает И.С. Кон13, чем в жизни девушек и женщин. Мальчики раньше от-
Врезка