Возрастные классы

Архаической формой возрастных страт выступают так называемые воз­растные классы, присущие примитивным обществам и изучаемым, в отли­чие от возрастных страт, которыми интересуются социологи, нашими кол­легами — социальными антропологами.

Социальный статус — значимая характеристика старости, показатель положения человека в социальной иерархии общества — определяет принад­лежность человека к конкретным слоям, а в некоторых случаях — и к замк­нутым квазикастовым группам. Такими в традиционном обществе являлись возрастные классы.

Возрастные классы — в эпоху первобытного общества категории в соста­ве населения (напр., дети и взрослые; дети, молодежь, взрослые и старики), имевшие свои права и обязанности. Переход из одного возрастного класса в другой сопровождался особыми обрядами, именуемыми инициациями.

В течение своей жизни человек принадлежит к одной возрастной груп­пе, но последовательно — к разным возрастным классам. В то же время для социального организма возрастные классы представляют собой статические (абсолютные) формы социальной организации в отличие от возрастных групп — динамических (относительных). Возрастные классы образуются не во всех обществах, т.е. не везде возрастные степени институализируются в форме возрастных классов. Количество и качество мужских и женских воз­растных степеней и классов могут не совпадать, что отражает разные уров­ни специализации общественно значимых функций9.

Возрастные классы рассматриваются социологами как неформальные объеди­нения сверстников в первобытном об­ществе. В отличие от естественных объе­динений, основанных на родственных связях, например, семья, возрастные классы относятся к искусственным об­разованиям, устанавливаемым добро­вольно ради достижения духовных или практических целей. Они представляют собой объединения неженатой мужской молодежи (как исключение — женатых мужчин) и принимают форму тайных союзов или мужских домов, в которых мужчины спят, работают, проводят празд- ники и посвящения.

В странах Азии и Африки число воз­растных классов доходит до 6—8. У восточных славян эпохи феодализма про­слеживается четкое деление молодежи на два возрастных слоя — подростковый и юношеский. Такое деление, по мнению исследователей, восходит к древне-славянской эпохе. У украинцев и западных славян юноши объединялись в осо­бые союзы (парубоцкие громады), восходящие к древним мужским союзам. Членство в таких объединениях оформлялось особыми инициациями, в струк­туре которых тоже прослеживаются два этапа. Деление на два возрастных слоя и двуэтапность инициации были характерны для городских ремесленников (этапы ученичества и подмастерничества), а также древнерусских дружинни­ков (деление младшей дружины на две части по возрастному принципу)10.

Возрастные классы существовали у индейских племен, населявших пре­рии Северной Америки, занимавшихся охотой, собирательством и растение­водством. Каждая группа включала всех мужчин, рожденных в определен­ном отрезке времени. У нее были свои песни, танцы, привилегии. Члены одной возрастной группы должны были скидываться, чтобы купить разре­шение перейти в более высокую возрастную категорию. Предводители та­ких объединений организовывали охоту и набеги на другие племена. Они также улаживали возникающие конфликты.

Попов В.Л. Возрастная организация (www.rubricon.ru).

Гринкова Н.П. Родовые пережитки, связанные с разделением по полу и возрасту // Советская эт­нография. 1936. № 2. С. 24; Бернштам ТА. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX в. Л., 1988. С. 52-98.

В племени масаи (Кения) мужчины, родившиеся в один и тот же четы­рехлетний период, объединялись в возрастную группу. Это объединение сохранялось всю жизнь. Группы передвигались по возрастным категориям, самой важной из которых была категория воина. В Западной и Централь­ной Африке племенные братства составляли секретные общества, состоя­щие исключительно только из мужчин или женщин определенного возрас­та. Родовая организация, возрастные группы, различные ритуалы объеди­няют людей в один коллектив, и это дает им ощущение, что они принадлежат к одной и той же культуре. Для возрастных классов характерны закрытая процедура вступления, солидарность и братство, воспитание подростков основам морали и религии, обучение правильному поведению и ведению хозяйственных дел''.

Особые мужские дома, союзы и тайные общества существовали едва ли не во всех архаических обществах. Немецкий этнограф Генрих Шурц в кни­ге «Возрастные классы и мужские союзы» (1902)12, опираясь на обширный эмпирический материал из жизни нескольких африканских, одного индий­ского и четырех североамериканских народов, пришел к выводу, что возра­стные классы — древнейший тип социальной организации, основанный, с одной стороны, на общности возрастных переживаний и антагонизме по­колений, а с другой — на противоположности полов. Возрастная организа­ция играла в жизни мальчиков, юношей и мужчин гораздо большую роль, считает И.С. Кон13, чем в жизни девушек и женщин. Мальчики раньше от-

Врезка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: