В социологии и антропологии возрастной статус называют еще транзитивным. Это означает, что человек не может долго задерживаться в одном положении, как это часто случается в других статусах, например пожизненным диктатором, женщиной (мужчиной) или католиком (православным, мусульманином, буддистом), которые остаются в своем статусе всю жизнь либо неопределенно долгое время.
Перейти из одного пола в другой человеку невозможно или очень трудно. Невозможно поменять национальность и расу. Требует усилий переход из одного класса в другой. Но переход из младенчества в детство, юность, взрослость и старость происходит естественно и независимо от наших усилий. Отсюда следует, что конфликт поколений не может быть всеобщим и постоянным.
Переход из одного возрастного статуса в другой происходит помимо воли и желания отдельного человека, но в силу объективных законов, неподвластных ему. В таком смысле мы должны отнести возрастной статус к категории предписанных. Но поскольку человек, изменяясь с возрастом, не задерживается надолго в одном и том же статусе, но плавно переходит из одного в другое состояние, возрастной статус не может целиком принадлежать указанной категории. У него явно существуют черты достигаемого статуса. Вот почему возрастной статус вполне можно именовать смешанным статусом.
Когда возраст называют переходящим, или транзитивным статусом, то, на наш взгляд, указывают не только на временную последовательность воз-
растных состояний человека, но также на промежуточный или синтетический характер самого понятия «возрастной статус», его место в методологическом ряду социологических категорий.
Возрастной статус — совокупность прав и обязанностей, приписываемых обществом тому или иному возрасту. У 35-летнего мужчины гораздо больше прав, чем у 14-летнего подростка: его могут привлечь к уголовной ответственности, он может голосовать и быть избранным, он может занимать любой государственный пост, даже стать президентом, покупать алкоголь и сигареты, водить машину. С другой стороны, у него шире круг обязанностей: семейных, бытовых, профессиональных.
Гражданином Афин считался юноша, достигший 18-летнего возраста, родители которого были гражданами. Высшая судебная власть в Древней Греции вручалась гелиэе (от «гелиос» — солнце). Гелиэя ежегодно избиралась путем жеребьевки из числа граждан, достигших 30-летнего возраста. Военнообязанными граждане Афин считались с 18 до 60 лет, юноши с 18 до 20 лет даже в мирное время проходили обязательную военную подготовку в армии, на флоте, либо пограничной страже, только воины могли занимать государственные должности. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина Афин.
В традиционном обществе возраст определял социальный статус человека и место в общественной иерархии. Главенствующим является здесь принцип старшинства, принявший форму геронтократии — власти старейших. Уважение к старшим выражается уже в самих словах, которыми их называют: во многих африканских языках к пожилым людям обращаются со словами «большой человек» или дают эпитет «старейший». У многих африканских народов лица в возрасте от 72 до 80 лет приравниваются к святым и являются объектом поклонения. Малийский народ бамбара считает человека, достигшего 77-летнего возраста, живым божеством («сияющим духом») и уже при жизни включает его в пантеон своих предков.
«В целом можно сказать, что практически в большинстве африканских сообществ пожилой возраст ассоциируется скорее с милостивым даром богов, нежели с физической или умственной немощью. Для народов, не имеющих своей письменности и на протяжении веков терявших своих сородичей, которые в молодом или среднем возрасте гибли от голода и болезней, такое отношение к престарелым является вполне закономерным. Человек, сумевший преодолеть все невзгоды судьбы, в их глазах является «избранником божьим», которому дарована возможность общаться как с живыми, так и с мертвыми. Будучи центральной и главенствующей фигурой в пределах своего рода, человек, доживший
до преклонных лет, занимает важное место в экономической, религиозной и воспитательной областях и полностью берет их под свой контроль. По законам старшинства он становится во главе семейной или родовой иерархии, распоряжается недвижимой собственностью (в первую очередь жильем), а сам переселяется в дом основателя рода, где хранятся атрибуты власти, различные реликвии и фигурки с изображением предков.»7
Статусные полномочия людей пожилого и старого возраста в традиционном обществе были часто большими, чем у представителей других возрастных групп. Часто они занимали высокие общественные посты. В том числе
вождей племени или глав государства. По отношению к ним подчиненные испытывали особый пиетет, уважение, а иногда и нескрываемый страх. Негры нуба, живущие в Восточной Африке, верят, что их поразит смерть, если они войдут в дом вождя-жреца. Правда, обнажив левое плечо и попросив вождя возложить на него руку, они могут избежать кары за вторжение. А случись кому-то посидеть на камне, который вождь избрал для личного пользования, и он умрет в течение года. Вождь племени казембе из Анголы кажется своим подданным столь священным, что никто не может дотронуться до него без того, чтобы его насмерть не поразила магическая сила.
В Новой Зеландии страх перед священной особой вождя был не менее сильным. Однажды вождь оставил на обочине дороги остатки своей пищи. После его ухода подоспел раб, дюжий голодный малый, увидел оставшуюся еду и, не спросив, съел ее. Не успел он покончить с обедом, как ему с ужасом сообщили, что съеденная им пища принадлежала вождю. «Я хорошо знал несчастного преступника. Это был человек замечательного мужества, покрывший себя славой в межплеменных войнах», — рассказывал путешественник, но «как только роковая весть достигла его ушей, у него начались исключительной силы судороги и спазмы в животе, которые не прекращались до самой смерти, последовавшей на закате того же дня».
Случай этот не единичный. Женщина маори, до которой после съедения какого-то фрукта дошло известие, что этот плод был взят в табуированном месте, воскликнула, что дух вождя, чью святость она осквернила, поразит ее. Это случилось в полдень, а к двенадцати часам следующего дня она была мертва. Однажды причиной смерти нескольких людей явилось огниво вождя, которое тот потерял. Найдя его, несколько мужчин зажгли с его помощью свои трубки, а узнав, кому оно принадлежало, умерли от ужаса8.
Возраст, как социальный статус, обладает двумя качествами. С одной стороны, он является приписываемым статусом, так как в каждый данный момент мы имеем только один возраст, который определен биологически. С другой стороны, он является транзитивным, т.е. переходным статусом, так как мы постоянно переходим из одного возраста в другой.
7 Диоп A.M. Место и роль престарелых в странах Африки // Третий возраст. Импакт: Наука и обще
ство. 1990. № 1. С. 99.
8 Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Пер. с англ. М., 1980. С. 231-277.
Возрастной статус, как система прав и обязанностей, предоставляет человеку своеобразный путеводитель по жизни: он сообщает, что можно и что нельзя делать в тот или иной момент. Переход из одного возрастного статуса в другой, из детства в юность и зрелость, невозможен без социализации. Он осуществляется после специальной подготовки и часто обставляется особыми ритуалами — инициациями.
В разном возрасте человек имеет разную социальную ценность. Перестав работать, он теряет свою экономическую ценность, но сохраняет социальную, участвуя в процессе передачи опыта, традиций, культуры своего
поколения, в воспитании подрастающего поколения. В конце жизненного пути человек приобретает опыт, понимание жизни и мудрость, но одновременно теряет силы, функциональную подвижность нервной и мышечной ткани и внешнюю привлекательность.
Как правило, ожидание серьезных изменений в социальной жизни мы связываем с молодежью, а надежды на стабилизацию обстановки возлагаем на зрелых и пожилых. Когда в начале 1990-х годов Россия совершила серьезный поворот в сторону рыночных отношений, застрельщиками перемен выступили молодые реформаторы. Но когда страна после неудачно проведенных реформ вступила в полосу серьезного экономического и политического кризиса (обнищание населения, рост преступности, кризис политических институтов), на смену молодежи пришло более зрелое (Черномырдин) и даже пожилое (Примаков) поколение премьер-министров. В 1999 г. президент страны решил, что стабилизационные мероприятия пожилых министров не решают поставленных задач и на смену им вновь пришли зрелые и сравнительно молодые главы правительства (Степашин и Путин).
Замечены и другие социальные тенденции в отношении к людям разных возрастов. Переход от социализма к капитализму, развитие рыночных отношений и малого бизнеса востребовали молодых и отчасти людей среднего возраста. Объявления о приеме на работу, как правило, включали оговорку: на менеджера или экономиста принимаются лица до 30—35 лет. Возрастная дискриминация по отношению к людям среднего, а тем более пожилого возраста проявлялась не только в приеме на работу (особенно на высокооплачиваемую), но и в других областях.
Возрастные ограничения, например ребенку нельзя поднимать тяжесть свыше 20 кг, заложены в биологической природе человека, но рекомендации и предписания о том, как ими пользоваться, — это социальный конструкт, изобретенный людьми, уполномоченными правительством, для регулирования возрастных потоков рабочей силы. Если существуют предписания о том, что нельзя на физически тяжелые работы принимать подростков до 16 лет, то от производства, где существуют подобные рабочие места, отсекается огромный людской массив желающих трудоустроиться, но не подходящих по возрасту.
Возраст важен не сам по себе, как биологическое состояние человека. Восприятие отдельным человеком своего возраста и связанного с ним возрастного статуса во многом опирается на социальные представления о нем. А отношение к этапам человеческой жизни, осознание ценности каждого из них, соответствующих им моделей и тактик поведения менялись от эпохи к эпохи, от культуры к культуре.
С восприятием возраста связаны представления не только о физических способностях и ограничениях, но прежде всего о необходимых знаниях, навыках, умениях, желательном или дозволенном поведении. В различные периоды жизненного цикла от человека ожидают разных моделей поведения. То, в каком возрасте люди вступают в брак, рожают детей, достигают вершины своей карьеры, во многом определяется социальными нормами и представлениями. Зная это, он старается вести себя соответствующим образом.
Возрастной статус — совокупность прав и обязанностей, приписываемых обществом тому или иному возрасту