Возрастной статус

В социологии и антропологии возрастной статус называют еще транзи­тивным. Это означает, что человек не может долго задерживаться в одном положении, как это часто случается в других статусах, например пожизнен­ным диктатором, женщиной (мужчиной) или католиком (православным, мусульманином, буддистом), которые остаются в своем статусе всю жизнь либо неопределенно долгое время.

Перейти из одного пола в другой человеку невозможно или очень труд­но. Невозможно поменять национальность и расу. Требует усилий переход из одного класса в другой. Но переход из младенчества в детство, юность, взрослость и старость происходит естественно и независимо от наших уси­лий. Отсюда следует, что конфликт поколений не может быть всеобщим и постоянным.

Переход из одного возрастного статуса в другой происходит помимо воли и желания отдельного человека, но в силу объективных законов, неподвла­стных ему. В таком смысле мы должны отнести возрастной статус к катего­рии предписанных. Но поскольку человек, изменяясь с возрастом, не задер­живается надолго в одном и том же статусе, но плавно переходит из одного в другое состояние, возрастной статус не может целиком принадлежать ука­занной категории. У него явно существуют черты достигаемого статуса. Вот почему возрастной статус вполне можно именовать смешанным статусом.

Когда возраст называют переходящим, или транзитивным статусом, то, на наш взгляд, указывают не только на временную последовательность воз-

растных состояний человека, но также на промежуточный или синтетичес­кий характер самого понятия «возрастной статус», его место в методологи­ческом ряду социологических категорий.

Возрастной статус — совокупность прав и обязанностей, приписывае­мых обществом тому или иному возрасту. У 35-летнего мужчины гораздо больше прав, чем у 14-летнего подростка: его могут привлечь к уголовной ответственности, он может голосовать и быть избранным, он может зани­мать любой государственный пост, даже стать президентом, покупать алко­голь и сигареты, водить машину. С другой стороны, у него шире круг обя­занностей: семейных, бытовых, про­фессиональных.

Гражданином Афин считался юно­ша, достигший 18-летнего возраста, родители которого были гражданами. Высшая судебная власть в Древней Гре­ции вручалась гелиэе (от «гелиос» — солнце). Гелиэя ежегодно избиралась путем жеребьевки из числа граждан, достигших 30-летнего возраста. Воен­нообязанными граждане Афин счита­лись с 18 до 60 лет, юноши с 18 до 20 лет даже в мирное время проходили обяза­тельную военную подготовку в армии, на флоте, либо пограничной страже, только воины могли занимать государ­ственные должности. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина Афин.

В традиционном обществе возраст определял социальный статус человека и место в общественной иерархии. Гла­венствующим является здесь принцип старшинства, принявший форму ге­ронтократии — власти старейших. Уважение к старшим выражается уже в самих словах, которыми их называют: во многих африканских языках к по­жилым людям обращаются со словами «большой человек» или дают эпитет «старейший». У многих африканских народов лица в возрасте от 72 до 80 лет приравниваются к святым и являются объектом поклонения. Малийский народ бамбара считает человека, достигшего 77-летнего возраста, живым божеством («сияющим духом») и уже при жизни включает его в пантеон своих предков.

«В целом можно сказать, что практически в большинстве африканских сообществ пожилой возраст ассоциируется скорее с милостивым даром богов, нежели с физической или умственной немощью. Для народов, не имеющих своей письменности и на протяжении веков терявших своих сородичей, которые в молодом или среднем возрасте гибли от голода и болезней, такое отношение к престарелым является вполне закономерным. Человек, сумевший преодолеть все невзгоды судьбы, в их глазах является «избранником божьим», которому дарована возмож­ность общаться как с живыми, так и с мертвыми. Будучи центральной и главенствующей фигурой в пределах своего рода, человек, доживший

до преклонных лет, занимает важное место в экономической, религи­озной и воспитательной областях и полностью берет их под свой конт­роль. По законам старшинства он становится во главе семейной или родовой иерархии, распоряжается недвижимой собственностью (в пер­вую очередь жильем), а сам переселяется в дом основателя рода, где хранятся атрибуты власти, различные реликвии и фигурки с изображе­нием предков.»7

Статусные полномочия людей пожилого и старого возраста в традицион­ном обществе были часто большими, чем у представителей других возраст­ных групп. Часто они занимали высокие общественные посты. В том числе

вождей племени или глав государства. По отношению к ним подчиненные испытывали особый пиетет, уважение, а иногда и нескрываемый страх. Негры нуба, живущие в Восточной Африке, верят, что их поразит смерть, если они войдут в дом вождя-жреца. Правда, обнажив левое плечо и попросив вождя возложить на него руку, они могут избежать кары за вторжение. А случись кому-то посидеть на камне, который вождь избрал для личного пользования, и он умрет в течение года. Вождь племени казембе из Анголы кажется своим подданным столь священным, что никто не может дотронуться до него без того, чтобы его насмерть не поразила магическая сила.

В Новой Зеландии страх перед священной особой вождя был не менее сильным. Однажды вождь оставил на обочине дороги остатки своей пищи. После его ухода подоспел раб, дюжий голодный малый, увидел оставшуюся еду и, не спросив, съел ее. Не успел он покончить с обедом, как ему с ужа­сом сообщили, что съеденная им пища принадлежала вождю. «Я хорошо знал несчастного преступника. Это был человек замечательного мужества, по­крывший себя славой в межплеменных войнах», — рассказывал путеше­ственник, но «как только роковая весть достигла его ушей, у него начались исключительной силы судороги и спазмы в животе, которые не прекраща­лись до самой смерти, последовавшей на закате того же дня».

Случай этот не единичный. Женщина маори, до которой после съедения какого-то фрукта дошло известие, что этот плод был взят в табуированном месте, воскликнула, что дух вождя, чью святость она осквернила, поразит ее. Это случилось в полдень, а к двенадцати часам следующего дня она была мертва. Однажды причиной смерти нескольких людей явилось огниво вож­дя, которое тот потерял. Найдя его, несколько мужчин зажгли с его помо­щью свои трубки, а узнав, кому оно принадлежало, умерли от ужаса8.

Возраст, как социальный статус, обладает двумя качествами. С одной стороны, он является приписываемым статусом, так как в каждый данный момент мы имеем только один возраст, который определен биологически. С другой стороны, он является транзитивным, т.е. переходным статусом, так как мы постоянно переходим из одного возраста в другой.

7 Диоп A.M. Место и роль престарелых в странах Африки // Третий возраст. Импакт: Наука и обще­
ство. 1990. № 1. С. 99.

8 Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Пер. с англ. М., 1980. С. 231-277.

Возрастной статус, как система прав и обязанностей, предоставляет че­ловеку своеобразный путеводитель по жизни: он сообщает, что можно и что нельзя делать в тот или иной момент. Переход из одного возрастного стату­са в другой, из детства в юность и зрелость, невозможен без социализации. Он осуществляется после специальной подготовки и часто обставляется осо­быми ритуалами — инициациями.

В разном возрасте человек имеет разную социальную ценность. Перестав работать, он теряет свою экономическую ценность, но сохраняет соци­альную, участвуя в процессе передачи опыта, традиций, культуры своего

поколения, в воспитании подрастаю­щего поколения. В конце жизненного пути человек приобретает опыт, пони­мание жизни и мудрость, но одновре­менно теряет силы, функциональную подвижность нервной и мышечной ткани и внешнюю привлекательность.

Как правило, ожидание серьезных изменений в социальной жизни мы связываем с молодежью, а надежды на стабилизацию обстановки возлагаем на зрелых и пожилых. Когда в начале 1990-х годов Россия совершила серь­езный поворот в сторону рыночных отношений, застрельщиками перемен выступили молодые реформаторы. Но когда страна после неудачно прове­денных реформ вступила в полосу серьезного экономического и политичес­кого кризиса (обнищание населения, рост преступности, кризис политичес­ких институтов), на смену молодежи пришло более зрелое (Черномырдин) и даже пожилое (Примаков) поколение премьер-министров. В 1999 г. пре­зидент страны решил, что стабилизационные мероприятия пожилых мини­стров не решают поставленных задач и на смену им вновь пришли зрелые и сравнительно молодые главы правительства (Степашин и Путин).

Замечены и другие социальные тенденции в отношении к людям разных возрастов. Переход от социализма к капитализму, развитие рыночных отно­шений и малого бизнеса востребовали молодых и отчасти людей среднего возраста. Объявления о приеме на работу, как правило, включали оговорку: на менеджера или экономиста принимаются лица до 30—35 лет. Возрастная дискриминация по отношению к людям среднего, а тем более пожилого возраста проявлялась не только в приеме на работу (особенно на высокооп­лачиваемую), но и в других областях.

Возрастные ограничения, например ребенку нельзя поднимать тяжесть свы­ше 20 кг, заложены в биологической природе человека, но рекомендации и предписания о том, как ими пользоваться, — это социальный конструкт, изо­бретенный людьми, уполномоченными правительством, для регулирования возрастных потоков рабочей силы. Если существуют предписания о том, что нельзя на физически тяжелые работы принимать подростков до 16 лет, то от про­изводства, где существуют подобные рабочие места, отсекается огромный люд­ской массив желающих трудоустроиться, но не подходящих по возрасту.

Возраст важен не сам по себе, как биологическое состояние человека. Восприятие отдельным человеком своего возраста и связанного с ним воз­растного статуса во многом опирается на социальные представления о нем. А отношение к этапам человеческой жизни, осознание ценности каждого из них, соответствующих им моделей и тактик поведения менялись от эпохи к эпохи, от культуры к культуре.

С восприятием возраста связаны представления не только о физических способностях и ограничениях, но прежде всего о необходимых знаниях, навыках, умениях, желательном или дозволенном поведении. В различные периоды жизненного цикла от человека ожидают разных моделей поведе­ния. То, в каком возрасте люди вступают в брак, рожают детей, достигают вершины своей карьеры, во многом определяется социальными нормами и представлениями. Зная это, он старается вести себя соответствующим об­разом.

Возрастной статус — совокупность прав и обязанностей, приписываемых обществом тому или иному возрасту


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: