Возрастные переходы и инициации

С древнейших времен дошла до нас особая посвятительная практика, связанная с символическим закреплением перехода из одного возрастного статуса в другой. Это чисто стратификационный феномен. Инициации (от лат. initiatio — посвящение, совершение таинства) — посвятительные обряды в родовом обществе, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. Они являются обязательной вехой на пути социального взросления человека и в этом смысле относятся к инсти­туту социализации. Поскольку возраст считается в социологии транзитив­ным статусом, то переход от одной фазы жизненного цикла к другой, офор­мленный как культурный ритуал, вполне отвечает природе и сущности воз­растной стратификации общества. Инициация выполняет функцию демаркации или культурного маркера, разграничивающего одни статусы от других.

Инициации всегда предполагают переход на более высокую возрастную стадию, должность, статус, например, из отроков — в юноши, из юношей — во взрослые. Вот почему социологи относят их также к способам вертикаль­ной мобильности, предполагающей переход из низшей страты в высшую, из одной статусной группы в другую. Скажем, венчание — совершение церков­ного обряда бракосочетания, несомненно, относятся к инициационным практикам, отмечающим переход из одного статуса в другой. Сюда же сто­ит отнести крещение и рукоположение в сан, включение в высшие касты в Древней Индии, посвящение в рыцари в Средневековье, конфирмация, первое причастие, коронация и др. Такого рода обряды перехода (фр. rites de

Врезка

Г. Тартарашвили

Старение кадров по-американски

Системы высшего образования США и России столкнулись в последние годы с общей пробле­мой — катастрофическим старением научно-пе­дагогических кадров. Основная часть ныне рабо­тающих педагогических кадров пришла в вузы США в период стремительного расширения вузов­ской структуры в 1960-1975 гг. Студенческий кон­тингент за этот период увеличился более чем втрое — с 2,3 до 7,2 млн чел. Параллельно росла и численность преподавателей: 425 тыс. в 1960 г., 464 тыс. в 1970 г. и 686 тыс. в 1980 г. В настоящее время она составляет свыше 800 тыс. чел. Одно­временно выпуск докторов философии (основ­ной источник пополнения научно-педагогических кадров) за 60-е гг. вырос с 10 до 30 тыс. чел., а за­тем стабилизировался на уровне 32-34 тыс. чел. в год. Анализ возрастной динамики и возможно­стей кадровой обеспеченности американских вузов на перспективу показывает, что в ближай­шие годы многие вузовские преподаватели дос­тигнут пенсионного возраста (65 лет), в связи с чем трудно будет сразу найти соответствующее


количество хорошо подготовленных, высококва­лифицированных кадров для их замены. Положе­ние усугубляется тем, что в связи с внесенными недавно в Закон о труде изменениями, отменив­шими требование об обязательном уходе на пен­сию по достижении 70 лет, многие вузовские пре­подаватели могут изъявить желание остаться работать в вузах и после наступления пенсионно­го возраста.

Выход решили поискать с помощью пенсионной системы, которая могла бы стимулировать жела­ние вузовских преподавателей своевременно или досрочно (начиная с 59 лет) выйти на пенсию. С

passage, англ. rites of passage) зародились в первобытном обществе и были свя­заны с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин.

Как правило, вновь посвященный получает определенные знаки отличия (в традиционных культурах это могут быть шрамы на теле или татуировка), подчеркивающие социальную грань между инициированными и неиници­ированными. Все инициационные ритуалы выполняют функцию психоло­гических механизмов, способствующих овладению неофитом новой соци­альной ролью.

Инициации зародились еще в глубокой древности, имели целью подготов­ку молодежи к производственной, общественной и семейной жизни и, как правило, сопровождались тренировкой, различными, часто мучительными, испытаниями (например, обрезание, рубцевание, выбивание зубов, пост, ис­пытание бессонницей, закапывание в землю, татуировка, ритуальная дефлора­ция). Первобытные возрастные инициации представляют собой институт со­циализации, способствующий кардинальному преобразованию личности нео­фита путем включения в замкнутую возрастную структуру и приобщения к ее нормам и ценностям. Пережитки инициации — обрезание в иудаизме и исла­ме, христианское крещение, прием в октябрята и комсомольцы, посвящение в почетные граждане или доктора наук и др.

Институт инициации насчитывает несколько тысячелетий. Его истоки на­ходят в самых архаических культурах — у австралийских аборигенов, южно­африканских бушменов, американских индейцев, папуасов Новой Гвинеи и жителей Огненной Земли. В той или иной форме он присутствует во всех куль­турах. Инициацию взросления проходили все подростки мужского и женского пола данного сообщества в возрасте примерно 11 — 13 лет (иногда — 13—15 лет).

1997 г. в стране функционирует система пенсион­ного обеспечения и социального страхования, предусматривающая, что к 65 годам вузовский преподаватель может накопить на своем индиви­дуальном счете сумму порядка 1 млн долл., что позволит ему в последующие 20 лет (за основу взята среднестатистическая продолжительность жизни в 85 лет) ежемесячно или в расчете на год получать сумму, равную или превышающую его зарплату на момент выхода на пенсию. Кроме того, около половины американских вузов прак­тикуют систему поощрения досрочного выхода на пенсию с выдачей единовременного пособия в размере годичного (или большего размера) жало­вания.

Типичная пенсионная карьера такова. Поступив на работу в вуз в возрасте 27 лет, ассистент профес­сора достигнет среднего заработка доцента через девять лет, и его зарплата при этом будет расти на 1,5-2% в год. Затем ему потребуется еще 16 лет, чтобы достичь среднего уровня зарплаты профес­сора. Это значит, что 27-летний преподаватель с окладом в 40,5 тыс. долл. в год может рассчиты­вать на получение к 55 годам 100 083 долл. в год, а к 65 годам — 116 151 долл. За вычетом же взно-


сов в пенсионный фонд (4%) и в фонд социально­го страхования, его чистый доход в 65 лет соста­вит 106 063 долл. Даже при минимальных отчис­лениях (12% в пенсионный фонд и 4% доходности активов) конечная сумма накоплений на индиви­дуальном счету оказывается внушительной: 524 108 долл. к 60 годам и 711 108 долл. к 65 годам. При максимальных ставках отчислений и доходно­сти пенсионного счета (соответственно 20% и 7%) эта сумма может вырасти до 2,2 млн долл. к 65 го­дам и до 3,2 млн долл. к 70 годам. Помимо того американские вузы предлагают сво­им сотрудникам, имеющим высокие доходы или дополнительный дискреционный доход, вклады­вать до 9,5 тыс. долл. в год в дополнительные пенсионные счета, с освобождением этих сумм от налогообложения и отсрочкой налоговых плате­жей по ним на момент выхода на пенсию. Но ра­ботник должен выйти на пенсию или уволиться, чтобы получить право пользоваться своими дохо­дами. Так стимулируется обновление кадров и безбедное существование пенсионеров. Сокращено и адаптировано по источнику; Тарта-рашвили Т. Пенсионное обеспечение вузовских преподавателей в США (www.informika.ru).

В этнографической литературе обряды перехода впервые выделены бель­гийским этнологом А. ван Геннепом (1908)27. К ним он относил: обряды жиз­ненного цикла (родильные, пубертатные обряды, свадебные, похоронные), обряды, сопровождающие различные формы адопции (усыновления), пере­мену места жительства или места временного пребывания.

Пубертатные обряды (от лат. pubertas — половая зрелость, возмужалость, зрелый возраст) относятся к категории обрядов жизненного цикла и знаме­нуют наступление половой зрелости индивида. Чаще всего женский пубер­татный обряд инициации заключается в изоляции, запрете видеть свет, сту­пать на землю и употреблять в пищу некоторые виды продуктов, а также обучению женским ремеслам (ткаче­ство) и мифам.

В традиционных культурах иници­ации имеют трехэтапную структуру:

1) сегрегация (разрыв неофита с его окружением) и изоляция (уход, увод, смена образа жизни);

2) транзиция (промежуточное, ли-минальное, бесстатусное состояние по­свящаемого);

3) инкорпорация (возвращение к общественной жизни в новом статусе)28.

Ритуалы жизненного цикла, затрагивающие индивида, подразделяются на: «рамочные» обряды (родильный и погребальный), серединные обряды (бракосочетание, возрастные инициации). С помощью первых символичес­ки оформляется начало и конец жизненного пути, при помощи вторых — все важнейшие события, происходящие в середине этого пути. Серединные ри­туалы иначе именуются переходными (переход из одного возраста в другой, с одной стадии жизненного цикла на другую). Переходные ритуалы отме­чают прохождение человеком важных жизненных этапов: рождения, зрело­сти, брака, смерти.

Самым ярким примером таких ритуалов считается у всех народов ритуал инициации. В Западной Африке у народности менде девушек, достигших зрелости, принимают в Санде — тайный женский союз. Старшие женщины наставляют молодежь в рукоделии, домашнем хозяйстве, готовят к замуже­ству и материнству. В обряд инициации (посвящения) входит и танец в мас­ках, которым танцоры выражают свою причастность к общему действу. Мас­ки союза Санде олицетворяют силу, страсть и женские достоинства и воспри­нимаются менде как символическое выражение женской красоты. Назначение ритуалов жизненного цикла — символическое обозначение границы между старым и новым статусами. В родильном ритуале новорожденный из «еще нечеловека» превращается в человека, включенного в культурный социум существа. В свадебном обряде невеста становится женой. В погребальном обряде живой переходит в статус мертвых.

Смысл инициации — переход юноши в статус взрослого члена сообще­ства. Атрибуты прежнего статуса (пуповина у новорожденного, девичья кра-

27 Gennep Van A. Les rites de passage. Paris, 1909.

28 Элиаде М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения / Пер. с фр. К.; М., 2002.

са у невесты, одежда у покойного) уничтожаются, и через сложную систему ритуальных действ новообращенный, пройдя ряд очистительных процедур, наделяется атрибутами нового статуса. Универсальный способ символиза­ции нового состояния — переодевание в новую одежду. Кроме того, главный персонаж приобретает новое имя (имя и отчество в свадьбе).

Инициация выполняет две функции: 1) социальную, поскольку озна­чает смену статуса, переход из одной социальной категории (дети) в дру­гую (взрослую); 2) культурную, так как разыгрывается подобно театраль­ному представлению, оформляется или перерастает в общеплеменной праздник. Обряды посвящения и переходные ритуалы могут принимать

порой очень странный, можно сказать экзотический вид. В одних культурах считается, что щедрыми должны быть похороны, а не рождения людей. В дру­ гих культурах думают иначе. У боль­шинства народов обряды инициации включали в себя временное отделение от племени, посвящение в ритуалы, ознакомление с мифами, истязания, часто мучительные, иногда — опре­деленные операции. Как правило, обряды инициации связаны с причине­нием того или иного вида боли. Так, во время инициации в молодежных объединениях украинцев, поляков, чехов, словаков, существовавших вплоть до рубежа XIX—XX вв., молодых парней подвергали всяческому осмеянию и издевательству. Их били, брили деревянной бритвой, причи­няя боль, поднимали вверх за волосы, заставляли залезать на столб и ку­карекать, «плавать» в пыли, бросали в воду, мазали сажей и нечистотами лицо, пришивали к одежде тряпки и т.п. Инициируемые не должны были смеяться, говорить, есть и пить29.

Комплекс инициационных обрядов и обычаев обычно включал трудные, а нередко и жестокие испытания, длительную изоляцию инициируемых от своей общины и т. д. Эти элементы в разных сочетаниях присутствовали в инициации у таких народов Африки, как догон, маконде, чагга, наудебу и др. У догон юноши подвергались обрезанию, у наудебу на каждом плече и на его лице делали много надрезов, длина которых на плечах доходила до 30 см. У маконде инциируемые месяцами жили в специальном лагере вда­ли от родной деревни. У многих народов Африки инициируемые должны были заниматься тяжелым трудом, не мыться, есть грубую пищу, а главное — подчиняться приказам старших и вождей30.

В редких случаях процесс инициации, например у нуэр, не включал ни преднамеренного обучения, ни моральной тренировки. Вместе с тем, как отмечал Э. Эванс-Притчард, после инициации домашние обязанности и положение в семье молодого мужчины радикально менялись. Вступал в силу сохраняющийся всю жизнь запрет пить молоко, изменялась манера еды и т.д.

Балушок В.Г. Инициации древних славян (попытка реконструкции) // Этнографическое обозре­ние. 1993. № 4.

Иорданский В.Б. Хаос и гармония. С. 247—252; Thomas L. Le pluralisme coherent de la notion de personne en Afrique Noire traditionelle // La notion de personne en Afrique Noire. P., 1973. P. 414; Dieterlen G. L'image du corps... P 69; Harris L. The Initiation Rites of the Makonde Tribe. Living-stone, 1944. P. 20; Ndesario A. Ujamaa (African Socialism) and Christianity in Ghagga Tradition // Occasional Research Papers in African Traditional Religions and Philosophies. Kampala. 1972. Vol. 7. N 61. P. 34.

«Мужчине давали быка, и он становился скотоводом, отец или дядя давали ему копье, и он становился воином»31.

Когда мальчик хиваро достигал примерно 16 лет, он шел в лес, убивал ленивца и изготовлял тсансу (законсервированную специальным образом голову). Затем отец или другой родственник-мужчина устраивал два празд­ника тсанса, на которых соблюдались те же обряды, что и на празднествах, сопутствующих приготовлению тсанса из голов убитых врагов. После вто­рого празднества юноша считался взрослым и ему разрешали носить этсе-мат — головной убор мужчин хиваро, представляющий собой длинную по­вязку с красными и желтыми перьями туканов. Такая повязка — атрибут во­инов. Ее конец перекидывали через плечо и привязывали к нему головы убитых врагов. Устройство праздника означало также, что молодой человек мог жениться, но обычно он вступал в брак в 21—23 года32.

По случаю достижения девушкой зрелости ее отец также устраивал два праздника. Первый, меньший, длился два дня, второй устраивали полгода спустя, когда семья собирала достаточное число свиней и кур, чтобы кор­мить гостей 6—7 дней. Во время этого праздника девушку поили водой, сме­шанной с растертыми листьями табака, для того чтобы ей во сне предстали бы видения, предвещающие успех в выращивании культурных растений и домашних животных33.

Среди танайна Канады мальчики в возрасте около 15 лет дважды посы­лались в лес на срок до пяти дней. Первые пять дней они не должны были ни есть, ни пить. Во второй пятидневный срок им разрешалось пить только через костяную трубку (чтобы не мучиться жаждой в последующей жизни).

Врезка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: