С древнейших времен дошла до нас особая посвятительная практика, связанная с символическим закреплением перехода из одного возрастного статуса в другой. Это чисто стратификационный феномен. Инициации (от лат. initiatio — посвящение, совершение таинства) — посвятительные обряды в родовом обществе, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. Они являются обязательной вехой на пути социального взросления человека и в этом смысле относятся к институту социализации. Поскольку возраст считается в социологии транзитивным статусом, то переход от одной фазы жизненного цикла к другой, оформленный как культурный ритуал, вполне отвечает природе и сущности возрастной стратификации общества. Инициация выполняет функцию демаркации или культурного маркера, разграничивающего одни статусы от других.
Инициации всегда предполагают переход на более высокую возрастную стадию, должность, статус, например, из отроков — в юноши, из юношей — во взрослые. Вот почему социологи относят их также к способам вертикальной мобильности, предполагающей переход из низшей страты в высшую, из одной статусной группы в другую. Скажем, венчание — совершение церковного обряда бракосочетания, несомненно, относятся к инициационным практикам, отмечающим переход из одного статуса в другой. Сюда же стоит отнести крещение и рукоположение в сан, включение в высшие касты в Древней Индии, посвящение в рыцари в Средневековье, конфирмация, первое причастие, коронация и др. Такого рода обряды перехода (фр. rites de
|
|
Врезка
Г. Тартарашвили
Старение кадров по-американски
Системы высшего образования США и России столкнулись в последние годы с общей проблемой — катастрофическим старением научно-педагогических кадров. Основная часть ныне работающих педагогических кадров пришла в вузы США в период стремительного расширения вузовской структуры в 1960-1975 гг. Студенческий контингент за этот период увеличился более чем втрое — с 2,3 до 7,2 млн чел. Параллельно росла и численность преподавателей: 425 тыс. в 1960 г., 464 тыс. в 1970 г. и 686 тыс. в 1980 г. В настоящее время она составляет свыше 800 тыс. чел. Одновременно выпуск докторов философии (основной источник пополнения научно-педагогических кадров) за 60-е гг. вырос с 10 до 30 тыс. чел., а затем стабилизировался на уровне 32-34 тыс. чел. в год. Анализ возрастной динамики и возможностей кадровой обеспеченности американских вузов на перспективу показывает, что в ближайшие годы многие вузовские преподаватели достигнут пенсионного возраста (65 лет), в связи с чем трудно будет сразу найти соответствующее
|
|
количество хорошо подготовленных, высококвалифицированных кадров для их замены. Положение усугубляется тем, что в связи с внесенными недавно в Закон о труде изменениями, отменившими требование об обязательном уходе на пенсию по достижении 70 лет, многие вузовские преподаватели могут изъявить желание остаться работать в вузах и после наступления пенсионного возраста.
Выход решили поискать с помощью пенсионной системы, которая могла бы стимулировать желание вузовских преподавателей своевременно или досрочно (начиная с 59 лет) выйти на пенсию. С
passage, англ. rites of passage) зародились в первобытном обществе и были связаны с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин.
Как правило, вновь посвященный получает определенные знаки отличия (в традиционных культурах это могут быть шрамы на теле или татуировка), подчеркивающие социальную грань между инициированными и неинициированными. Все инициационные ритуалы выполняют функцию психологических механизмов, способствующих овладению неофитом новой социальной ролью.
Инициации зародились еще в глубокой древности, имели целью подготовку молодежи к производственной, общественной и семейной жизни и, как правило, сопровождались тренировкой, различными, часто мучительными, испытаниями (например, обрезание, рубцевание, выбивание зубов, пост, испытание бессонницей, закапывание в землю, татуировка, ритуальная дефлорация). Первобытные возрастные инициации представляют собой институт социализации, способствующий кардинальному преобразованию личности неофита путем включения в замкнутую возрастную структуру и приобщения к ее нормам и ценностям. Пережитки инициации — обрезание в иудаизме и исламе, христианское крещение, прием в октябрята и комсомольцы, посвящение в почетные граждане или доктора наук и др.
Институт инициации насчитывает несколько тысячелетий. Его истоки находят в самых архаических культурах — у австралийских аборигенов, южноафриканских бушменов, американских индейцев, папуасов Новой Гвинеи и жителей Огненной Земли. В той или иной форме он присутствует во всех культурах. Инициацию взросления проходили все подростки мужского и женского пола данного сообщества в возрасте примерно 11 — 13 лет (иногда — 13—15 лет).
1997 г. в стране функционирует система пенсионного обеспечения и социального страхования, предусматривающая, что к 65 годам вузовский преподаватель может накопить на своем индивидуальном счете сумму порядка 1 млн долл., что позволит ему в последующие 20 лет (за основу взята среднестатистическая продолжительность жизни в 85 лет) ежемесячно или в расчете на год получать сумму, равную или превышающую его зарплату на момент выхода на пенсию. Кроме того, около половины американских вузов практикуют систему поощрения досрочного выхода на пенсию с выдачей единовременного пособия в размере годичного (или большего размера) жалования.
Типичная пенсионная карьера такова. Поступив на работу в вуз в возрасте 27 лет, ассистент профессора достигнет среднего заработка доцента через девять лет, и его зарплата при этом будет расти на 1,5-2% в год. Затем ему потребуется еще 16 лет, чтобы достичь среднего уровня зарплаты профессора. Это значит, что 27-летний преподаватель с окладом в 40,5 тыс. долл. в год может рассчитывать на получение к 55 годам 100 083 долл. в год, а к 65 годам — 116 151 долл. За вычетом же взно-
сов в пенсионный фонд (4%) и в фонд социального страхования, его чистый доход в 65 лет составит 106 063 долл. Даже при минимальных отчислениях (12% в пенсионный фонд и 4% доходности активов) конечная сумма накоплений на индивидуальном счету оказывается внушительной: 524 108 долл. к 60 годам и 711 108 долл. к 65 годам. При максимальных ставках отчислений и доходности пенсионного счета (соответственно 20% и 7%) эта сумма может вырасти до 2,2 млн долл. к 65 годам и до 3,2 млн долл. к 70 годам. Помимо того американские вузы предлагают своим сотрудникам, имеющим высокие доходы или дополнительный дискреционный доход, вкладывать до 9,5 тыс. долл. в год в дополнительные пенсионные счета, с освобождением этих сумм от налогообложения и отсрочкой налоговых платежей по ним на момент выхода на пенсию. Но работник должен выйти на пенсию или уволиться, чтобы получить право пользоваться своими доходами. Так стимулируется обновление кадров и безбедное существование пенсионеров. Сокращено и адаптировано по источнику; Тарта-рашвили Т. Пенсионное обеспечение вузовских преподавателей в США (www.informika.ru).
|
|
В этнографической литературе обряды перехода впервые выделены бельгийским этнологом А. ван Геннепом (1908)27. К ним он относил: обряды жизненного цикла (родильные, пубертатные обряды, свадебные, похоронные), обряды, сопровождающие различные формы адопции (усыновления), перемену места жительства или места временного пребывания.
Пубертатные обряды (от лат. pubertas — половая зрелость, возмужалость, зрелый возраст) относятся к категории обрядов жизненного цикла и знаменуют наступление половой зрелости индивида. Чаще всего женский пубертатный обряд инициации заключается в изоляции, запрете видеть свет, ступать на землю и употреблять в пищу некоторые виды продуктов, а также обучению женским ремеслам (ткачество) и мифам.
В традиционных культурах инициации имеют трехэтапную структуру:
1) сегрегация (разрыв неофита с его окружением) и изоляция (уход, увод, смена образа жизни);
2) транзиция (промежуточное, ли-минальное, бесстатусное состояние посвящаемого);
3) инкорпорация (возвращение к общественной жизни в новом статусе)28.
Ритуалы жизненного цикла, затрагивающие индивида, подразделяются на: «рамочные» обряды (родильный и погребальный), серединные обряды (бракосочетание, возрастные инициации). С помощью первых символически оформляется начало и конец жизненного пути, при помощи вторых — все важнейшие события, происходящие в середине этого пути. Серединные ритуалы иначе именуются переходными (переход из одного возраста в другой, с одной стадии жизненного цикла на другую). Переходные ритуалы отмечают прохождение человеком важных жизненных этапов: рождения, зрелости, брака, смерти.
|
|
Самым ярким примером таких ритуалов считается у всех народов ритуал инициации. В Западной Африке у народности менде девушек, достигших зрелости, принимают в Санде — тайный женский союз. Старшие женщины наставляют молодежь в рукоделии, домашнем хозяйстве, готовят к замужеству и материнству. В обряд инициации (посвящения) входит и танец в масках, которым танцоры выражают свою причастность к общему действу. Маски союза Санде олицетворяют силу, страсть и женские достоинства и воспринимаются менде как символическое выражение женской красоты. Назначение ритуалов жизненного цикла — символическое обозначение границы между старым и новым статусами. В родильном ритуале новорожденный из «еще нечеловека» превращается в человека, включенного в культурный социум существа. В свадебном обряде невеста становится женой. В погребальном обряде живой переходит в статус мертвых.
Смысл инициации — переход юноши в статус взрослого члена сообщества. Атрибуты прежнего статуса (пуповина у новорожденного, девичья кра-
27 Gennep Van A. Les rites de passage. Paris, 1909.
28 Элиаде М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения / Пер. с фр. К.; М., 2002.
са у невесты, одежда у покойного) уничтожаются, и через сложную систему ритуальных действ новообращенный, пройдя ряд очистительных процедур, наделяется атрибутами нового статуса. Универсальный способ символизации нового состояния — переодевание в новую одежду. Кроме того, главный персонаж приобретает новое имя (имя и отчество в свадьбе).
Инициация выполняет две функции: 1) социальную, поскольку означает смену статуса, переход из одной социальной категории (дети) в другую (взрослую); 2) культурную, так как разыгрывается подобно театральному представлению, оформляется или перерастает в общеплеменной праздник. Обряды посвящения и переходные ритуалы могут принимать
порой очень странный, можно сказать экзотический вид. В одних культурах считается, что щедрыми должны быть похороны, а не рождения людей. В дру гих культурах думают иначе. У большинства народов обряды инициации включали в себя временное отделение от племени, посвящение в ритуалы, ознакомление с мифами, истязания, часто мучительные, иногда — определенные операции. Как правило, обряды инициации связаны с причинением того или иного вида боли. Так, во время инициации в молодежных объединениях украинцев, поляков, чехов, словаков, существовавших вплоть до рубежа XIX—XX вв., молодых парней подвергали всяческому осмеянию и издевательству. Их били, брили деревянной бритвой, причиняя боль, поднимали вверх за волосы, заставляли залезать на столб и кукарекать, «плавать» в пыли, бросали в воду, мазали сажей и нечистотами лицо, пришивали к одежде тряпки и т.п. Инициируемые не должны были смеяться, говорить, есть и пить29.
Комплекс инициационных обрядов и обычаев обычно включал трудные, а нередко и жестокие испытания, длительную изоляцию инициируемых от своей общины и т. д. Эти элементы в разных сочетаниях присутствовали в инициации у таких народов Африки, как догон, маконде, чагга, наудебу и др. У догон юноши подвергались обрезанию, у наудебу на каждом плече и на его лице делали много надрезов, длина которых на плечах доходила до 30 см. У маконде инциируемые месяцами жили в специальном лагере вдали от родной деревни. У многих народов Африки инициируемые должны были заниматься тяжелым трудом, не мыться, есть грубую пищу, а главное — подчиняться приказам старших и вождей30.
В редких случаях процесс инициации, например у нуэр, не включал ни преднамеренного обучения, ни моральной тренировки. Вместе с тем, как отмечал Э. Эванс-Притчард, после инициации домашние обязанности и положение в семье молодого мужчины радикально менялись. Вступал в силу сохраняющийся всю жизнь запрет пить молоко, изменялась манера еды и т.д.
Балушок В.Г. Инициации древних славян (попытка реконструкции) // Этнографическое обозрение. 1993. № 4.
Иорданский В.Б. Хаос и гармония. С. 247—252; Thomas L. Le pluralisme coherent de la notion de personne en Afrique Noire traditionelle // La notion de personne en Afrique Noire. P., 1973. P. 414; Dieterlen G. L'image du corps... P 69; Harris L. The Initiation Rites of the Makonde Tribe. Living-stone, 1944. P. 20; Ndesario A. Ujamaa (African Socialism) and Christianity in Ghagga Tradition // Occasional Research Papers in African Traditional Religions and Philosophies. Kampala. 1972. Vol. 7. N 61. P. 34.
«Мужчине давали быка, и он становился скотоводом, отец или дядя давали ему копье, и он становился воином»31.
Когда мальчик хиваро достигал примерно 16 лет, он шел в лес, убивал ленивца и изготовлял тсансу (законсервированную специальным образом голову). Затем отец или другой родственник-мужчина устраивал два праздника тсанса, на которых соблюдались те же обряды, что и на празднествах, сопутствующих приготовлению тсанса из голов убитых врагов. После второго празднества юноша считался взрослым и ему разрешали носить этсе-мат — головной убор мужчин хиваро, представляющий собой длинную повязку с красными и желтыми перьями туканов. Такая повязка — атрибут воинов. Ее конец перекидывали через плечо и привязывали к нему головы убитых врагов. Устройство праздника означало также, что молодой человек мог жениться, но обычно он вступал в брак в 21—23 года32.
По случаю достижения девушкой зрелости ее отец также устраивал два праздника. Первый, меньший, длился два дня, второй устраивали полгода спустя, когда семья собирала достаточное число свиней и кур, чтобы кормить гостей 6—7 дней. Во время этого праздника девушку поили водой, смешанной с растертыми листьями табака, для того чтобы ей во сне предстали бы видения, предвещающие успех в выращивании культурных растений и домашних животных33.
Среди танайна Канады мальчики в возрасте около 15 лет дважды посылались в лес на срок до пяти дней. Первые пять дней они не должны были ни есть, ни пить. Во второй пятидневный срок им разрешалось пить только через костяную трубку (чтобы не мучиться жаждой в последующей жизни).
Врезка