Термин «эйджизм» (от англ. «age» — возраст) обозначает пренебрежительное отношение либо дискриминацию одной или нескольких возрастных групп по отношению к другим возрастным группам. Главным образом эйджизм понимается как дискриминация по отношению к людям среднего и пожилого возраста. Так, согласно федеральному Закону о возрастной дискриминации при трудоустройстве США (Age Discrimination in Employment Act — ADEA), государственной защите подлежат все лица — независимо от пола, расы и вероисповедания — в возрасте от 40 до 70 лет. занятые в коммерческих фирмах (гос сектор не имеет возрастных границ) численностью 20 человек и более. Кроме того, в каждом штате существуют местные законы, которые защищают от дискриминации тех, кому менее 40 лет и кто занят в более мелком бизнесе. Однако эйджизм употребляется по отношению к людям пожилого возраста. На самом деле эйджизм касается не только пожилых, но и представителей любого другого возраста, если по отношению к ним применяется дискриминация.
|
|
Термин эйджизм {ageism) был введен в 1968 г. американским геронтологом Робертом Батлером. Он описал его как поведение, отражающее глубоко затаенную тревогу некоторых молодых людей и людей среднего возраста, их личностное отвращение и ощущение неприязни к стареющим людям, болезням, инвалидности и страх беспомощности, бесполезности и смерти. Эйджизм предполагает восприятие пожилых людей как слабоумных, ригидных в мышлении и манерах, старомодных в их морали и навыках, отличающихся от молодых. По свидетельству американских психологов, среди белого населения Америки распространен стереотипный подход к старикам, которым приписывают такие качества, как косность, нежелание менять свои привычки и слабоумие. Отечественные специалисты трактуют эйджизм как негативное, пренебрежительное, унижающее отношение к человеку из-за его возраста21. Эйджизм означает ценностное предпочтение людей по возрастной группе, поколению. В отличие от возрастной дискриминации, которая характеризует тип общественных отношений, построенных на неравенстве, а также проистекающую из него социальную политику, эйджизм относится к области общественного сознания и указывает на определенный тип социальных стереотипов (предрассудков). Молодым кажется, что старость — состояние полусуществования. Они боятся утратить энергию, независимость, гибкость, сексуальность, физическую подвижность, память и даже интеллект. По их мнению, потеря этих качеств обязательно сопутствует старению. Негативные стереотипы не только внушают молодежи страх перед старостью, они держат в своей власти и самих стариков. Опросы показали, что они более высокого мнения о своем собственном экономическом и социальном положении, чем население в целом. В то же время они убеждены, что принадлежат к тем немногим счастливчикам, которым удалось избежать несчастной участи большинства стариков22.
|
|
21 Словарь терминов по социальной геронтологии. М; Самара, 1999. С. 137.
22 См.: Филатова Е.В. Теория социальной работы. Кемерово, 2003.
Эйджизм проявляется во всех сферах общественной жизни. В объявлениях о работе и знакомствах можно встретить предупреждение «не старше 30» или «не старше 50». На подиумах модные наряды демонстрируют стройные и юные манекенщицы, и только в последнее время появляется специальное направление, рассчитанное на людей среднего и пожилого возраста. Эйджизм — это еще и жизненная философия, абсолютизирующая возраст и создающая нереалистический и жестокий культ юности. Одними из первых его начали проповедовать знаменитые битники 1950-х гг. в США. Эйд-жистские принципы появились на знаменах студенческой революции 1968 г. и в движении хиппи. Именно тогда прославился известный студенческий лозунг: «Не доверяй никому старше тридцати лет».
Средний возраст — это когда вы еще слишком молоды, чтобы идти на пенсию, но слишком стары,
чтобы получить престижную работу
Термин «эйджизм» нередко заменяют «поколенческим расизмом» и «по-коленческим шовинизмом». Новый термин продолжает возникший ранее понятийный ряд: расизм (дискриминация по расовому признаку), сексизм (дискриминация по половому признаку), эйджизм (дискриминация по возрастному признаку). Позже этот список пополнили новые слова, в частности фэттизма — дискриминация толстых.
Вдова Джона Леннона Йоко Оно в свое время активно протестовавшая против расизма, поскольку по происхождению она японка, сексизма, поскольку от природы Оно женщина, переключилась на протест против эйд-жизма, поскольку женщина не молодая — ей исполнилось 70 лет. Свой протест она выразила выпуском сингла «Walking On Thin Ice». В отличие от предыдущих экзерсисов миссис Оно-Леннон — это музыка не авангардная, а самая что ни на есть танцевальная. Проблема эйджизма, вероятно, самая острая проблема на рубеже XX и XXI вв. Мир вошел в XX в. в борьбе за тендерное равноправие, а XXI в. он встречает борьбой за возрастное равноправие. Проблема возрастной дискриминации актуальна как для юношей, так
и для девушек. Молодежное движение — это сильный механизм протекции прав молодых.
О том, как молодое поколение воспринимает пожилых людей, в чем проявляется негативное отношение и кто в этом виноват, как помочь пожилому человеку почувствовать себя более уверенным в этой жизни — эти и другие вопросы, связанные с эйджизмом, в последнее время являются темой обсуждения психологов социальных служб. В 2003 г. в Самаре проходил семинар психологов социальных служб по теме: «Психолого-педагогические проблемы эйджизма и пути его преодоления». А в 2001 г. сотрудники НИИ «Международный центр по проблемам пожилых» провели исследование21,
в котором приняло участие 60 человек (из них 4 юноши и 56 девушек) в возрасте от 17 до 20 лет. Их попросили написать небольшое в 1,5—2 страницы автобиографическое сочинение на тему «Пожилые люди в нашей жизни». Если судить по фактам, изложенным в сочинениях, то можно сделать вывод, что родственные отношения между представителями разных поколений в большинстве семей носят довольно теплый и доверительных характер. Авторы сочинений позитивно оценивают роль бабушек и дедушек в своей жизни. Однако наряду со словами признательности и благодарности в сочинениях присутствует признание того, что в семейных отношениях с пожилыми возникают если не конфликты, то разногласия. У пожилых людей наибольшее раздражение вызывают — современная мода, музыка. Им не нравится, что их внуки (внучки) покупают дорогую одежду, поздно гуляют, не работают, не поддерживают их политические воззрения и т.п. В свою очередь, молодые домочадцы сетуют на то, что их бабушки (дедушки) много ворчат, злоупотребляют советами. Авторы сочинений считают, что такие противостояния возникают из-за избыточного контакта, неизбежного при совместном проживании.
|
|
Еще более напряженной оказывается обстановка в общественных местах — магазинах, больницах, на улицах и в транспорте. Бабушки и внуки здесь превращаются в статистические категории «старики» и «молодежь», личные отношения уступают место обезличенным. Вот тогда и выплывает наружу самый настоящий эйджизм — форма общественных отношений между поколениями и массового сознания. Оказывается, «грузные бабки прут напролом со своими авоськами», «они медленно выходят из автобуса и задерживают пассажиров», «нагло требуют, чтобы им всегда уступали место» и «постоянно читают нравоучения», а «молодежь ведет себя вызывающе», «громко смеется, разговаривает, не обращая внимания на соседей»,
23 См.: Ульянов В. Вышвырнули бабушку из трамвая // Парламентская газета. 2003. 16 апр.; Тукум-цев Б.Г., Юсупова О.В. Проявление эйджизма в молодежной среде (www.socio-samara.ru).
«врубает музыку на полную мощность», «грубит пожилым и никогда не уступает место в транспорте».
В своих сочинениях молодые респонденты признавались, что к пожилым надо быть терпимее и сдержаннее, но молодежь непоседлива, эмоциональна и агрессивна. «Я отношусь к пожилым людям с уважением, но у меня не выдерживают нервы» — пишет один из участников исследования. Авторы сочинений также понимают, что у старшего поколения изношена нервная система, что им трудно быть толерантнее, чем молодежи. Получается замкнутый круг: у всех сдают нервы, но по разным причинам — у одних их уже не осталось, у других их еще нет.
Взаимная агрессивность, как правило, оборачивается формализмом в отношениях между поколениями. Больше половины ребят обошлись формальными фразами: бабушек очень любим, они — наша история, носители обычаев и культуры. Ученые предполагают, что над ними довлела самоцензура. Более смелые выразились решительно и прагматично: обойдемся без стариков. Формулировки дословно такие: «Общество не нуждается в стариках, особенно старше 80 лет, тем бо лее если они не приносят пользу», «Заботятся в семье о пожилых только из чувства долга», «В России не принято отдавать родственников в дома для престарелых, а желательно». Каждый третий студент указал в сочинении, что конфликты затевают сами пожилые люди, стремящиеся давать ненужные советы, навязывать свое мнение и приобретенный при царе Горохе опыт, неприемлемый в нынешних обстоятельствах. И главный вывод: они не такие, как мы. Они — другие.
|
|
Как признают социологи, наша культура — это молодежно ориентированная культура, в которой физическая красота и сила молодости усиленно пропагандируются средствами массовой информации. Немецкий психоаналитик Иоганнес Кемпер, ведущий консультант многих психотерапевтических институтов, в своей работе «Легко ли не стареть» отмечает, что дать людям возможность достойно существовать — значит и старикам обеспечить право на существование. Тем, как общество относится к своим старикам, оно обнажает правду, часто вуалируемую, о своих принципах и целях. Положение пожилых людей требует от общества не просто финансового обеспечения, а знаний их психофизиологических особенностей, потребностей, образа жизни. В ходе последних десяти лет повсюду в мире наблюдается падение уважения к старшим. Сегодня мир переживает период восхваления молодежи, молодого общества. Кемпер считает, что причиной является уже существующее обострение ненависти между поколениями, чем старее становится общество, тем активнее зреет мечта об обществе молодом24. С повышением ценности молодых идет обесценивание старости. Старость ри-
24 См.: Красовская В., Максимчикова Е. Третий возраст. Проблемы и взаимоотношения (www.ug.ru).
суется для молодежи кошмаром. Часто этой же точки зрения придерживаются и сами пожилые. Старение превращается в болезнь.
Один из путей преодоления эйджизма — повышение у пожилых людей чувства уверенности в себе и в своих силах. Для достижения этой цели психологи используют различные формы и методы работы, в том числе и клубные. Неявные, завуалированные формы эйджизма встречаются даже у врачей, постоянно имеющих дело с пожилыми людьми и проявляющих к ним несомненную заботу. Они относят все нарушения к проявлениям необратимых возрастных изменений. Самая частая фраза, которую слышат пожилые пациенты от врачей: «Что вы хотите в вашем возрасте?» Врачи жалеют старичков, создают облегченный режим движений, нередко обращаются с ними как с малолетними детьми. Косвенно они указывают на их неполноценность, статус опекаемых людей, которые ничего не способны совершить самостоятельно. За рубежом стараются отходить от пагубной практики и внушают пожилым пациентам, что они самостоятельные, активные, физически и психологически полноценные люди, находящиеся в той фазе жизненного цикла, когда они могут дать обществу еще очень многое.
Крайней формой эйджизма следует считать геронтоцид (греч. gerontos — старик, лат. tide — убийство) — умерщвление стариков. В таком случае массовые стереотипы и предрассудки по отношению к пожилым людям переходят в прямые физические действия по их устранению. Старшее поколение при эйджизме изъято из общественной жизни символически, при герон-тоциде — физически.
В давние времена, на низшем уровне дикости, когда средняя продолжительность жизни составляла менее 20 лет, старые люди не умирали естественной смертью. СМ. Соловьев писал, что детям вменялось в обязанность убийство немощных и старых родителей. Этот обычай существовал у племен воинственных, которые не терпели в своей среде лишних, слабых, не способных оказать помощь во время войны, защитить сородичей, отомстить за свои обиды. Однако это была не единственная причина уничтожения стариков; основная же заключалась в том, что в условиях первобытного общества люди с трудом могли прокормить себя, прилагая к этому поистине колоссальные усилия. Именно поэтому среди них не было места тем, кто из-за физической немощи терял способность добывать пищу. Когда пожилой человек становился беспомощным, бесполезным для племени или рода, когда силы и память отказывали ему, его либо бросали на произвол судьбы, либо убивали. Этот обычай существовал у кочевых народов, диких племен, занимавшихся охотой25. Византийский историк Прокопий Кесарийский писал, что еще в его время (VI век н.э.) в германских племенах убивали стариков.
Умерщвление старых людей прекратилось окончательно тогда, когда появилась необходимость использования их в процессе добывания пищи в связи с расширением источников существования. Самым главным фактором, способствовавшим сохранению жизни старым людям, явилось откры-
25 Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999. С. 35.
тие огня. Необходимость постоянного наблюдения за огнем привела к первому общественному разделению труда между мужчинами и женщинами: первые должны были охотиться, вторые — поддерживать и оберегать огонь. С появлением огня человечество научилось варить пищу, делать долговременные запасы, подолгу жить на одном месте, передавать накопленные знания от старшего поколения к младшему, обучать молодых навыкам хозяйства и войны. Роль стариков в общине неизмеримо возросла. У них появилось то, чего прежде никогда не было, а именно производственные функции. Отныне им постоянно находилось место в общественной и возрастной системе разделения труда: они освобождали женщин от наблюдения за огнем,
становились хранителями культурного наследия, рассказчиками мифов и легенд, учителями, наставниками и тренерами, а позже — вождями, князьями и королями. Старики пользовались уважением как люди с наиболее богатым личным опытом, историки рода, хранители традиций, толкователи мистерий, воспитатели детей, посредники между умершими и живыми и мастера различных церемоний. В глазах соотечественников они были живыми свидетелями прошлого, что ценилось очень высоко. Со временем они составили жреческую, а затем правящую верхушку. Даже сегодня у власти в некоторых странах находятся пожилые и старые люди. Такой режим правления называют геронтократией — властью стариков.
Геронтократия надолго установилась в Древней Греции и Спарте, где государственный совет или совет старейшин состоял из 28 выбираемых пожизненно граждан в возрасте старше 60 лет. Геронтом назывался спартиат не моложе 60 лет, входивший в состав герусии. Первый законодатель Спарты — Солон выдвинул тезис: «Уважай старость!» В Древнем Риме высший орган власти получил название «сенат», что означало собрание старых и уважаемых людей.
Английский психолог Д. Бромли утверждал, что в первобытном обществе старый человек получал выгоду от своего возраста: он пользовался тем большим уважением, чем больше прожил лет. Конечно, такое уважение было связано в значительной степени с тем, что число старых людей было невелико, само достижение старости было очень редким явлением. Именно этим объясняется существование олигархии старцев в Центральной Австралии и геронтократии в Полинезии. В жизни многих примитивных сообществ старые люди играли главные роли в политике, магии и религии.
По мнению многих исследователей, общественное положение старого человека постоянно ухудшается. Уважение к старости, бывшее правилом в прошлом столетии, в наше время исчезает, уступая место безразличию или
даже вражде. А. Сови высказал опасение, что в настоящее время возможеь возврат самого худшего со времен низшего уровня эпохи дикости — тенден ции к уничтожению старых людей. По мнению известных геронтологов дискриминация стариков, существовавшая у примитивных народов на зар^ эпохи дикости, в современном обществе претерпела изменения по форме а не по сути отношения к старым людям. В условиях социального регрессу старость становится обесцененным периодом жизни людей. Еще одной особенностью современного общества, оказывающей влияние на рост неприязни к старым людям, является происходящая революция в образовании Впервые в истории развития человечества возникла ситуация, когда новые поколения в интеллектуальном отношении и по своей профессиональной
подготовке в области использования современных технических средств оказываются выше прежних поколений26. Христианство культивирует особое почитание старости. Высокая социально-этическая оценка старости в христианстве выражается и в таком феномене православия как старчество. Старчество — тип ученого монашества, особый институт наставников духовной жизни. Оно зародилось в IV в. в Египте. Слава о наиболее выдающихся учителях распространилась по всему Египту и Ближнему Востоку. Распространившись по многим христианским странам, старчество приобрело все атрибуты религиозного института, просуществовавшего на протяжении полутора тысяч лет. Большой вклад в развитие старчества, который со временем стали именовать «умной молитвой» или «духовным деланием», внес византийский исихазм (от греч. hesychia — покой, безмолвие, отрешенность) — этико-аскетическое учение о пути к единению человека с богом через «очищение сердца» слезами и самососредоточение сознания (IV—VII вв.). Духовным главой отечественного старчества принято считать Нила Сорского (XV — начало XVI вв.), практическим родоначальником — Паисия Величковского (XVIII в.), а местом наивысшего расцвета и оплотом старчества — Оптину пустынь (XIX в.). На протяжении целого столетия (с 1821 г.) она являлась идейным и организационным стерж-нем православного монашества. Оптинские старцы, которые в XIX в. «поучали» не только местное крестьянство и приходящих в неисчислимом количестве богомольцев со всех концов страны, но также государей, высшее и среднее дворянство, выдающихся писателей, философов, ученых, включая Вл. Соловьева, Ф. Достоевского, Н. Гоголя. Наиболее значительную роль в насаждении старчества в Оптиной пустыни сыграл старец Леонид (Нагол-кин, 1788—1841), а самым знаменитым «духовным отцом нации» явился старец Амвросий Оптинский (Гренков, 1812-1891), выведенный в романе Достоевского «Братья Карамазовы» под именем старца Зосимы. Старец передает молодому поколению не просто научные знания или пытается воспитать его поведение, а принимает покаяние, исповедует душу, выполняет функцию духовника, которого в православии называли по-разному: «духовный
26 Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999. С. 37.
отец», «покаянный отец», «исповедный отец», «душевный отец». Это — высочайшая форма духовной жизни, внутренний подвиг христианина, будь то простой монах или епископ.
Старчество — тип ученого монашества, особый институт наставников духовной жизни