От эйджизма к геронтократии

Термин «эйджизм» (от англ. «age» — возраст) обозначает пренебрежитель­ное отношение либо дискриминацию одной или нескольких возрастных групп по отношению к другим возрастным группам. Главным образом эйджизм по­нимается как дискриминация по отношению к людям среднего и пожилого возраста. Так, согласно федеральному Закону о возрастной дискриминации при трудоустройстве США (Age Discrimination in Employment ActADEA), государ­ственной защите подлежат все лица — независимо от пола, расы и вероис­поведания — в возрасте от 40 до 70 лет. занятые в коммерческих фирмах (гос­ сектор не имеет возрастных границ) чис­ленностью 20 человек и более. Кроме того, в каждом штате существуют местные законы, которые защищают от дис­криминации тех, кому менее 40 лет и кто занят в более мелком бизнесе. Одна­ко эйджизм употребляется по отношению к людям пожилого возраста. На са­мом деле эйджизм касается не только пожилых, но и представителей любого другого возраста, если по отношению к ним применяется дискриминация.

Термин эйджизм {ageism) был введен в 1968 г. американским геронтологом Робертом Батлером. Он описал его как поведение, отражающее глубоко за­таенную тревогу некоторых молодых людей и людей среднего возраста, их личностное отвращение и ощущение неприязни к стареющим людям, болез­ням, инвалидности и страх беспомощности, бесполезности и смерти. Эйд­жизм предполагает восприятие пожилых людей как слабоумных, ригидных в мышлении и манерах, старомодных в их морали и навыках, отличающихся от молодых. По свидетельству американских психологов, среди белого населе­ния Америки распространен стереотипный подход к старикам, которым при­писывают такие качества, как косность, нежелание менять свои привычки и слабоумие. Отечественные специалисты трактуют эйджизм как негативное, пренебрежительное, унижающее отношение к человеку из-за его возраста21. Эйджизм означает ценностное предпочтение людей по возрастной груп­пе, поколению. В отличие от возрастной дискриминации, которая характе­ризует тип общественных отношений, построенных на неравенстве, а так­же проистекающую из него социальную политику, эйджизм относится к области общественного сознания и указывает на определенный тип соци­альных стереотипов (предрассудков). Молодым кажется, что старость — состояние полусуществования. Они боятся утратить энергию, независи­мость, гибкость, сексуальность, физическую подвижность, память и даже интеллект. По их мнению, потеря этих качеств обязательно сопутствует ста­рению. Негативные стереотипы не только внушают молодежи страх перед старостью, они держат в своей власти и самих стариков. Опросы показали, что они более высокого мнения о своем собственном экономическом и со­циальном положении, чем население в целом. В то же время они убеждены, что принадлежат к тем немногим счастливчикам, которым удалось избежать несчастной участи большинства стариков22.

21 Словарь терминов по социальной геронтологии. М; Самара, 1999. С. 137.

22 См.: Филатова Е.В. Теория социальной работы. Кемерово, 2003.

Эйджизм проявляется во всех сферах общественной жизни. В объявле­ниях о работе и знакомствах можно встретить предупреждение «не старше 30» или «не старше 50». На подиумах модные наряды демонстрируют строй­ные и юные манекенщицы, и только в последнее время появляется специ­альное направление, рассчитанное на людей среднего и пожилого возраста. Эйджизм — это еще и жизненная философия, абсолютизирующая возраст и создающая нереалистический и жестокий культ юности. Одними из пер­вых его начали проповедовать знаменитые битники 1950-х гг. в США. Эйд-жистские принципы появились на знаменах студенческой революции 1968 г. и в движении хиппи. Именно тогда прославился известный студенческий лозунг: «Не доверяй никому старше тридцати лет».

Средний возраст — это когда вы еще слишком молоды, чтобы идти на пенсию, но слишком стары,

чтобы получить престижную работу

Термин «эйджизм» нередко заменяют «поколенческим расизмом» и «по-коленческим шовинизмом». Новый термин продолжает возникший ранее понятийный ряд: расизм (дискриминация по расовому признаку), сексизм (дискриминация по половому признаку), эйджизм (дискриминация по воз­растному признаку). Позже этот список пополнили новые слова, в частно­сти фэттизма — дискриминация толстых.

Вдова Джона Леннона Йоко Оно в свое время активно протестовавшая против расизма, поскольку по происхождению она японка, сексизма, по­скольку от природы Оно женщина, переключилась на протест против эйд-жизма, поскольку женщина не молодая — ей исполнилось 70 лет. Свой про­тест она выразила выпуском сингла «Walking On Thin Ice». В отличие от пре­дыдущих экзерсисов миссис Оно-Леннон — это музыка не авангардная, а самая что ни на есть танцевальная. Проблема эйджизма, вероятно, самая острая проблема на рубеже XX и XXI вв. Мир вошел в XX в. в борьбе за тен­дерное равноправие, а XXI в. он встречает борьбой за возрастное равнопра­вие. Проблема возрастной дискриминации актуальна как для юношей, так

и для девушек. Молодежное движение — это сильный механизм протекции прав молодых.

О том, как молодое поколение воспринимает пожилых людей, в чем про­является негативное отношение и кто в этом виноват, как помочь пожило­му человеку почувствовать себя более уверенным в этой жизни — эти и дру­гие вопросы, связанные с эйджизмом, в последнее время являются темой обсуждения психологов социальных служб. В 2003 г. в Самаре проходил се­минар психологов социальных служб по теме: «Психолого-педагогические проблемы эйджизма и пути его преодоления». А в 2001 г. сотрудники НИИ «Международный центр по проблемам пожилых» провели исследование21,

в котором приняло участие 60 человек (из них 4 юноши и 56 девушек) в воз­расте от 17 до 20 лет. Их попросили на­писать небольшое в 1,5—2 страницы автобиографическое сочинение на тему «Пожилые люди в нашей жизни». Если судить по фактам, изложенным в сочинениях, то можно сделать вывод, что родственные отношения между представителями разных поколений в большинстве семей носят довольно теплый и доверительных характер. Ав­торы сочинений позитивно оценивают роль бабушек и дедушек в своей жизни. Однако наряду со словами признатель­ности и благодарности в сочинениях присутствует признание того, что в се­мейных отношениях с пожилыми воз­никают если не конфликты, то разно­гласия. У пожилых людей наибольшее раздражение вызывают — современ­ная мода, музыка. Им не нравится, что их внуки (внучки) покупают дорогую одежду, поздно гуляют, не работают, не поддерживают их политические воз­зрения и т.п. В свою очередь, молодые домочадцы сетуют на то, что их ба­бушки (дедушки) много ворчат, злоупотребляют советами. Авторы сочине­ний считают, что такие противостояния возникают из-за избыточного кон­такта, неизбежного при совместном проживании.

Еще более напряженной оказывается обстановка в общественных мес­тах — магазинах, больницах, на улицах и в транспорте. Бабушки и внуки здесь превращаются в статистические категории «старики» и «молодежь», личные отношения уступают место обезличенным. Вот тогда и выплывает наружу самый настоящий эйджизм — форма общественных отношений между поколениями и массового сознания. Оказывается, «грузные бабки прут напролом со своими авоськами», «они медленно выходят из автобуса и задерживают пассажиров», «нагло требуют, чтобы им всегда уступали ме­сто» и «постоянно читают нравоучения», а «молодежь ведет себя вызываю­ще», «громко смеется, разговаривает, не обращая внимания на соседей»,

23 См.: Ульянов В. Вышвырнули бабушку из трамвая // Парламентская газета. 2003. 16 апр.; Тукум-цев Б.Г., Юсупова О.В. Проявление эйджизма в молодежной среде (www.socio-samara.ru).

«врубает музыку на полную мощность», «грубит пожилым и никогда не усту­пает место в транспорте».

В своих сочинениях молодые респонденты признавались, что к пожилым надо быть терпимее и сдержаннее, но молодежь непоседлива, эмоциональ­на и агрессивна. «Я отношусь к пожилым людям с уважением, но у меня не выдерживают нервы» — пишет один из участников исследования. Авторы сочинений также понимают, что у старшего поколения изношена нервная система, что им трудно быть толерантнее, чем молодежи. Получается замк­нутый круг: у всех сдают нервы, но по разным причинам — у одних их уже не осталось, у других их еще нет.

Взаимная агрессивность, как пра­вило, оборачивается формализмом в отношениях между поколениями. Больше половины ребят обошлись формальными фразами: бабушек очень любим, они — наша история, носите­ли обычаев и культуры. Ученые пред­полагают, что над ними довлела само­цензура. Более смелые выразились ре­шительно и прагматично: обойдемся без стариков. Формулировки дословно такие: «Общество не нуждается в ста­риках, особенно старше 80 лет, тем бо­ лее если они не приносят пользу», «За­ботятся в семье о пожилых только из чувства долга», «В России не принято отдавать родственников в дома для престарелых, а желательно». Каждый третий студент указал в сочинении, что конфликты затевают сами пожилые люди, стремящиеся давать ненужные советы, навязывать свое мнение и приобретенный при царе Горохе опыт, неприемлемый в нынешних обстоятельствах. И главный вывод: они не та­кие, как мы. Они — другие.

Как признают социологи, наша культура — это молодежно ориентиро­ванная культура, в которой физическая красота и сила молодости усиленно пропагандируются средствами массовой информации. Немецкий психоана­литик Иоганнес Кемпер, ведущий консультант многих психотерапевтичес­ких институтов, в своей работе «Легко ли не стареть» отмечает, что дать людям возможность достойно существовать — значит и старикам обеспечить право на существование. Тем, как общество относится к своим старикам, оно обнажает правду, часто вуалируемую, о своих принципах и целях. Положе­ние пожилых людей требует от общества не просто финансового обеспече­ния, а знаний их психофизиологических особенностей, потребностей, об­раза жизни. В ходе последних десяти лет повсюду в мире наблюдается паде­ние уважения к старшим. Сегодня мир переживает период восхваления молодежи, молодого общества. Кемпер считает, что причиной является уже существующее обострение ненависти между поколениями, чем старее ста­новится общество, тем активнее зреет мечта об обществе молодом24. С по­вышением ценности молодых идет обесценивание старости. Старость ри-

24 См.: Красовская В., Максимчикова Е. Третий возраст. Проблемы и взаимоотношения (www.ug.ru).

суется для молодежи кошмаром. Часто этой же точки зрения придержива­ются и сами пожилые. Старение превращается в болезнь.

Один из путей преодоления эйджизма — повышение у пожилых людей чув­ства уверенности в себе и в своих силах. Для достижения этой цели психоло­ги используют различные формы и методы работы, в том числе и клубные. Не­явные, завуалированные формы эйджизма встречаются даже у врачей, посто­янно имеющих дело с пожилыми людьми и проявляющих к ним несомненную заботу. Они относят все нарушения к проявлениям необратимых возрастных изменений. Самая частая фраза, которую слышат пожилые пациенты от вра­чей: «Что вы хотите в вашем возрасте?» Врачи жалеют старичков, создают об­легченный режим движений, нередко обращаются с ними как с малолетними детьми. Косвенно они указывают на их неполноценность, статус опекаемых людей, которые ничего не способны со­вершить самостоятельно. За рубежом стараются отходить от пагубной прак­тики и внушают пожилым пациентам, что они самостоятельные, активные, физически и психологически полноценные люди, находящиеся в той фазе жизненного цикла, когда они могут дать обществу еще очень многое.

Крайней формой эйджизма следует считать геронтоцид (греч. gerontos — старик, лат. tide — убийство) — умерщвление стариков. В таком случае мас­совые стереотипы и предрассудки по отношению к пожилым людям пере­ходят в прямые физические действия по их устранению. Старшее поколе­ние при эйджизме изъято из общественной жизни символически, при герон-тоциде — физически.

В давние времена, на низшем уровне дикости, когда средняя продолжи­тельность жизни составляла менее 20 лет, старые люди не умирали естествен­ной смертью. СМ. Соловьев писал, что детям вменялось в обязанность убий­ство немощных и старых родителей. Этот обычай существовал у племен воинственных, которые не терпели в своей среде лишних, слабых, не спо­собных оказать помощь во время войны, защитить сородичей, отомстить за свои обиды. Однако это была не единственная причина уничтожения ста­риков; основная же заключалась в том, что в условиях первобытного обще­ства люди с трудом могли прокормить себя, прилагая к этому поистине ко­лоссальные усилия. Именно поэтому среди них не было места тем, кто из-за физической немощи терял способность добывать пищу. Когда пожилой человек становился беспомощным, бесполезным для племени или рода, когда силы и память отказывали ему, его либо бросали на произвол судьбы, либо убивали. Этот обычай существовал у кочевых народов, диких племен, занимавшихся охотой25. Византийский историк Прокопий Кесарийский писал, что еще в его время (VI век н.э.) в германских племенах убивали ста­риков.

Умерщвление старых людей прекратилось окончательно тогда, когда появилась необходимость использования их в процессе добывания пищи в связи с расширением источников существования. Самым главным факто­ром, способствовавшим сохранению жизни старым людям, явилось откры-

25 Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999. С. 35.

тие огня. Необходимость постоянного наблюдения за огнем привела к пер­вому общественному разделению труда между мужчинами и женщинами: первые должны были охотиться, вторые — поддерживать и оберегать огонь. С появлением огня человечество научилось варить пищу, делать долговре­менные запасы, подолгу жить на одном месте, передавать накопленные зна­ния от старшего поколения к младшему, обучать молодых навыкам хозяй­ства и войны. Роль стариков в общине неизмеримо возросла. У них появи­лось то, чего прежде никогда не было, а именно производственные функции. Отныне им постоянно находилось место в общественной и возрастной сис­теме разделения труда: они освобождали женщин от наблюдения за огнем,

становились хранителями культурного наследия, рассказчиками мифов и ле­генд, учителями, наставниками и тре­нерами, а позже — вождями, князьями и королями. Старики пользовались уважением как люди с наиболее бога­тым личным опытом, историки рода, хранители традиций, толкователи ми­стерий, воспитатели детей, посредни­ки между умершими и живыми и мас­тера различных церемоний. В глазах соотечественников они были живыми свидетелями прошлого, что ценилось очень высоко. Со временем они соста­вили жреческую, а затем правящую верхушку. Даже сегодня у власти в не­которых странах находятся пожилые и старые люди. Такой режим правления называют геронтократией властью стариков.

Геронтократия надолго установи­лась в Древней Греции и Спарте, где государственный совет или совет старейшин состоял из 28 выбираемых по­жизненно граждан в возрасте старше 60 лет. Геронтом назывался спартиат не моложе 60 лет, входивший в состав герусии. Первый законодатель Спар­ты — Солон выдвинул тезис: «Уважай старость!» В Древнем Риме высший орган власти получил название «сенат», что означало собрание старых и уважаемых людей.

Английский психолог Д. Бромли утверждал, что в первобытном обществе старый человек получал выгоду от своего возраста: он пользовался тем боль­шим уважением, чем больше прожил лет. Конечно, такое уважение было связано в значительной степени с тем, что число старых людей было неве­лико, само достижение старости было очень редким явлением. Именно этим объясняется существование олигархии старцев в Центральной Австралии и геронтократии в Полинезии. В жизни многих примитивных сообществ ста­рые люди играли главные роли в политике, магии и религии.

По мнению многих исследователей, общественное положение старого человека постоянно ухудшается. Уважение к старости, бывшее правилом в прошлом столетии, в наше время исчезает, уступая место безразличию или

даже вражде. А. Сови высказал опасение, что в настоящее время возможеь возврат самого худшего со времен низшего уровня эпохи дикости — тенден ции к уничтожению старых людей. По мнению известных геронтологов дискриминация стариков, существовавшая у примитивных народов на зар^ эпохи дикости, в современном обществе претерпела изменения по форме а не по сути отношения к старым людям. В условиях социального регрессу старость становится обесцененным периодом жизни людей. Еще одной осо­бенностью современного общества, оказывающей влияние на рост непри­язни к старым людям, является происходящая революция в образовании Впервые в истории развития человечества возникла ситуация, когда новые поколения в интеллектуальном отношении и по своей профессиональной

подготовке в области использования современных технических средств ока­зываются выше прежних поколений26. Христианство культивирует особое почитание старости. Высокая социаль­но-этическая оценка старости в хрис­тианстве выражается и в таком фено­мене православия как старчество. Старчество тип ученого монаше­ства, особый институт наставников духовной жизни. Оно зародилось в IV в. в Египте. Слава о наиболее выдающихся учителях распространилась по всему Египту и Ближнему Востоку. Распространившись по многим христианским странам, старчество приобрело все атрибуты религиозного института, про­существовавшего на протяжении полутора тысяч лет. Большой вклад в раз­витие старчества, который со временем стали именовать «умной молитвой» или «духовным деланием», внес византийский исихазм (от греч. hesychia — покой, безмолвие, отрешенность) — этико-аскетическое учение о пути к единению человека с богом через «очищение сердца» слезами и самососре­доточение сознания (IV—VII вв.). Духовным главой отечественного старче­ства принято считать Нила Сорского (XV — начало XVI вв.), практическим родоначальником — Паисия Величковского (XVIII в.), а местом наивысшего расцвета и оплотом старчества — Оптину пустынь (XIX в.). На протяжении целого столетия (с 1821 г.) она являлась идейным и организационным стерж-нем православного монашества. Оптинские старцы, которые в XIX в. «по­учали» не только местное крестьянство и приходящих в неисчислимом ко­личестве богомольцев со всех концов страны, но также государей, высшее и среднее дворянство, выдающихся писателей, философов, ученых, вклю­чая Вл. Соловьева, Ф. Достоевского, Н. Гоголя. Наиболее значительную роль в насаждении старчества в Оптиной пустыни сыграл старец Леонид (Нагол-кин, 1788—1841), а самым знаменитым «духовным отцом нации» явился ста­рец Амвросий Оптинский (Гренков, 1812-1891), выведенный в романе До­стоевского «Братья Карамазовы» под именем старца Зосимы. Старец пере­дает молодому поколению не просто научные знания или пытается воспитать его поведение, а принимает покаяние, исповедует душу, выполняет функ­цию духовника, которого в православии называли по-разному: «духовный

26 Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999. С. 37.

отец», «покаянный отец», «исповедный отец», «душевный отец». Это — высочайшая форма духовной жизни, внутренний подвиг христианина, будь то простой монах или епископ.

Старчество — тип ученого монашества, особый институт наставников духовной жизни


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: