И конфликт поколений

Антропологи и социологи давно обратили внимание на такое характер­ное для западной культуры явление, как разрыв между поколениями. Они рассуждают так: современный мир с его быстрыми социальными изменени­ями, плюралистическими системами ценностей и техническим прогрессом кажется подростку столь сложным и непредсказуемым, что он затрудняет­ся установить для себя стабильную систему координат. Кроме того, раннее физиологическое созревание в сочетании с необходимостью длительного образования приводит к тому, что в течение многих лет происходит форми­рование и ассимиляция групповой молодежной культуры, ценности, тради­ции и нравы которой могут вступать в конфликт с миром взрослых

Социально-психологический анализ отношений между поколениями предпринял Кингсли Дэвис. Он исходил из того, что разница между роди­телями и детьми составляет 20—30 лет. Этот факт сам по себе еще ничего не означает, но становиться значимым, если учесть: темп изменений в социаль­ной жизни, который приводит к тому, что условия и образ жизни, верова­ния и ценности тех, кто проходил социализацию 20—30 лет назад, весьма различны, и это уже само по себе несет потенциальные возможности конф-

ликта; с возрастом снижаются способности к адаптации, новое не прини­мается и не усваивается взрослыми так быстро, как молодежью. Для стар­ших характерно постоянное отставание от ускоряющегося темпа жизни, что приводит к тому, что в зрелом и пожилом возрасте человек возвращается к привычкам, убеждениям своей молодости. Возникает «историческое несо­ответствие» старшего поколения изменившимся задачам нового времени-Различие между взглядами и ценностями старших и младших поколений порой бывают столь значительными, что различие перерастает в неприми­римое противоречие. В свою очередь противоречие интересов может пре­вратиться в активное противоборство. Форму выражения такого противо­борства называют конфликтом поко­лений. Поскольку он коренится в тех ценностях, с которыми считаются и за которые готовы бороться оба поколе­ния, его относят к типу ценностных конфликтов. Студенческое движение 1968 г. в западных странах — пример такого рода конфликта.

Конфликт поколений

Многие социологи считают его универсальной темой человеческой ис­тории, придающей ей особый драматизм и динамичность. Родоначальник

27 См.: Гаврилюк В.В., Трикоз НА. Динамика ценностных ориентации в период социальной транс­формации (поколенный подход) // Социологические исследования. 2002. № 1; Леонтьев ДА. Цен­ность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной реконструкции // Современный со-циоанализ. Сб. статей. М., 1998.

современного психоанализа Зигмунд Фрейд видел причину межпоколенных конфликтов в извечном соперничестве между отцом и сыном (комплекс Эдипа). В конфликте подросток стремится занять в обществе место своего отца. Существующая в обществе власть переживается в бессознательном как образ Отца. Но раз так, то возможна и другая причина межпоколенного кон­фликта, на которую указывают многие социологи. Дети не защищают, а от­вергают ценности старшего поколения, не желают принимать их в качестве образца и считать эти ценности своим культурным наследием.

По мнению специалистов, система взглядов и представлений у человека сохраняется примерно в течение 30 лет, т.е. времени наиболее активного периода жизни каждого поколения. Различия между разными поколения­ми могут носить мирный и постепенный характер, а могут — немирный, конфликтный. Обычно конфликт между воззрениями двух соседних поко­лений называют конфликтом отцов и детей.

Столкновение поколений, которое носит характер противоборства раз­личных систем ценностей, называется конфликтом поколений. Обычно дети отвергают ценности поколения отцов, не желая принимать их в качестве эталона (табл. 18).

Таким образом, во времени человечество делится на современников, предков и потомков. Вторые отличаются от современников тем, что наше общение с ними неполно, односторонне, и ему суждено остаться таким, возможно, навсегда. Предки могут передать нам послания (мы склонны называть такие послания традицией, сохраненной исторической памятью), но мы не можем на них ответить.

Таблица 18 Два поколения — два отношения к миру

Поколение отцов Поколение детей
Осторожность Дерзость, склонность к рискованным решениям
Воспоминания о прошлом; склонность сравнивать сегодня и вчера Прошлое не имеет значения; жизнь только в настоящем
Реализм и скептическое отношение к жизни Идеализм и оптимизм
Консервативные манеры, нравы, мораль Свободные манеры, нравы, мораль
Согласие с существующим положением вещей Критика существующего положения вещей
Желание вернуться в молодость Желание стать взрослым

С потомками, считает известный британский социолог Зигмунд Бауман28, все обстоит иначе. Вместе с моими современниками я оставляю им не толь­ко послание, а по существу все культурное наследие, созданное моими пред­шественниками, но сохраненное и преумноженное моими современника­ми: дворцы, дома, дороги, вокзалы, каналы, книги, картины, научные тео­рии, легенды, компьютерные программы и т.д.

Социологов давно интересовал вопрос: какие различия между людьми сильнее — классовые или возрастные? С одной стороны, разные материаль­ные возможности служат причиной разных стилей молодежной субкульту-

28 Бауман 3. Мыслить социологически: Учеб. пособие. М., 1996. С. 45-46.

ры у представителей высшего, среднего и низшего классов. Иногда они р; зительны. С другой стороны, мы часто можем видеть большую солидарное] между молодыми людьми, выходцами из разных классов, нежели межх разновозрастными гражданами, принадлежащими к одному классу.

На этом основании возникла концепция межпоколенного разрыва. Оь гласит, что различий между отцами и детьми больше, чем между детьми, прр надлежащими к разным классам. Степень этих различий столь высока, чт их впору именовать разрывом.

Противники утверждают, что не следует преувеличивать межпоколенны различия. Хотя они достаточны для того, чтобы говорить о молодежной суЕ

культуре как самостоятельном фене мене, но они явно недостаточны дл того, чтобы превращать их в повод ил причину конфликта между юными пожилыми. Во все времена молодеж отличалась нетерпимостью к суще ствующему строю, склонностью к бун ту и сопротивлению. И во все времен старики ворчали на молодежь, заявля* что она нравственно испорчена. Но ка только она вырастала, тут же превра щалась в конформистов и лояльны граждан.

Есть данные даже о том, что степей бунтарских настроений молодеж! взрослые склонны преувеличивать Согласно результатам опроса англий ской молодежи, проведенного в 1986 г. отношение тинейджеров в целом i наркотикам и сексу более консерва тивное, чем ожидалось. Большая част! их была скорее политически апатич ной, нежели радикально настроенной Тинейджеры верили в идеалы прочно го брака и осуждали адюльтер. Боле< того, как точная копия старшего поко ления, подростки разделили общие hn всем расовые предрассудки29.

На самом деле причины межпоко­ленного разрыва более серьезны, чей иногда думают. Они таятся в сущности самой структуры общества.

Согласно М. Мид, молодежь прихо­дит, взрослея, уже не в тот мир, к кото­рому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших ей не годится. Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а об­щество быстро изменилось и готовых позиций в ней нет. Молодежи остает-

29 Moore S. Sociology alive! L., 1989. P. 89.

ся либо ожидать, пока освободятся вакансии, а это слишком долго и моло­дым не терпится, либо изменить социальную структуру и вместо старых, а то и наряду с ними создать для себя новые социальные позиции. По мысли Т. Парсонса, причина протеста молодежи заключается в ее противостоянии миру взрослых — «нетерпение» занять места отцов в социальной структуре. Протестные движения молодежи и рост безработицы в ее рядах свидетель­ствуют о занятости вакансий и стремлении их получить.

Конфликт между родителями и детьми и возникающее в связи с ним на­пряжение можно свести к минимуму, если не требовать от детей полного конформизма и зависимости, если терпимее относиться к индивидуальным различиям внутри семьи.

Первый конфликт поколений в истории современной России отмечен в 1920-е гг.30, когда успела подрасти молодежь, практически не знающая иде­алов прошлого, но в силу привитых большевиками нигилистических цен­ностей готовая все отрицать. Поддержанные комсомолом, школой и массо­вой пропагандой молодые люди выступили на решительную борьбу с роди­тельской культурой. Родители, боясь доносов детей, как правило, не перечили им. Поданным М.М. Рубинштейна31, обследовавшего юношеские автобиографии, признавались в протесте против взрослых в такой пропор­ции: юноши — 14,4% опрошенных и девушки — 45%; кроме того, 81,6% юношей и 88,5% девушек заявили о стремлении к самостоятельности.

Конфликты с родителями в послереволюционные годы возникали по многим поводам — из-за посещения клуба, отказа от религиозных обрядов, чтения газет, вступления в комсомол, партию и т.д. Массовым явлением в деревне 1920-х гг. стали браки «самоходкой», т.е. знакомством с девушкой помимо воли родителей, которые стремились навязать «брачную партию». Парень отказывался сватать девушку по выбору родителей до тех пор, пока они не уступят, либо покидал отчий дом для самостоятельной женитьбы, отделялся от родителей.

Остро молодые люди реагировали на жилищно-бытовые условия. Ана­лиз семейного быта юных правонарушителей и беспризорников 20-х пока­зал, что большинство из них жили в ужасных условиях: это полуразрушен­ные здания, квартиры в которых перенаселены, полное отсутствие гигиены, грязь, спертый воздух, нецензурная брань, сексуальный разврат на глазах у детей, а нередко и с их участием, жестокое отношение к детям и подрост­кам, делавшее их «зверенышами». Отсюда массовые побеги из родительс­кого дома, жизнь на свои «заработанные» средства (65% таких детей имели живых родителей). Случалось, что в ответ на жестокое обращение 14—16-летние подростки убивали матерей32.

В постсоветском российском обществе, по мнению В.Т. Лисовского33, налицо разрыв поколений, отражающий перерыв постепенности, разрыв исторического развития, переход общества на рельсы принципиально ино-

30 Рожков А.Ю. Молодой человек 20-х годов: протест и девиантное поведение // Социологические
исследования. 1999. № 7. С. 107-114.

31 Рубинштейн М.М. Юность по дневникам и автобиографическим записям. М., 1928.

32 Рожков А.Ю. Указ. соч. С. 111.

33 Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических иссле­
дований российской молодежи) // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 98-99.

го строя. Молодежь не хочет строить свою жизнь так, как советует ей стар­шее поколение, придерживаться взглядов, которые были присущи старше­му поколению. Часто молодежь не воспринимает справедливые оценки со­бытий только потому, что их произносят старшие. На вопрос: «Не хотели бы Вы в общих чертах повторить жизнь своих родителей?», заданный входе одного из социологических исследований, 68% респондентов дали отри­цательный ответ; 68% детей и 72% родителей сказали, что не понимают друг друга.

В социологическом исследовании34 молодежи Оренбуржья, проведенном в сентябре — октябре 1997 г. (опрошено 1110 человек в возрасте от 14 до 30 лет, выборка — квотная), выяснялись отношения между поколениями. От­веты на вопрос «Согласны ли Вы с тем, что во всех бедах, постигших нашу страну, виновато старшее поколение?» распределились следующим образом (табл. 19).

Таблица 19 Роль старшего поколения (данные в % к общему числу респондентов)

Во всех бедах виновато старшее поколение: Общая оценка Город Село
♦да, полностью согласен 6,1 5,2 7,3
♦ отчасти согласен 29,8 31,0 28,0
♦ не согласен 36,3 37,0 35,1
♦ затрудняюсь ответить 22,0 20,7 23,8

Как видим, мнение молодежи разделилось: согласных и не согласных оказалось практически поровну (альтернатива «затрудняюсь ответить» не в счет). При этом больше склонны обвинять родительское поколение мужчи­ны, нежели женщины. Максимализм в оценках ярче всего выражен у груп­пы от 15 до 18 лет с пиком критичности у 16-летних, что косвенно доказы­вает обнаруженную раньше закономерность: 16 лет — критическая точка социализации. Уже к 18 годам все постепенно стабилизируется, наступает определенное равновесие, а 19-летние уже демонстрируют свою идентич­ность со взрослыми. Появляется еще один рубеж социализации — 18 лет, когда происходит осознание наступления полной гражданской ответствен­ности за все происходящее, в том числе и за прошлое в стране. С этого вре­мени человек склонен не винить старших, а брать часть ответственности на себя. Доказательством служит сравнительный подсчет: 16-летние настрое­ны в 5—15 раз критичнее, чем группы от 20 лет и старше (учитывались отве­ты «полностью согласен). При этом приходилось исключать ответы 14-лет­них, которые судят обо всем еще как дети.

Уточняющим вопросом в переменной «отношение к старшему поколе­нию» в данном исследовании служила формулировка «Как Вы относитесь к старшему поколению?», которая выявляла субъективно-эмоциональный фон межпоколенческого взаимодействия (табл. 20).

34 Иваненков СП., Кусжанова А.Ж. Самоидентификация молодежи и преемственность поколений (http://credo.osu.ru).

Таблица 20 Субъективно-эмоциональное отношения к поколению отцов*

Как Вы относитесь к старшему поколению? Общая оценка Город Село
♦с восхищением 8,7 7,6 10,2
♦ с уважением 65,2 60,5 72,1
♦ с сочувствием 30,8 29,6 32,5
♦ с непониманием 22,1 24,4 18,7
♦ с презрением 1,8 2,5 0,6
♦ с ненавистью 1,1 1,6 0,4
♦ затрудняюсь ответить 12,6 13,5 11,3

* Респонденты могли выбирать несколько альтернатив.

Как видим, все оценки смещены в сторону позитивного фона: преобла­дают показатели «отношусь с уважением» и «отношусь с сочувствием». При этом позитивный фон выше в сельской местности, где еще сохранились традиционные ценности. Таким образом, если город в отношении поколе­ний демонстрирует конфликтную модель, то село представляется куда бо­лее толерантным по отношению как к старшим поколениям, так и к своим собственным ошибкам. На селе показатель молодежи, более уважительно относящейся к старшим поколениям, почти на 12% выше. Родительская группа воспринимается сельской молодежью с большим пониманием, вос­хищением и сочувствием. Городская молодежь, напротив, более требователь­на и строга35.

В любую историческую эпоху молодежи приходится нелегко в силу мар­гинальное™ ее положения. «Сегодняшние молодые россияне поставлены в двойне экстремальные условия: переворот в социально-экономическом укладе сопровождается кризисом ценностного сознания. В отличие от стар­шего поколения им нечего терять, но и приобретать также нечего, ибо стар­шие, не жившие в капиталистическом обществе, ничем не могут помочь. Молодым приходится самим решать, что ценнее — обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям, отрицание прежних мораль­но-нравственных норм или гибкость, приспособляемость к новой действи­тельности, безграничная свобода межличностных, межполовых взаимоот­ношений или семья как оплот успешного существования»36.

Некоторые специалисты полагают, что сегодня углубляется межгенераци­онное отчуждение, включающее широкий спектр неприятий — от разруше­ния внутрисемейных контактов (по критериям взаимопонимания и взаимного доверия) до противопоставления «нас» (как ценностного, так и деятельност-ного) всем «советским» поколениям. Известная межгенерационная дистан­ция описана еще в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Однако сегодня отстояние и дистанция грозит превратиться в полное отрицание отцовских ценностей, включая историю собственного государства: есть «наша» мода,

35 Иваненков СП., Кусжанова А.Ж. Указ. соч.

36 Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических иссле­
дований российской молодежи) // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 99.

«наша» музыка, «наше» общение, а есть — «папино», которое навязываете з-институциональными средствами социализации.

Несмотря на многочисленные заявления социологов о конфликте поко -лений, существуют многочисленные данные о том, что по базовым ценно -стям, входящим в арсенал человеческой культуры, между старшими и млад -шими поколениями серьезных разногласий нет.

Исследование пожилых людей Г.А. Парахонской37 показало, что на пер­вом месте среди ценностей находится здоровье (71,9% опрошенных), на втором — семья, дети (69,8%), на третьем — стабильная, спокойная старость, (67,4%). За этой тройкой с большим отрывом идут следующие ценности: мир

в стране (22,9%), друзья, уважение ок­ружающих (19,1%), чистая совесть (18,0%). Остальные ценности (инте­ресный досуг, работа) отмечали менее 5% опрошенных. Интересно, что в ис­следовании пенсионеров, проведен­ном в 1973—1975 гг. в Москве, в группе неработающих пенсионеров первого послепенсионного четырехлетия был выявлен аналогичный набор наиболее значимых ценностей: «Семья, дети», «Покой, отдых», «Хорошее здоровье» (в порядке значимости)38. Таким образом, указанный набор ценностей можно счи­тать стабильной характеристикой людей пожилого возраста в нашей стране.

Различия в межпоколенческих ценностях касаются скорее частных воп­росов. Некоторые исследования не выявили каких-либо специфических «ценностей поколения». Эмпирические данные39 свидетельствуют о том, что по большинству вопросов современная молодежь разделяет взгляды своих родителей, особенно это касается отношения к работе. В то же время более половины опрошенных не разделяет отношение родителей к вопросам, свя­занным с сексом. Молодые чаще, чем взрослые противопоставляют свои взгляды на правила морали и отношение к сексу. Вместе с тем молодежь в большей степени солидарна с родителями в отношении к социальным про­блемам и политике.

Говоря о воспитании, молодые респонденты отмечали, что родители чаше всего пытались развить в них хорошие манеры, трудолюбие, чувство ответ­ственности, порядочность. И, в свою очередь, молодежь чувствует необхо­димость воспитать в своих детях эти качества. Более ценны для молодых людей (в сравнении со взрослыми) независимость, воображение, решитель­ность, настойчивость, для их родителей — бережливость, экономное отно­шение к деньгам и вещам, послушание.

Взрослые и молодежь сходятся в следующих оценках. Те и другие: ♦ отрицательно относятся к наркотикам, самоубийству, управлению машиной в пьяном виде;

37 Парахонская Г.А. Пожилой человек в семье // Социологические исследования. 2002. № 6. С. 103-110.

38 Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М., 1983. С. 51.

39 Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социологические иссле­
дования. 2002. № 1.

♦ осуждают супружеские измены и аборт;

♦ проявляют нейтральное отношение к разводам.

В других случаях позиции взрослых и молодежи расходятся, при этом молодежь больше склонна оправдывать негативные действия. Особенно ярко различия проявились по отношению к добрачным половым связям: молодежь их оправдывает, а взрослые осуждают. А вот по отношению к со­крытию налогов картина противоположная: взрослые оправдывают, моло­дежь осуждает.

Представления о счастье у молодежи те же, что и у взрослых: треть опро­шенных на первое место поставили хорошую семью, каждый пятый стремит­ся к материальному благополучию и дружбе, каждый шестой упоминает ра­боту и любовь. И только 3% включили в понятие счастья общественные воп­росы и благополучие страны.

В целом молодежь разделяет взгля­ды своих родителей, ориентируется на мнение старших. Однако в воспитании своих детей планирует сместить акцент с бережливости и послушания (как у родителей) на независимость и вооб­ражение40.

Отказ детей от ценностей родителей означает критику и осуждение ими образа мыслей и жизни отцов. Здесь важно учесть ряд моментов. Первый свя­зан с двумя уровнями отношения детей к ценностям родителей. На индиви­дуальном уровне — конкретные родители влияют на своих детей. На поколен-ческом — молодежь воспринимает ценности старшего поколения. Переоценка ценностей, происходящая у молодежи, чаще всего переходит с поколенчес-кого уровня на индивидуальный. Это не может не восприниматься родителя­ми болезненно, с чувством горечи и обиды. Тем более, — и тут проявляется второй момент, — что они не могут прожить свои молодые годы заново по иным меркам и критериям. Наконец, сегодняшняя ситуация необычна тем, что «подростковый период» переживают не одни подростки и юноши, а все общество, в котором разочаровалось несколько поколений. Но в отличие от своих отцов дети могут покинуть это общество и уехать в другую страну. По данным мониторинга тюменских социологов, проведенного в период с 1992 по 2000 г., до 70% опрошенных считают, что человек должен жить в той стра­не, где ему больше нравится. «Заграница» для молодых людей более привле­кательна. Здесь они хотели бы получить образование. Молодые люди часто не только не отождествляют себя с Родиной, но и со своим поколением. Иден­тификация с поколением отцов происходит у них скорее на индивидуальном уровне — со своей семьей и своими родителями. Личную жизнь соотносят с жизнью своего поколения только 31% респондентов41.

Эволюция человеческого общества, по всей видимости, двигалась от единства двух миров, присущего древнему обществу, к их разделению, ко­торое характеризует современное общество.

40 Скриптунова Е.А., Морозов А.А. Указ. соч.

41 См.: Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной транс­
формации (поколенный подход) // Социологические исследования. 2002. № 1.

В сообществе бушменов дети и взрослые всегда находятся вместе — в труде, на отдыхе, в отправлении религиозных культов. Для них ритуальные танцы выступают способом передачи социального опыта молодому поколе­нию через наглядный показ символической и обрядовой стороны своей культуры. Таким образом, главная особенность примитивных обществ — нераздельность мира взрослых и мира детей. Разница между двумя возраст­ными группами состоит только в физических возможностях. В традицион­ном обществе не существует подростковых кризисов, нет вопроса «почему», каждый член знает столько, сколько и все общество.

С течением времени социальная жизнь и возможности накопления опыта усложняются. Разрыв между миром взрослых и детей увеличивается. В со­временном обществе невозможно знать все. Возникает разделение труда между профессиями и видами деятельности. Свою функцию обучения ро­дители передают специалистам — учителям и преподавателям. Ушли в про­шлое совместные ритуальные танцы, их заменили совместное чтение (семей­ное чтение), совместный отдых и досуг. Труд перестал быть сферой, которая объединяет детей и взрослых, поскольку общественный труд настолько ус­ложнился, что для его выполнения необходима специальная подготовка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: