А. Русакович

Мы — эта вы, только мы свободнее

То, что старшие нас ругают, — нормально. Обыч­но тот, кто говорит на эту тему, приводит цитату из Сократа: «Они [подростки] сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они выказывают неува­жение к старшим, слоняются без дела и постоян­но сплетничают. Они все время спорят с родите­лями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей». Слышать то, что до тебя услышали несколько десятков поколений, умно­му человеку ничуть не обидно. Проблем у нас много, но мы по большей части живем лучше, чем вы, отчасти благодаря вам, отчасти благодаря себе. У нас впереди реальная возможность собственными руками и головой заработать себе на достойную жизнь. НЕПРАВДА, что мы глупее, что мы не читаем книг, смотрим тупые боевики. Мы, или по крайней мере


наша лучшая часть, любим и ценим литературу — правда, ту, о которой вы с советским школьным образованием могли и не знать. Например, в сту­денческой среде просто неприлично не знать

Булгакова, Маркеса или Ричарда Баха. Кино, ко­торое мы предпочитаем, непохоже на советское, «глубоко идейное». «Амели», «Бойцовский клуб», «Достучаться до небес», «Американская история Икс»... И не кривите лицо в иронической ухмыл-

или во дворе детского сада, распевают ли песни под гитару, переругиваются или просто толкаются, со всех сторон от прохожих они слышат: ну и моло­дежь сегодня пошла, что же ожидать от нее в будущем? Через 30 лет, повзрос­лев, то же самое будут говорить о своих и соседских детях нынешние подро­стки. Обязательно будут, потому что и 10 тыс. лет назад этот исторический закон руководил взаимоотношением двух поколений. Он объективен и неот­вратим, хотя его исполнители — субъективны и пристрастны.

Когда М. Кларк и Б. Эндерсон20 попросили пожилых людей обобщить возможные представления молодых о стариках, они обычно рисовали на­много более мрачную картину в теоретическом плане, чем тогда, когда опи­сывали свои личные непосредственные взаимоотношения с молодыми. Оказывается, пожилые люди подозревают молодежь в том, что та питает к ним дурные чувства: относит стариков к неполноценному и бесполезному классу людей, считает их, по сути, лишними людьми и — иногда — надоед­ливыми. В общем, отрицательной оценки заслуживают безразличие моло­дых к проблемам пожилых людей, избежание контактов со старшим поко­лением и стереотипные представления молодежи о старых как об отсталых и умственно неполноценных людях. Например, некоторые пожилые респон­денты считали, что молодые «лишь терпят» пожилых, «не обращают внима­ния» на них, «забывают» и «не беспокоятся» о них. Высказывались мнения, что молодые считают их «старомодными» или «тупыми».

Старые люди осознают, что нередко они сами во всем виноваты. Почти половина опрошенных пожилых женщин заявили, что в плохих взаимоот­ношениях между поколениями следует винить поведение и взгляды самих состарившихся людей. Если бы старые люди хоть как-то попытались прий­ти к соглашению с теми, кто моложе, если бы они поменьше критиковали молодых и постарались бы понять их поведение, то возрастной барьер можно было бы преодолеть и старые могли бы «идти в ногу со временем».

ке. Это глубокие и оригинальные фильмы. Иной раз в них показываются страшные и жестокие вещи, но в жизни есть и это. НЕПРАВДА, что мы агрессивны. Маргиналы суще­ствовали всегда, и среди вас тоже были хулига­ны и любители подраться. Может, уровень пре­ступности среди молодежи и вырос, но он, увы, велик и среди «взрослых». Просто такое нынче время. К скиновским же погромам большинство из нас относится отрицательно. МЫ НЕ ПАТРИОТЫ, если вы называете патрио­тами только тех, кто хочет служить в армии, по­тратить бессмысленно два года своей жизни и, возможно, умереть на становящейся все более странной войне. Мы не хотим погибать во имя непонятных нам целей. А если бы завтра случи­лось то, что случилось 22 июня 1941 г., не сомне-


вайтесь — большая часть из нас, не задумываясь, взяла бы в руки оружие.

МЫ СВОБОДНЫ. И в этом наше главное отличие от вас. Но, увы, мы не сильно ценим свободу, по­тому что считаем ее наличие абсолютно есте­ственным. Мы, слава богу, вольны верить в то, во что хотим.

И еще. Ничто другое не оказало на нас большего влияния, чем ваше воспитание. Нас сделали та­кими вы, а не школа, не улица и не ТВ. И когда вы обращаете к нам очередной упрек, вспомните, что именно «отцы» ответственны за все то луч­шее и худшее, что есть в «детях». Но я надеюсь, что в нас все-таки больше лучше­го, и хочу вам сказать за это спасибо. Источник: Зеркало для Дориана Грея (rtttp:// www.izvestia.ru).

20 Кларк М., Эндерсон Б. Одиночество и старость // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М., 1989. С. 460-463.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow