Возможно, что стиляги представляли собой самую первую форму советской субкультуры, возникшей под прямым влиянием Запада. Возникновение самого термина относят к концу 1940-х гг., а расцвет стиляжничества как социального и культурного феномена — к рубежу 1950-60-х гг. Действительно слово «стиляга», вошедшее с 1948 г. в обиход с легкой руки некоего Беляева, автора фельетона в «Крокодиле», уже вовсю использовалось в пропаганде и воспитательной работе. Этот термин встал в ряд с такими словами-дубинками как «космополит безродный», «низкопоклонник», «отщепенец», «плесень», и был оскорбительным для тех, кого так называли. И если уж кого-то и назвали, то это было предупреждением, что у него могут быть неприятности — выгонят из учебного заведения, из комсомола39. С 1956 г. Советский Союз открывал через искусство другой мир: гастроли Бостонского и Филадельфийского симфонических оркестров, балета Алисии Алонсо, театра «Берлинер ансамбль», Поля Робсона, победа Вэна Клайберна (Вана Клиберна) на Первом конкурсе Чайковского, выставки П. Пикассо, Р. Гуттузо, Р. Кента, приезд Ф. Жолио-Кюри, недели французского и английского кино, гастроли джаз-оркестра Бенни Гудмена в зале Лужников, открытие школ с углубленным изу-
|
|
На 1 руб. в день прожить студенту было можно. В общем, при коммунизме жили, только не знали об этом. Стипендию назначала стипендиальная комиссия. При назначении учитывался средний доход на человека в семье и успеваемость. Так при среднем доходе до 30 руб., а такие были, стипендию давали со всеми тройками. А при доходе свыше 120 руб. не давали даже повышенную стипендию, и такие тоже были.
Учебная нагрузка была великая, а порядки — жесткие. Во всех группах занятия начинались одновременно в 8-15. Во время лекций по коридору ходила замдекана. 2-3 раза в неделю переклички на лекциях, проверка старост, как отмечают журнал. За 8-10 часов прогулов лишали стипендии, а за большее число могли и отчислить. Тогда в армию и немедленно. В общем порядки армейские, преподаватели не жалели ни себя ни нас. Помню, сдавал черчение около полуночи, и не был последним. Нормальным по математике считалось 2-3 пятерки, 7-10 двоек на группу, 2-3 пересдачи (и только на трояк). Рекорд пересдач — 12. Пересдача происходила в актовом зале при большом скоплении двоечников (100-150 человек).
Модой не увлекались, но следили. У девочек основным считались прическа, туфли, юбка. Туфли — остроносые шпильки. Юбка — чуть выше колен. Одевались скромно, но со вкусом. Особая манера носить одежду. Затянутый пояс на пальто,
шарфики, платочки, объяснить трудно. Появились итальянские плащи «болонья» и первые джинсы. Целина 1964 г. Работа в стройотряде — почетная обязанность студентов второго курса. Весь курс едет на целину. Комсомольская путевка, эшелон, третья полка, три дня дороги и мы на месте. Совхоз «37 лет Октября», Целиноградская обл. Живем коммуной, все заработанные деньги — в общий котел. В конце всем поровну, плюс премия. Работа — 10 часов. Рыли фундамент под баню. Лом, лопата и метр в день на бойца в длину. Конец лета. Торжественная линейка. Отряду вручают «Красное знамя», награждение медалями «За освоение целины». Мне вручили грамоту. Заработал 130 руб. на руки. Нормально. Третий курс: 1964/65 гг. После лекций жили весело. После стипендии: «Три ступеньки», «Сокольники», чешское пиво, шпикачки. Дегустационный зал на ВДНХ. Кафе «Селена» — первое студенческое кафе в Москве. Большинство знаменитостей шестидесятых выступало у нас. Когда приезжал «Театр на Таганке», просочиться в актовый зал было трудно. Хорошо помню вечер Высоцкого, артистов Золотухина, Хмельницкого, Славину в кожаной куртке, ансамбль ИВЯ (Институт восточных языков). Популярны театры «Таганка», «Современник», Ленинского комсомола. Хорошо помню «1амлет» с Высоцким, «Антимиры», Юлию Борисову в театре Вахтангова. Сокращено по источнику: Восков Л. С. Воспоминания. 1962-1998 (www.voskov.narod.ru).
|
|
39 См.: Козлов А. Козел на саксе. М., 1998.
чением иностранных языков, и, наконец, VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве с его знаменитыми «Подмосковными вечерами» Соловьева-Седого40. В результате складывалась новая молодежная культура, новые ритмы, новые мелодии. В наш словарь входит новое слово — стиляга. По мнению К. Чуковского41, новое слово стиляга произошло путем слияния древнегреческого стиль, успевшего к тому времени обрусеть, и одного из самых выразительных русских суффиксов: яг(а). Писатель напоминает, суффикс далеко не всегда передает в русской речи экспрессию морального осуждения, презрения. Кроме сутяги, бродяги, есть миляга, работяга и бедняга. Но в нашей речи этот суффикс встал в ряд с неодобрительными ыга, юга, у га и пр., что сближает стилягу с такими словами, как прощелыга, подлюга, ворюга, хапуга, выжига*1. Спрашивается, можно ли считать это слово иноязычным, заимствованным, если русский язык при помощи своих собственных — русских — выразительных средств придал ему свой собственный — русский — характер? Вовсе не обязательно, утверждает К.И. Чуковский. Русский характер нового слова подчеркивается тем обстоятельством, что в нашей речи свободно бытуют и такие чисто русские национальные формы, как стиляжный, стиляжничать, достиляжиться и т.д.
1948 г. Фельетон некоего Беляева в журнале «Крокодил». Здесь и появилась презрительная кличка «стиляга», которой клеймили всех, кто не желал быть похожим на толпу
Тогда же появляется отечественный стиляга, экзотическое чудо в узких до вывиха суставов штанах, в пиджаке с ватными плечами, в немыслимом галсту-
40 См.: Культурная жизнь в СССР, 1951-1965: Хроника. М., 1979.
41 См.: Чуковский К.И. Живой как жизнь: О русском языке. М., 1982.
42 См.: Виноградов В.В. Русский язык. М.-Л., 1947. С. 75-76. Костомаров В.Г. Откуда слово «стиля
га»? // Вопр. культуры речи. 1959. № 2. С. 168-175.
ке с обезьяной и пальмой. Кумиром молодежи стали лидеры западной молодежной субкультуры. От них проникла мода на стиляг. Это название произошло от «стиль» и означало: человек, умеющий и знающий, как одеваться со стилем. Пренебрежительное значение — городской пижон (в Англии их называли teddy boys). Происхождения термина никто точно не знает — одни специалисты полагают, что он пришел из западной музыки в конце 1940-х гг., другие — что из советского фельетона середины 1950-х гг., высмеивающего буржуазный образ жизни. Сами себя поклонники новой моды стилягами не называли. Слово употреблялось в уничижительном значении как обзывание. Популярная тогда Нина Дорда под аккомпанемент оркестра Эдди Рознера пела песню о стиляге, где
|
|
были такие слова: «Ты его, подружка, не ругай, может он залетный попугай, может, когда маленьким он был, кто-то его на пол уронил, может болен он, бедняга, НЕТ — он просто-напросто СТИЛЯГА!» Стиляги это, как правило, молодые люди, носившие западную одежду и усвоившие некоторые западные образцы поведения — самые внешние, например танцы, пластинки или западная одежда. Стиляги ненавидели все мещанское, добропорядочное и занудное. Они бравировали своей оригинальностью, а часто доводили ею окружающих до исступления: вон, смотри, пошел стиляга, — брезгливо морщились в след старушки у подъездов и рабочие, забивающие козла во дворике. Стиляги ненавидели огромные толстые пластинки на 78 оборотов в минуту с песнями Бунчикова и Шульженко и боготворили только еще появляющиеся и пока еще очень редкие виниловые пластинки на 33 оборота, которые были для них символом высшей справедливости и торжества человеческого разума. Среди музыкальных предпочтений, как и у многих шестидесятников, был джаз. Стилять, «шузы» на «манке», лабаем джаз и песенка «Twist again» — вот далеко не полный культурный ассортимент 1960-х у настоящего стиляги. Однажды в Харькове даже состоялся съезд стиляг, который проводила совсем не комсомольская организация под названием «Голубая лошадь».
Стиляги слушали буги-вуги и первые рок-н-роллы, а книжек не читали. Но сочиняли собственные песни типа «Зиганшин буги, Зиганшин рок, Зи-ганшин съел второй сапог».
Для стиляги обязательной частью гардероба являлись узкие брюки со стрелочкой. В студенческих общежитиях, где не всегда имелись утюги, молодые люди на ночь укладывали аккуратно сложенные брюки под матрас — утром на каждой брючине было по стрелочке. К таким брюкам полагалось носить остроносые туфли — корочки. Андрей Битов в «Пушкинском доме» характеризует стиляг начала пятидесятых следующими словами: юноша — в узеньких брючках, в спадающем с плеч до колен зеленом (или клетчатом) пиджаке, на толстых подметках, подклеенных у предприимчивого кустаря, в пестром галстуке, повязанном микроскопическим узлом, с перстнем на
|
|
руке и набриолиненным коком на голове, а главное — с особенной походкой; девушки — в юбках с разрезами и модной прической «венчик мира».
Стиляг ловили комсомольские патрули, били, обрывали галстуки, прорабатывали на собраниях, выгоняли из институтов и комсомола. Но они появлялись вновь и вновь, и место их обитания во всех городах называлось «Брод», сокращенное от «Бродвей».
Московский «Бродвей» — улица Горького — служил местом обитания не только стиляг, но и вообще «золотой молодежи»: артисты, поклонники джаза, манекенщицы, фарцовщики, опасные «центровые ребята». Здесь устраивали акции модные поэты и художники. Центром джазовой жизни было кафе «Молодежное» с фирменным «КМ-квартетом» саксофониста Владимира Сер-макашева. А были еще кафе «Аэлита», «Синяя птица» и множество танцплощадок по всей Москве и области. Эпатирующая молодежь, эта «плесень» (по хлесткому определению общественности) дала культуре много замечательных имен. Знаменитый Алексей Козлов пришел к саксофону именно со «стиляж-ничанья». Созвездие выдающихся мастеров взошло на небосклоне джаза в 50— 60-х гг. Это саксофонисты А. Зубов и В. Клейнот, Г. Гаранян и А. Козлов, пианисты Б. Фрумкин и В. Сакун, гитаристы Н. Громин и А. Кузнецов. Это и Василий Аксенов с его постоянной темой джаза в литературе. И выдающийся пианист Николай Петров, всегда готовый исполнить джазовую миниатюру. И альтист Юрий Башмет, ставящий джаз в один ряд с академической музыкой. Драматург В. Славкин, сатирик А. Арканов, режиссер А. Габрилович, писатель А. Кабаков, актер А. Филиппенко, политик В. Лукин43.
В тогдашнем Ленинграде функции Бродвея — своеобразного подиума для стиляг, где они демонстрировали свои наряды, общались, заводили новые
Врезка