Дети моделируют взрослую культуру, разумеется, не во всех ее деталях и подробностях. Скажем, в детской культуре и в детском фольклоре совершенно отсутствуют такие важные компоненты мира взрослых, как экономика, производство, труд, классовые отношения, религия. Скорее всего дети импровизированно воспроизводят самое знакомое и понятное им — ближайшее окружение, область непосредственно-личных отношений, в том числе дом и придомовое пространство.
Одним из универсальных символов-артефактов детской культуры у всех народов выступает жилище как место укрытия. Дома, в кругу семьи люди получают то, чего не дает внешний мир: ощущение безопасности и снятие напряжения, отсутствие тех лиц, которые вызывают постоянное или временное психологическое напряжение. Дом — это та часть пространства, с которой начинается жизнь семьи и жизнь нового человека, это тепло домаш-
ье В.Ф. Детский анекдот (http://ivgi.rsuh.ru).
него очага и материнских рук, это место, откуда человек уходит в большой мир, мечтая о возвращении. Дом — первое искусственное творение, созданное человеком для хранения и сохранения естественного создания — человеческого тела. Дом символизирует место, укрытое от бед и несчастий. В человеческой культуре дом выступает универсальным знаком закрытости и безопасности. Возможно, что дети интуитивно чувствуют это, тем более что в силу своей биологической незащищенности им свойственно искать укрытые места для сохранения. Когда они просятся на колени к матери или отцу, то, по всей видимости, это не проявление каприза, а биологическое желание спрятаться, быть ближе к безопасному месту.
|
|
Первобытный человек начал возводить жилище для того, чтобы уберечь
свое тело от холода и непогоды, создать безопасное пространство и место общения. Древнейшим типом дома археологи считают шалаш. Прошли сотни тысяч лет, но дети и сегодня строят в лесу именно шалаши. Другой тип убежища — пещера — также освоен ребенком. Когда он находит готовое укрытие под лестницей, на чердаке или в подвале, то по существу он не делает ничего нового по сравнению со своими древнейшими предками-неандертальцами, которые выгоняли из естественных укрытий диких животных и превращали пещеры в место родового обитания. Детские шалаши возводятся во дворе и на приусадебных участках. Ребята расстилают на траве одеяло, а стены и крышу создают из картона, прутьев, досок, реже — из кирпича. Каким бы неказистым он ни был, маленькие жители нашей планеты всегда воображают себе, что это и есть их настоящий дом. Шалаш обязательно должен быть потайным, место его расположения держится в секрете от соперничающей группировки. В нем могут хранится «особые ценности», которые для взрослых не представляют никакого интереса, зато могут вызвать к себе внимание какого-нибудь старьевщика.
|
|
Наиболее активно превращают общественную территорию в подобие домашней дети и подростки и в меньшей степени — взрослые. Дети осваивают пустыри и улицы, превращая их в игровые площадки, а заброшенные чердаки и подвалы, старые здания — в «военные штабы» и места для физических занятий, приключений. Подростки оккупируют в свою «собственность» лестничные клетки, темные аллеи в парках и скверах, подъезды и подворотни, превращая их в места общения (а иногда и недозволенных игр). В таких местах дети и подростки ведут себя открыто, не стесняясь взрослых, сбрасывают покровы общепринятых норм, стесняющих их движения. Пустыри, заброшенные места, оставленные строителями, и другие крупные формы несвязного пространства между домами создают так называемые ландшафтные лузы, или ниши. Они никак не украшают современные города, зато служат источником психологического и социального уединения для подростков.
В антропологии детского пространства особым статусом наделены помойки и свалки. Проведя тщательное расследование о том, почему их так
любят дети, М.В. Осорина приходит к любопытным выводам. Помойка наделена для ребенка ореолом полузапретного, опасного места. Но не только своей запретностью притягательны такие места, куда взрослые выносят производственные и бытовые отбросы. Оказывается, для детей это зоны ненормативного, свободного от социального контроля поведения. Дети делают там то, что обычно «не положено»6.
Простейшие типы жилищ в первобытную эпоху
Таким образом, детской и подростковой субкультуре присущи два противоположных процесса: с одной стороны, социализация (общение, всевозможные тусовки) и изоляция (уединение, укрытие, отгораживание), с другой — сакрализация (придание месту возвышенно-мифического образа) и опрощение (тяготение к местам, которые взрослые считают низменными, десакрализирован н ыми).
Окружающее ребенка пространство буквально пронизано ритуализацией и скрытой сакрализацией уединенных мест. Каждое из них хранит особый след, смысл и содержание. Для младших дошкольников место каждой вещи почти свято: если место есть, а предмет временно отсутствует, он все-таки существует. Но если это место занято кем-то другим, считает М.В. Осорина, то этот другой начинает существовать вместо отсутствующего, вытесняя его из жизни. Лишиться места для ребенка означает лишиться существования в этом мире, вот почему его приходится все время защищать, оберегать от посторонних, а о своем месте (как локальной точке в пространстве) и своей роли (в жизни родителей и семейном укладе) постоянно напоминать.
Детишки нередко пускаются в рев, когда видят, что кто-то занял их место или взял их игрушку. Взрослым этого не понять, ибо себя они могут отделить от пространственного окружения, а дети не способны на такое. «Я» и «вокруг меня» для них слиты в неразрывное целое.
Правда, и взрослые люди в пределы собственного «Я» нередко включают не только собственное тело, но окружение — предметы (одежду, личные вещи, продукты своего творчества) и близких людей. Жена рассказывает подругам: «Вчера мой еле дополз домой» (о муже) или «Мы хорошо учимся» (о ребенке). Взрослые мамаши прекрасно осознают, что их взрослый сын
6 См.: Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000.
или дочь — самостоятельный человек. Но поделать с бессознательным наследием детства ничего не могут. Оказывается, как обнаружил полвека назад американский психолог Г. Олпорт, отождествление с собственным именем, одеждой и любимыми вещами усиливает у ребенка чувство идентичности _ ощущение непрерывности и постоянства существования самого себя7. Взрослые утрачивают магическое отношение к жизненному пространству. Оно деритуализируется и становится насквозь прагматичным: это место деловых встреч, рабочая площадка, комната отдыха или место для увеселений. По мере взросления расширяется и жизненное пространство человека, оно охватывает все большие территории, расходясь концентрическими кругами. До определенного возраста родители запрещают ему ездить в центр города или отдаленные районы, одному бывать в лесу, самостоятельно добираться на дачу. Но со временем запреты ослабляются, а потом и вовсе исчезают. Для взрослого нет территориального табу, предписанного обычным правом и конвенциальными нормами, хотя существуют места, куда местные власти запрещают проходить посторонним людям.
|
|
У разных народов дети осваивают территорию примерно одинаково: американский психолог Роджер Хэрт, специально поселившийся на год в детском городке, описал, как это там происходит, и пришел к выводу, что маль-
Врезка