Дети пяти-семи лет относятся к своей «сокровищнице» с трепетом: это действительно нечто очень личностно значимое и связанное с потаенными душевными переживаниями — сокровенное. Этим не хвастаются перед другими. Показ «сокровищ» даже самым близким людям — родителям — своего рода таинство. Обычно ребенок предпочитает общаться со своими «сокровищами» наедине, чтобы никто не мешал: рассматривает их, любуется, фантазирует. В душевном плане, в каждом из предметов «сокровищницы» материализованы дорогие для ребенка переживания, воспоминания, фантазии. Ребенок периодически оживляет их, общаясь со своими «сокровищами» как с магическими предметами. Каждый из этих предметов становится для ребенка маленьким самостоятельным миром. Можно сказать, что «сокровища» являются овеществленными душевными ценностями ребенка. Самые частые находки — это деньги. Поскольку дети смотрят в землю с меньшего расстояния и внимательнее, чем взрослые, они и находят больше. Бывают дети, которые чуть ли не с каждой прогулки приносят то монету, то бумажную купюру. Дети дошкольного и младшего школьного возраста найденные деньги обычно отдают родителям или по настоянию родителей кладут в копилку. Им нравится ощущать себя добытчиками, вносящими свой вклад в семейный бюджет, и получать похвалу за внимательность.
|
|
Другое дело, если дети обнаружили место, которое становится постоянным источником пополнения карманных денег. Чаще всего такими местами интересуются и догадливо находят их дети постарше, лет девяти-одиннадцати, которые уже хорошо знают, на что можно деньги потратить. Даже если это места легальной, а не противозаконной добычи денег, дети стараются их особо не афишировать ни дома, ни среди сверстников.
Ребенок может превратить обломок в самостоятельный игровой предмет, придав ему новые функции, — вспомним уже знакомый читателю пример: найденная на помойке ручка от старинной чашки превращается в кулон, будучи повешена на веревочку. Равно этот обломок может быть включен как один из элементов в новую, создаваемую ребенком конструкцию, например стать частью «секретика» (о них пойдет речь чуть позже). А вот мальчишки не упустят возможности бросить что-нибудь найденное в огонь и посмотреть, как
тал. Ребенок уже нафантазировал, что он из нее сделает и куда применит. Разумеется, воображаемый замок или пиратский корабль, построенный в виртуальном пространстве детского воображения, намного превосходит утилитарную ценность бутылочного горлышка либо помятой пряжки. Но родители выбрасывают не вещицу, а воображаемый замок и корабль. Вот почему ребенок переживает совершенно несоизмеримый с прагматической ценностью пряжки или болтика психический стресс. Его лишили прекрасного замка и превосходного, самого лучшего в мире корабля.
|
|
Такова еще одна причины, побуждающая припрятывать найденные вещицы как можно дальше от человеческих глаз. В квартире излюбленным местом для них становятся щели под подоконником, задвинутые чем-нибудь выемки в стене, пространство под вынимающейся половицей, плинтусом. А кроме родителей есть еще старшие ровесники и случайно набредшие на тайник одногодки. Те разоряют не только птичьи гнезда. Если мальчик набредет или случайно обнаружит «тайник» сверстника, как сообщали М.В. Осориной информанты, обычно он его обязательно демонстративно разрушит, оставляя развороченным. Спрятанные там вещи редко представляют ценность для кого-либо, кроме хозяина. Разрушитель их вынимает и бросает неподалеку. Все это напоминает символический поединок с хозяином «тайника»12.
это загорится, взорвется, расплавится. Увлечение химическими реакциями в младшем школьном возрасте — это практически всегда дело мальчиков. От исследования они быстро переходят к творческой практике, когда, например, набрав на свалке старые аккумуляторы, выплавляют из них на костре свинец, чтобы сделать себе грузила, биты, свинчатки и т. п. У девочек же очень редко бывает, когда они в игре варят что-нибудь на огне по-настоящему. Чаще всего их суп понарошку в игрушечной кастрюльке состоит из плавающих в холодной воде головок цветов, лепестков и мелко нарезанной травы. Девочки стараются, чтобы все это красиво смотрелось. В приготовлении такого супа важна эстетика. Это дизайнерский процесс, но никак не химия.
Похоже, что мальчики по своему складу легче и спокойнее переносят зрелище того, как предмет теряет свою форму и структуру в процессе агрессивного воздействия на него, когда напор силы превращает его просто в кучу вещества, хаотическое ничто. Поэтому участие в разрушительных по отношению к предметам действиях не становится для мальчиков таким остроболезненным эмоциональным переживанием, как для девочек.
Значимым для мальчиков моментом оказывается ощущение собственной власти над веществом
предметного мира и одновременное раскрытие тайных сил материи, которые выходят наружу, когда разрушается прежняя предметная оболочка и начинается сущностное преобразование самой плоти объекта. Гибель любой структуры всегда сопровождается выбросом энергии, которая была в ней заключена и эту структуру удерживала. Недаром им так нравится звон, грохот, треск разбиваемых бутылок, взрывающихся петард или бурно протекающих химических реакций. Все это — внешние проявления силы, которые мальчику надо пережить и освоить. «Секрет» (или «секретик») девочки — это небольшая ямка глубиной в несколько сантиметров, специально выкопанная в земле. Ее дно тщательно выкладывается чем-нибудь красивым. Обычно сначала делается фон: например, листья с дерева, на которые сверху кладутся интересные «штучки», головки цветов, веточка с желудями и т. п. Содержимое «секретика» далеко не всегда растительного происхождения. В классических «секретиках» опытных девочек семи-восьми лет больше всего ценится фон из цветной фольги. Фольгу готовят загодя. Она может быть найдена на улице, а может быть принесена из дома. Поверх фольги делается сложная аранжировка из осколков цветных стеклышек, бутылочных крышек, бусин, пуговиц, картинок, фигурок, слепленных из пластилина. Сверху композиция покрыва-
12 См.: Осорина М.В. Указ. соч.
Если не утерпел и похвалился своими сокровищами с ближайшими друзьями, то покоя уже не будет. Риск его утраты многократно возрастает и приходится по несколько раз перепрятывать свое достояние. Не представляющие ценности для взрослых предметы в мальчишеском сообществе — основание престижа и высокого статуса. Чем больше таких вещиц и чем более редкостными они считаются в своем кругу, тем выше место в групповой иерархии.
|
|
Секреты окружают не только мир вещей и поведения, но и язык детей. Интерес к секретным кодам, шифрам, тайным знакам появляется у детей после семи лет и иногда становится настоящей страстью между 8 и 11 годами. В этом возрасте дети любят читать истории о зашифрованных посланиях и сами обмениваются ими. Они срисовывают у приятелей «азбуку пляшущих человечков» Артура Конан Дойла, пытаются запомнить азбуку Морзе, обучают друг друга азбуке глухонемых. Изобретают собственные шифры и пользуются тайными языками, на которых можно по-настоящему разговаривать. Секретные языки существуют в детской традиции издавна и передаются от поколения к поколению как наследие детской субкультуры13.
Тайные языки, шифры и коды возникают у подростков не случайно. Быть невидимкой — одно из самых распространенных детских желаний. Идеалом
ется куском прозрачного стекла, тщательно вымытого в ближайшей луже. Получается что-то вроде окошечка в земле, сквозь которое видна таинственно мерцающая благодаря бликам фольги «красота». Затем стекло засыпают тонким слоем земли, так что если смотреть снаружи, то ничего не заметно. Поэтому часто девочки стараются как-то отметить для себя расположение «секрета», чтобы потом его можно было найти. Обычно у девочки бывает по несколько таких «секретиков» (в среднем 3-5, иногда больше), и она их периодически посещает. Тогда земля над «секретом» расчищается так, чтобы под покровным стеклом была видна «красота», спрятанная в глубине. Ею любуются, подправляют, если что-то попортилось, и закапывают снова. Срок жизни такого «секрета» — от нескольких часов до пары недель.
Создание «секретов» — это традиция детской субкультуры. Это значит, что как сама идея, так и формы ее воплощения и даже название «секрет» передаются от старших детей к младшим в виде культурного наследия. Каждое следующее поколение маленьких девочек воспроизводит то, что делало предыдущее поколение, и так продолжается, пока традиция не угаснет. Я собираю материал о «секретах» с конца 1970-х гг.: делала зарисовки «секретов» многих девочек, задавала детям вопросы о том, для чего «секре-
|
|
ты» делаются. Мои изыскания позволяют сейчас подвести некоторые итоги и ответить на вопрос: почему существует эта детская традиция? Оказалось, что «секреты» имеют несколько важных функций в жизни ребенка. Во-первых, они несомненно являются одной из массовых форм детского дизайнерского творчества. Уникальность «секретов» как художественных созданий детей состоит в том, что они полностью находятся вне зоны эстетического контроля взрослых. Родителям даже в голову не приходит, что эти жалкие ямки со всякой дрянью, прикрытой стеклышком, ямки в грязи под скамейками в сквере, или у корней дерева, или у стены дома можно рассматривать как чей-то художественный продукт.
Следующий аспект существования «секретов» связан с тем, что все они находятся вне дома, в разных точках внешнего пространства, где ребенок бывает. Уже сам этот факт указывает на возможную роль «секретов» в детском территориальном поведении.
Моя ученица Н.Г Путятова исследовала территориальное поведение детской дворовой компании в одном из центральных районов Петербурга. Она попробовала нанести на карту места расположения «секретов» отдельных детей и сопоставить их со степенью освоенности ребенком этих территориальных зон. Оказалось, что
13 Кузнецов Г. Хакерство: антропологический этюд // Компьютерра. 2001. 23 мая.
подростков служат индейцы-следопыты, шпионы и тайные лазутчики. Часто они сравнивают себя с ниндзя14, которые открытой борьбе предпочитают маскировку, хитрость и внезапное нападение.
Создание «секретов» — традиция детской субкультуры, передаваемая от старших детей к младшим в виде культурного наследства
эти дети были склонны делать свои «секреты» В двух типах зон.
Большая часть «секретиков» группировалась в высокосоциализированных местах, максимально освоенных детским сообществом. Например, под скамейками, окружающими центральную площадку сквера, где все дети этого микрорайона гуляли после школы.
Делая «секрет», ребенок фактически материализует свое тайное присутствие в данном месте. Периодические посещения и проверки ребенком своих «секретиков» оживляют символическую связь между «Я» ребенка и его воплощением в своем создании, между обозначаемым и обозначающим. Можно сказать, что делание «секретов» — это одна из многих форм утверждения
детьми своего присутствия на освоенной территории и один из способов овладения ею через пребывание в самой плоти земли, через своеобразное врастание в почву. Замечено, что «секрет» открывается только избранным. Обычно это доверенные лица — лучшие подруги. Степень доверия к человеку измеряется, как известно, возможностью открыть ему свои тайны. У младших девочек это в буквальном смысле становится процедурой раскапывания своего «секрета», чтобы на него могла посмотреть любимая подруга. К сожалению, девочки очень переменчивы в своих дружеских привязанностях, а распространенным видом мести среди бывших подруг является уничтожение «секретов» друг друга.
Для мальчиков «секрет» девчонок — объект охоты: они хотят найти «секрет», чтобы его разорить. На вопрос: «Зачем девчонки делают "секреты?"» — мальчики обычно отвечают: «Чтобы мы могли их рушить!» Так происходит в младшем школьном возрасте у семи-девятилетних, когда внешне отношения между полами принимают иногда вид военных действий друг против друга, за фасадом которых прячется истинный интерес к противнику. Тогда посягательство на «секреты» девочек стоит в одном ряду с дерганьем за косы, выхватыванием портфеля и другими активными нападками, за которыми нередко стоит интерес,
14 Термин «нин-дзюцу» означает «искусство быть невидимым» и «искусство терпеть».
В открытом поединке ниндзя проигрывал безусловно, его короткий меч разлетался на части от первого же удара фамильной самурайской катаной. Но невидимкой сливаясь с темными стенами, с помощью приспособлений карабкаясь по отвесным стенам, выдавая себя за другого, с помощью переодевания и обмана, отравленного оружия он мог уложить не один десяток воинов противника. Для младших подростков, из-за их очевидной и осознаваемой слабости, такой способ ведения боевых действий предпочтительнее. Именно черепашки-ниндзя (Teenage Mutant Ninja Turtles), а не черепашки-самураи стали суперпопулярными героями подростковой субкультуры15.
Для детей важна символическая битва, а настоящая драка идет у них только до первой крови. Для большинства подростков целью потрясания мечами под боевые крики является самоутверждение и повышение своего имиджа в сообществе ровесников, а вовсе не желание насмерть поразить врага, как во взрослых битвах.
Высшая точка этого явления — строительство всевозможных секретных «штабов». Игра в «войну» предполагает не только открытое столкновение соперников. Еще больше в детской игре требуется качество разведчика: мальчишки выслеживают врага, сгибаясь в три погибели шныряют по кустам и переулкам, стараясь быть незамеченными и подготовиться к внезапному нападению. При этом они защищены укрытием, невидимы, целенаправленно следят за противоположной стороной, планируют свои действия, обмениваются секретными сигналами и командами.
симпатия или просто желание мальчика вступить в непосредственный контакт с девочкой. Поскольку мальчики такие же люди, как и девочки, их «тайники» роднит с «секретами» общая функция — желание таким образом материализовать свое тайное присутствие в пространстве окружающего мира. Однако мальчишечьи «тайники» редко бывают в земле — только если больше негде их устроить. А вообще они чаще располагаются во всевозможных нишах, щелях, укрытиях, где можно сделать незаметное для постороннего глаза вместилище, куда закладываются разнообразные предметы. Иногда мальчики прячут в «тайник» то, что потом будет необходимо для уличной игры, чтобы не надо было ходить за этим домой или чтобы из дома это не выкинули, приняв за мусор. Но гораздо чаще в «тайнике» находятся личностно-значи-мые, ценные для мальчика предметы, похожие на те, что хранятся в «сокровищницах». Некоторые из них были им найдены или добыты. Что-то — подарено значимыми людьми (обычно старшими мужчинами: отцом, дядей, старшим братом или товарищем).
В особых случаях, например в пионерском лагере, в «тайниках», расположенных вне обжитого пространства, в лесу — под деревьями или
на них, в норах и откосах канав и т.п., — прячутся предметы, которые могут быть отобраны начальством или более сильным сверстником (еда, носильные вещи, предметы, имеющие высокую потребительскую ценность, а также — краденое).
Интересно, что в «тайниках» мальчиков отсутствует эстетический аспект, столь важный для «секретов» девочек. Очень часто акцент сдвинут на другое: не столь важно — что лежит в тайнике (иногда мальчики страдают оттого, что «тайник» сделан, а положить туда нечего), сколь важно — как он выстроен (неожиданность выбора места, выдумка и техническое совершенство организации самого вместилища). Мальчишеский «тайник» в гораздо меньшей степени, чем «секреты» девочек является средством общения. Мальчики иногда тоже показывают его ближайшим друзьям, но после этого он теряет свою защищенность, а потому и привлекательность для хозяина, который рушит его или переносит в другое место. Девочки за мальчишескими «тайниками» не охотятся, а вот свои же, мальчишки, — да.
Сокращено по источнику: Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000.
15 Кузнецов Г. Указ. соч.
Детьми движет жгучее желание прикоснуться к тайному. Уже семилетний школьник в состоянии разделить непрерывный текст на отдельные и однородные единицы — слова, в то время как шестилетки в считалках ошибаются сплошь и рядом16.
Детьми движет жгучее желание прикоснуться к тайному