Спецификация детской субкультуры

Мир взрослых, который окружает нас, непонятен и загадочен для детей. Он непонятен сложностью норм и правил поведения, которыми взрослые руководствуются. Существует специальная наука, которая призвана объяс­нить эти правила и нормы. Она называется социологией.

У нее свой язык и понятия. Они непросты, тем не менее их легко можно усвоить. Начнем с самого простого — с детских игр. Как часто вам прихо­дилось играть в войну, дочки-матери или больницу? Здесь все происходит как бы понарошку. Тем не менее, вы играете всерьез. Мальчики, играющие в «войнушку», придерживаются определенных правил. Например, если один считает, что он попал в другого из своего деревянного ружья, то этот другой должен упасть так же, как падают солдаты, которых убили по-настоящему во время боя. Вы можете «захватить в плен» своего противника и потребо­вать от него соблюдения определенных правил: не сбегать, когда его конвои­руют, вы отбираете у «пленного» оружие и совершаете многое такого, что реально делают на настоящей войне.

Так ребенок приобщается к миру взрослых в игровой ситуации. Вы осва­иваете правила поведения и социальные нормы. Так же вы поступаете и в других играх. При этом, не осознавая того, вы выполняете определенные со­циальные роли. Скажем, при игре в «войнушку» мальчики выполняют не­сколько ролей: один и тот же человек может попеременно быть командиром,

рядовым солдатом пехоты, разведчиком, конвоиром пленного, допрашива­ющим и т.д. У каждой такой роли есть свод правил поведения.

Детская субкультура (от лат. sub — под, cultura — возделывание, воспи­тание, развитие) — в широком смысле — все, что создано человеческим об­ществом для детей и детьми, в более узком — смысловое пространство цен­ностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляе­мых в детских сообществах на той или иной конкретно-исторической стадии социального развития. М.П. Чередникова1, используя понятие «детская суб­культура», рассматривает детское сообщество как специфическое социо­культурное образование, относительно независимое от мира взрослых и

существующее как автономное целое. Ее специфика связана с самой приро­дой детства.

Под детской субкультурой понима­ ется такая разновидность возрастной субкультуры, которая отражает тради­ции, обычаи, взгляды на мир и формы поведения людей в возрасте от 0 до 16 лет. Верхняя граница обозначает окончание средней школы, а нижняя — самые первые дни жизни человека, которые в народной культуре отмечены множеством особых праздников, ритуалов, церемоний и обычаев, начиная с имянаречения и заканчивая крещением. По большому счету в простран­ство детской культуры надо бы включить и более ранний период, связанный с зачатием и вынашиванием плода, подготовкой родителей к встрече с ре­бенком, овладение навыками пеленания и ухода, чтение специальной ли­тературы и т.п. Субъектом культурного творчества в тот период выступают не сами дети, а их родители. В более поздние периоды детская субкультура — это непременно результат совместной деятельности детей и взрослых, куда надо относить не только родителей, родных и друзей, но также представи­телей социальных институтов, например врачей и педагогов, а также неза­висимых агентов институциализации, как, скажем, авторы детских сказок и стихов.

Детская субкультура включает совокупность материальных и нематери­альных артефактов, которые создаются либо самими детьми как субъекта­ми такой субкультуры, либо взрослыми, выполняющими роль первичных и вторичных социализаторов.

К наиболееярким материальным артефактам, олицетворяющим мир детей, на наш взгляд, надо относить:

♦ детские игрушки, книжки и мультики;

♦ детскую одежду (панамки, картузики, рюкзачки).

К нематериальным артефактам мы относим прежде всего вербальное творчество детей, а именно:

♦ рассказы-страшилки;

♦ забавные истории;

♦ особый детский язык;

♦ детские анекдоты;

♦ сказки.

1 Чередникова М.П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной куль­туры и детской психологии. Ульяновск, 1995.

Детская субкультура представляет собой совокупность самых разных форм творческой активности самих детей и взрослых, пишущих для детей. К исто­рически сложившимся жанрам детского фольклора относятся колыбельные песни, заклички и приговорки, жеребьевки и считалки, загадки, дразнилки, частушки, а к современному детскому фольклору — нетрадиционные формы: страшилки, садистские стишки, анекдоты, переделки-пародии2.

Наиболее исследованными формами традиционного поведения являются считалки, жеребьевки, игры с правилами, дразнилки. Но есть и потаенные детские традиции, которые с точки зрения педагогического сознания взрос­лых, всегда оценивались отрицательно. Сюда относятся: детский юмор, ска-тологические (телесно-низменные) анекдоты, эротический детский фоль­клор, гадания, детская магия, страшные истории, традиционные шалости и испытания храбрости3.

Поражает универсальность, инвариантность этих форм во многих детских культурах мира и в то же время — их особость, непроницаемость для взрос­лых, их уникальность.

На протяжении многих столетий физическим пространством для детских игр во всех странах служили деревенские околицы, лесные поляны и город­ские дворы, а содержанием игровой деятельности выступали групповое вза­имодействие и общение, смена позиций и ролей, состязательность и дости­жение результата.

Более полную картину того, что включается в содержание детской суб­культуры и что выражает ее социальные функции, дает В.В. Абраменкова4. Содержание детской субкультуры, наполняемое на протяжении всего про­цесса социогенеза, составляют:

♦ традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и пр.);

♦ детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, страшилки и др.);

♦ детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных груп­пах, право на использование грибного/ягодного места и др.);

♦ детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки, современ­ные «приколы»);

♦ детская магия и мифотворчество (призывание сил природы для испол­нения желания, фантастические истории-небылицы);

♦ детское философствование (рассуждения о жизни и смерти и пр.);

♦ детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неоло­гизмы);

эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, «секреты»);

♦ табуирование личных имен и наделение прозвищами сверстников и взрослых;

религиозные представления (детские молитвы, обряды).

2 Трыкова О.Ю. Современный детский фольклор и его взаимодействие с художественной литерату­
рой. Ярославль, 1997.

3 Фоминцева А. Исследование некоторых психологических феноменов детской субкультуры в период

ранней взрослости (http://www.spbru.ru).

4 Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире //

Вопр. психологии. 2002. № 1. С. 3-16.

Детская субкультура выполняет следующие функции:

♦ социализирующую (основным агентом социализации выступает груп­па сверстников);

♦ психотерапевтическую (здесь важное значение имеет детский фольклор);

♦ культуроохранительную (в недрах детской субкультуры сохраняются жанры, устные тексты, обряды, ритуалы и пр., утраченные современ­ной цивилизацией);

♦ прогностическую, ориентированную на будущее.

Детское сообщество является самым первым и наиболее древним инсти­тутом социализации ребенка, поскольку первые детские объединения воз­никали еще в эпоху первобытности как результат половозрастного разделе­ния труда в обществе.

К устным жанрам детского фольклора относят страшилки, считалки, былинки, анекдоты, вызывалки, колыбельные песни, заклички, пестушки, потешки, сказки, мирилки, детские стихи, загадки, приговоры, песни, час­тушки, предания, надоелки, дневники и альбомы. Из устных жанров пер­вое место по распространенности занимают анекдоты. Их знают и переска­зывают практически все дети5.

Из поколения в поколение дети передают друг другу игры, считалки, стра­шилки, былички по всем правилам бытования фольклора без посредства взрослых. Дети оказываются в состоянии не только следовать давным-дав­но заведенным правилам сообщества, но и приобщать к ним новые поколе­ния детей, довольно жестко пресекая отклоняющееся поведение. Взрослым, наблюдающим за поведением детей, хорошо известна та категоричность, с какой старшие дети пресекают неправильное поведение младших. Сначала они в ультимативной форме предупреждают, как нельзя поступать, затем они одергивают провинившихся в достаточно диктаторской и безапелляцион­ной манере. Ни один взрослый так себя не ведет, понимая, что по отноше­нию к детям гораздо эффективнее демократический стиль руководства. Но сверстники по отношению друг к другу — диктаторы, тираны и автократы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: