Мир взрослых, который окружает нас, непонятен и загадочен для детей. Он непонятен сложностью норм и правил поведения, которыми взрослые руководствуются. Существует специальная наука, которая призвана объяснить эти правила и нормы. Она называется социологией.
У нее свой язык и понятия. Они непросты, тем не менее их легко можно усвоить. Начнем с самого простого — с детских игр. Как часто вам приходилось играть в войну, дочки-матери или больницу? Здесь все происходит как бы понарошку. Тем не менее, вы играете всерьез. Мальчики, играющие в «войнушку», придерживаются определенных правил. Например, если один считает, что он попал в другого из своего деревянного ружья, то этот другой должен упасть так же, как падают солдаты, которых убили по-настоящему во время боя. Вы можете «захватить в плен» своего противника и потребовать от него соблюдения определенных правил: не сбегать, когда его конвоируют, вы отбираете у «пленного» оружие и совершаете многое такого, что реально делают на настоящей войне.
|
|
Так ребенок приобщается к миру взрослых в игровой ситуации. Вы осваиваете правила поведения и социальные нормы. Так же вы поступаете и в других играх. При этом, не осознавая того, вы выполняете определенные социальные роли. Скажем, при игре в «войнушку» мальчики выполняют несколько ролей: один и тот же человек может попеременно быть командиром,
рядовым солдатом пехоты, разведчиком, конвоиром пленного, допрашивающим и т.д. У каждой такой роли есть свод правил поведения.
Детская субкультура (от лат. sub — под, cultura — возделывание, воспитание, развитие) — в широком смысле — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах на той или иной конкретно-исторической стадии социального развития. М.П. Чередникова1, используя понятие «детская субкультура», рассматривает детское сообщество как специфическое социокультурное образование, относительно независимое от мира взрослых и
существующее как автономное целое. Ее специфика связана с самой природой детства.
Под детской субкультурой понима ется такая разновидность возрастной субкультуры, которая отражает традиции, обычаи, взгляды на мир и формы поведения людей в возрасте от 0 до 16 лет. Верхняя граница обозначает окончание средней школы, а нижняя — самые первые дни жизни человека, которые в народной культуре отмечены множеством особых праздников, ритуалов, церемоний и обычаев, начиная с имянаречения и заканчивая крещением. По большому счету в пространство детской культуры надо бы включить и более ранний период, связанный с зачатием и вынашиванием плода, подготовкой родителей к встрече с ребенком, овладение навыками пеленания и ухода, чтение специальной литературы и т.п. Субъектом культурного творчества в тот период выступают не сами дети, а их родители. В более поздние периоды детская субкультура — это непременно результат совместной деятельности детей и взрослых, куда надо относить не только родителей, родных и друзей, но также представителей социальных институтов, например врачей и педагогов, а также независимых агентов институциализации, как, скажем, авторы детских сказок и стихов.
|
|
Детская субкультура включает совокупность материальных и нематериальных артефактов, которые создаются либо самими детьми как субъектами такой субкультуры, либо взрослыми, выполняющими роль первичных и вторичных социализаторов.
К наиболееярким материальным артефактам, олицетворяющим мир детей, на наш взгляд, надо относить:
♦ детские игрушки, книжки и мультики;
♦ детскую одежду (панамки, картузики, рюкзачки).
К нематериальным артефактам мы относим прежде всего вербальное творчество детей, а именно:
♦ рассказы-страшилки;
♦ забавные истории;
♦ особый детский язык;
♦ детские анекдоты;
♦ сказки.
1 Чередникова М.П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. Ульяновск, 1995.
Детская субкультура представляет собой совокупность самых разных форм творческой активности самих детей и взрослых, пишущих для детей. К исторически сложившимся жанрам детского фольклора относятся колыбельные песни, заклички и приговорки, жеребьевки и считалки, загадки, дразнилки, частушки, а к современному детскому фольклору — нетрадиционные формы: страшилки, садистские стишки, анекдоты, переделки-пародии2.
Наиболее исследованными формами традиционного поведения являются считалки, жеребьевки, игры с правилами, дразнилки. Но есть и потаенные детские традиции, которые с точки зрения педагогического сознания взрослых, всегда оценивались отрицательно. Сюда относятся: детский юмор, ска-тологические (телесно-низменные) анекдоты, эротический детский фольклор, гадания, детская магия, страшные истории, традиционные шалости и испытания храбрости3.
Поражает универсальность, инвариантность этих форм во многих детских культурах мира и в то же время — их особость, непроницаемость для взрослых, их уникальность.
На протяжении многих столетий физическим пространством для детских игр во всех странах служили деревенские околицы, лесные поляны и городские дворы, а содержанием игровой деятельности выступали групповое взаимодействие и общение, смена позиций и ролей, состязательность и достижение результата.
Более полную картину того, что включается в содержание детской субкультуры и что выражает ее социальные функции, дает В.В. Абраменкова4. Содержание детской субкультуры, наполняемое на протяжении всего процесса социогенеза, составляют:
♦ традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и пр.);
♦ детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, страшилки и др.);
♦ детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного/ягодного места и др.);
♦ детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки, современные «приколы»);
♦ детская магия и мифотворчество (призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории-небылицы);
♦ детское философствование (рассуждения о жизни и смерти и пр.);
|
|
♦ детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы);
♦ эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, «секреты»);
♦ табуирование личных имен и наделение прозвищами сверстников и взрослых;
♦ религиозные представления (детские молитвы, обряды).
2 Трыкова О.Ю. Современный детский фольклор и его взаимодействие с художественной литерату
рой. Ярославль, 1997.
3 Фоминцева А. Исследование некоторых психологических феноменов детской субкультуры в период
ранней взрослости (http://www.spbru.ru).
4 Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире //
Вопр. психологии. 2002. № 1. С. 3-16.
Детская субкультура выполняет следующие функции:
♦ социализирующую (основным агентом социализации выступает группа сверстников);
♦ психотерапевтическую (здесь важное значение имеет детский фольклор);
♦ культуроохранительную (в недрах детской субкультуры сохраняются жанры, устные тексты, обряды, ритуалы и пр., утраченные современной цивилизацией);
♦ прогностическую, ориентированную на будущее.
Детское сообщество является самым первым и наиболее древним институтом социализации ребенка, поскольку первые детские объединения возникали еще в эпоху первобытности как результат половозрастного разделения труда в обществе.
К устным жанрам детского фольклора относят страшилки, считалки, былинки, анекдоты, вызывалки, колыбельные песни, заклички, пестушки, потешки, сказки, мирилки, детские стихи, загадки, приговоры, песни, частушки, предания, надоелки, дневники и альбомы. Из устных жанров первое место по распространенности занимают анекдоты. Их знают и пересказывают практически все дети5.
Из поколения в поколение дети передают друг другу игры, считалки, страшилки, былички по всем правилам бытования фольклора без посредства взрослых. Дети оказываются в состоянии не только следовать давным-давно заведенным правилам сообщества, но и приобщать к ним новые поколения детей, довольно жестко пресекая отклоняющееся поведение. Взрослым, наблюдающим за поведением детей, хорошо известна та категоричность, с какой старшие дети пресекают неправильное поведение младших. Сначала они в ультимативной форме предупреждают, как нельзя поступать, затем они одергивают провинившихся в достаточно диктаторской и безапелляционной манере. Ни один взрослый так себя не ведет, понимая, что по отношению к детям гораздо эффективнее демократический стиль руководства. Но сверстники по отношению друг к другу — диктаторы, тираны и автократы.
|
|