Дразнилки и обзывания

Плакса-вакса-гуталин, На носу горячий блин. Жиромясокомбинат -Промсосискалимонад! Жадина-говядина, соленый огурец, По полу валяется, никто его не ест.

Дразнилки воспитывают, направляют ход социализации в то или иное русло, остаются в памяти человека на всю жизнь, вызывают смущение, фор­мируют комплекс неполноценности, провоцируют к ответной реакции и конфликту. Концентрируясь на желании достойно ответить, детишки иног­да проявляют недюжинную сообразительность, расторопность и агрессию. Вместе с тем у них формируется устойчивый характер, умение защищать себя от превосходящего противника, развивать вербальные навыки и отвечать при нападках сверстников в адекватной словесной форме, например, отве­тить дразнилкой-отговоркой, а не ударить обидчика скажем, ногой по лицу.

Правильно считает М.В. Осорина82, что клейменный ребенок, например плакса, — существо опасное для игрового сотрудничества. Не подходящим партнером выступают ябеды, жадины и воображули. Они концентрируют из­лишнее внимание на себе, сбивая согласованный ритм взаимодействия, ста­вят себя в преимущественное положение, а дети склонны болезненно реа­гировать на любой вид неравенства и чужие привилегии. Естественно, свя­зываться с ними никто не хочет и в игру не принимают. Таким образом, ярлык выступает механизмом отсева, выражаясь иначе, рекрутирования кад­ров в детской субкультуре.

82 Осорина М.В. О культуре дразнений // Педология. 2001. № 6.

У клеймения существует и другая социальная функция — определение места в общественной иерархии. Когда римляне выжигали на плече или спине раба имя его хозяина, они тем самым указывали на его место в соци­альной пирамиде — на самом низу. У детей дразнилки выполняют схожую роль. Для ситуации «дразнения» в детской традиции характерен следующий ролевой расклад: агрессор — потенциальная жертва — наблюдатели (игра­ющие роль хора в древнегреческой трагедии). Обычно эти наблюдатели все­гда присутствуют. Они составляют общественное мнение, выносят оценку поведения участников, распространяют ее по миру. Таким образом, «драз-нение» — это всегда публичное действо психодиагностического характера:

испытание на социально-психологи­ческую прочность, по результатам ко­торого определяется место ребенка в групповой иерархии. Ведь неслучайно особенно сильно дразнят новичков и особенно часто дразнятся в период выяснения отношений, когда детская группа или класс постепенно складывается как структурированная общность разных людей83.

В итоге мы получаем полифункциональную культурную практику. Од-разнивание выполняет функции: 1) отбора кадров; 2) предупреждения о будущих сбоях в системе социального взаимодействия; 3) определения ме­ста в социальной иерархии; 4) ритуала испытания. Кроме того, система при­своения прозвищ (именования) а) отмечает тех, кого отвергает детско-под-ростковая группа; б) обозначает сплоченную группу тех, кто обладает при­вилегией величать друг друга по прозвищам; в) выделяет лидера группы, в прозвище которого отражены какие-либо сверхнормативные качества, ска­жем, жестокость или храбрость. Прозвище относит ребенка к определенному классу. Новая роль и предписанный ей стиль поведения выступают гораздо более важными характеристиками носителя прозвища, нежели его внешние качества84. Отвечая на вопрос о том, почему в детско-подростковых сообще­ствах часто прибегают к прозвищам, американский культуролог и публицист Ром Харре85 находит объяснение в том, что имена и прозвища выполняют особую функцию психологической защиты.

Поскольку у детей, в отличие от взрослых, на протяжении всего детства сохраняется очень уважительное отношение к магической силе слова, то они реагируют на дразнилки совершенно иначе чем те. Взрослые знают, что в подобной ситуации надо достойно промолчать и невежественный человек сам окажется в дураках. А детям лучше немедленно действовать, тогда в тебя ничто плохое не войдет, верят они. Считается хорошим тоном защищаться тем же оружием, которое использовано при нападении. На слова отвечать словами. Ответное слово должно магически уничтожить слова агрессора. По наблюдениям М.В. Осориной86, немедленное и страстное выкрикивание са­мой простой отговорки уже считается достаточным у детей лет семи-вось-ми. Их можно определить как магические защитные словесные формулы.

83 Осорина М.В. Указ. соч.

84 Харре Р. Психология имени (http://dere.ru).

85 Там же.

86 Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000.

Главное — что ничего не надо придумывать на ходу. Отговорки передаются от поколения к поколению детей так же, как и тексты дразнилок и обзыва-ний. Их репертуар отработан, хорошо заучен каждым ребенком и применя­ется автоматически.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: