Мода на имена

Мода на имена — скорее всего продукт индустриального и постиндуст­риального обществ, которые в социологии принято именовать еще массо­вым обществом. Там, где много народу, там много повторений, в том числе в именах и фамилиях. Ведь список имен ограничен. Правда, и в небольшом племени, если там не больше одного-двух десятков имен, повторы неизбеж­ны. Но в массовом обществе они принимают совсем иные масштабы. По­думать только, сколько миллионов Джонов и Иванов, Сергеев и Серджей одновременно ходит по планете! Если имя диктует характер и судьбу чело­века, то следует предполагать, что у миллионов Михаилов и Майклов, в ка­кой бы стране они ни жили, судьбы тоже должны быть схожими. В массо­вом обществе все стандартное, да еще в огромном числе дублей.

Увлечение диковинной одеждой или нового покроя пиджачком мы при­выкли называть модой. Массовое поветрие на все новое и свежее касается всего, в том числе имен (с фамилиями труднее — они передаются по на­следству).

57 Санкт-Петербургские ведомости. 2003. 5 апр.

В языческую пору было принято давать имена природные: Малинка, Иголка, Паук, Рябушка. Потом родители стали называть младенцев по осо­бым приметам или по обстоятельствам, при которых они появились на свет. Так получили путевку в жизнь Беляй, Чернуха, Лобан, Миляй, Неждан, За­бава, Пискун. Причем считалось: чем негативнее имя, тем лучше, потому что, кроме официального, было у язычников тайное, настоящее имя. Так наши предки обманывали злых духов.

После Крещения Руси имена стали давать по святцам. В честь святого, в день памяти которого ребенок родился или крещен. В церковном календаре некоторые имена встречались очень часто. Например, Иван — 79 раз. Пото­му и все наши сказки — про Ивана58.

В советские времена модным было называть детей в честь политических деятелей, великих полководцев и лет­чиков, генеральных секретарей и кос­монавтов. В московских загсах живет предание: был человек, который менял имена каждый раз в связи с новым ген­секом. Впрочем, так случалось и рань­ше. В годы царствования того или иного монарха появлялось множество младенцев, носивших его имя. Известны курьезные случаи, когда люди об­ращались к властям с прошением о смене имени на новое — в честь вступив­шего на престол императора.

В 1930-е гг. очень модным было имя Валерий. Его давали в честь В.П. Чка­лова. После выхода книги «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара многие родители бросились называть своих детей Тимурами. Потом это увлечение забылось. В 1937 г. на экраны страны вышел фильм Якова Протазанова «Бес­приданница», и на протяжении 15 лет после появления картины родители называли Ларисами ежегодно не меньше 22 девочек на 1 тыс. новорожден­ных. В довоенный период дружба с Германией подкрепленная идеями меж­дународной солидарности трудящихся, пополнила запасы мужских имен. В СССР появились маленькие Адольфы и Рудольфы.

Великая Отечественная война возродила интерес ко всему исконно рус­скому. Родители называли Иванами 92 младенцев из 1 тыс. новорожденных. «Приливы» и «отливы» модных имен легко читаются в загсовских архи­вах. Специалистов не удивляет обилие Юриев и Валентин среди родивших­ся в 1960-х: орбитальный полет Юрия Гагарина стал началом моды на «кос­мические» имена. Детей называли как именами космонавтов, так и поэти­ческими, «небесными»: Зорина, Зоряна и т.п. А еще чуть позже, когда властителями умов интеллигенции стали исторические романы, загсы на­крыла волна древнерусских имен: Владимиры и Светланы, Всеволоды и Игори, Ольги и Олеги держали первенство «от Москвы до самых до окра­ин». В конце 1960-х гг. вдруг пошла мода называть новорожденных мальчи­ков Эдуард, Алекс, Альфред, Артемий, Гелий, Жан, Фернан. Девочек — Ева, Жанетта, Изольда, Леонелла, Магда, Рената и Жанна. Специалисты пыта­лись объяснить такое обновление интернационализацией: участились бра­ки с иностранцами, в русский язык начала проникать иноязычная лексика.

58 Кудрявцева Е. Как именоваться, чтобы стать счастливым? // Огонек. 2000. № 47.

Но иностранными именами больше увлеклись жители села и люди с невы­соким образовательным уровнем. А среди интеллигенции в это время нача­лась мода на все глубоко национальное, и возродились из небытия древне­русские имена Добрыня, Ждан, Любава59.

Мода на имена — продукт индустриального и постиндустриального общества, отражающий события реальной жизни

Другую половину новорожденных мальчиков в СССР в те годы родите­ли, как сговорившись, называли Александрами, Алексеями, Андреями, Дмитриями, Игорями или Сергеями; девочек — Еленами, Иринами, Мари­нами, Натальями, Ольгами или Светланами. Это была мода на простые рус­ские имена. Проанализировав ситуацию, ученые встревожились: население страны растет, а состав личных имен обедняется.

Филологи начали выпускать пособия по именам в помощь загсам и ро­дителям. С 1960-х гг. начали выходить пособия по личным именам — спра­вочники, научно-популярные статьи и статьи по истории русских имен. Благодарные россияне за 20 лет увеличили количество общеупотребитель­ных имен: у девочек — с 25 до 40, у мальчиков — с 31 до 4260.

Мода на имена зарождалась в городах и с некоторым отставанием про­никала в деревню. Пик популярности имени Иван пришелся на 1940-е гг. Через 15 лет маленьких Иванов стало почти в пять раз меньше. К 1970-м гг. имя переходит в разряд редких — так зовут лишь четырех мальчиков на 10061.

В середине 1970-х из роддомов в массовом порядке начали выходить Олеси — белорусский уменьшительный вариант имени Александра (как раз тогда про Олесю нездешними голосами заливались «Песняры»). В 1980-е детей стало модно называть старинными именами, непопулярными в годы

днева Н. Какое имя дать ребенку? (http://imena.org).

ловаА.В., Суперанская А.В. О русских именах. Л., 1991.

еранская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии. М., 1984.

советской власти: народилась тьма тьмущая Марф, Евдокий, Василис, Ана­стасий, Максимов, Денисов, Никит и Данил62.

В 1990-х гг. широко распространенными именами (20—50 на тысячу че­ловек) считались для мальчиков Андрей, Антон, Артем, Виталий, Владимир, Денис, Евгений, Иван, Игорь, Константин, Максим, Михаил, Николай, Павел, Роман, Станислав; для девочек — Александра, Виктория, Дарья, Елена, Ирина, Ксения, Ольга, Светлана. Мода на русскую старину продол­жалась. Кстати сказать, в Польше имя Кароль стало повально модным имен­но после избрания Папой Римским поляка Кароля Войтылы (Папа Римский

Иоанн Павел Второй).

В последние годы, когда мы стре­мимся к возвращению былых традиций и устоев, детей называют старинными именами, непопулярными в годы совет­ской власти. Так, много стало у нас Марф, Евдокий, Никит, Данил.

На исходе XX в. специалисты по­считали, что у каждого имени есть свой срок жизни. Например, имя Иван уже никогда не станет массовым. В XXI в., по мнению Б.Ю. Хигира, будут по­пулярны имена, которые могут противостоять алкоголю и наркомании. Мальчиков будут называть Ермаками, Илларионами, Вениаминами, Верос-лавами, Аристархами. А девочек — Владами, Джеммами, Зарами, Иветтами, Иолантами, Ладами, Лолитами, Мирославами и Юннами.

Сегодня в США растет число родителей, дающих своим детям имена из­вестных фирм и товаров. Новорожденные граждане США получают такие имена как Лореаль, Шевроле и Армани. Недавно родившихся двоих мальчи­ков — одного в Мичигане, другого в Техасе — назвали ESPN в честь спортив­ного телеканала. Эту тенденцию зафиксировал профессор К. Эванс, который исследовал документы системы социального обеспечения в стране за 2000 г. Эванс изучает детские имена американцев вот уже 25 лет. По его мнению, одним из основных источников вдохновения для родителей являются марки автомобилей: сейчас в США живут 22 девочки по имени Инфинити, пять Селик, а также 55 мальчиков, которые откликаются на Шеви.

Семь мальчиков зарегистрированы как Дельмонте в честь производителя пищевых продуктов Del Monte и 49 — как Кэнон. Не забывают американцы и о производителях одежды: в США имеются около 300 девочек Армани, 6 маль­чиков Тимберлэнд и 7 — Деним. Французский коньяк также удостоился чес­ти быть «крестным отцом» для шестерых мальчиков, названных Курвуазье. Однако самыми популярными именами в 2002 г. были Джекоб и Эмили.

Родители, которые называют своих новорожденных в честь известных брэндов, по мнению профессора Эванса, хотят, чтобы их дети чем-то отли­чались от других. Этот феномен также отражает надежды родителей на то, что дети, названные Армани или Шанель, станут богатыми и знаменитыми. Сегодняшние американские папы и мамы не отличаются от тех американ­цев XIX в., которые утирали носы и меняли пеленки своим отпрыскам по имени Рубин или Опал.

62 Кудрявцева Е. Как именоваться, чтобы стать счастливым? // Огонек. 2000. № 47.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: