История игрушки

Некоторые ученые считают, что детские игры и игрушки возникли одно­временно с появлением человечества. Уже в могильниках первобытной эпо­хи были обнаружены детские игрушки.

Игрушка претерпела длительную эволюцию: от уменьшенных копий предметов труда, охоты, домашнего обихода в древности — через игрушки, символизирующие прекрасное в жизни (игрушки XIX — первой половины XX в.), к игрушкам, воплощающим безобразное, ужасное, смерть (последние десятилетия). Высушенные тыквы, глиняные шары с камешками внутри и раковины были первыми погремушками человечества — ими отгоняли злых духов. Впервые греметь для развлечения малышей ими стали в Египте — их

31 Бартрам Н.Д. Избр. статьи. Воспоминания о художнике. М., 1979.

32 Флерина Е.А. Игра и игрушка. М, 1973. С. 23.

33 Павлинская Л.Р. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири // Традиционное вос­
питание детей у народов Сибири. Л., 1988. С. 222-252.

34 Овечкин Е.Г. Игрушка и общество: о социологическом изучении игрушек советского общества
(http://polit.spb.ru).

находили в детских захоронениях 1360 г. до н.э. Глиняные погремушки без острых частей, раскрашенные в голубой цвет, радовали глаз младенцев три тысячи лет назад. Йо-йо — самая старая игрушка в мире после куклы. Гречес­кие йо-йо сделаны из терракоты — их можно увидеть в музеях, на картинах, на росписях. Ею развлекались Наполеон и Дюк Веллингтон.

Древнегреческий краснофигурный сосуд с изображением ребенка, держащего игрушку.

V в. до н.э. Детская гравировка

От Древнего Китая (III в. до н.э.) до нас дошли глиняные игрушки: домик, ручная мельница, плита и посуда для приготовления пищи. В развалинах древ­него перуанского города была найдена мумия ребенка, а рядом с ней — по­гремушка, сделанная из морской раковины. Известны специально изготов­ленные игрушки, найденные при раскопках древних городов Египта, Вави­лона, Древней Греции и Римской империи. В античных государствах — Древней Греции и Древнем Риме появились многие игрушки, которыми так любят играть современные дети, — мячи, волчки, серсо, скакалки, куклы и др.

Археологические раскопки свидетельствуют, что 5 тыс. лет назад местные жители в долине Инда делали фигурки быков с качающимися головами, обезьянок, спускающихся по веревочке, тележки с вращающимися колеси­ками, свистульки в форме птиц и животных, — последние до сих пор встре­чаются в индийских деревнях.

Много детских игрушек ученые нашли в Италии, раскапывая несчастный город Помпеи, засыпанный пеплом после извержения вулкана Везувия в 79 г. Немецкий археолог Шлиман, отыскавший легендарную Трою, раско­пал вместе с ней и древние детские игрушки: погремушку с металлически­ми частицами внутри, игрушечную посуду, куколок из глины.

Археологические находки подтверждают, что уже в Древнем Египте дети играли глиняными фигурками пехотинцев, а свинцовыми солдатиками — дети Древней Греции и Рима. Греческие дети забавлялись и троянским ко­нем, начиненным солдатами и офицерами.

Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны (в древности ее населяли самые разные народы), относятся к эпохе бронзы. Это маленькие глиняные топорики, погремушки и малень­кие горшочки грубой лепки, которые относятся к фатьяновской культуре и датируются II тысячелетием до н.э. Вероятно, они служили культовыми предметами. Много игрушек было обнаружено в могилах времен бронзово­го века, расположенных на территории Европы и Кавказа, в скифских кур­ганах. Обобщенные, простые скульптурные изображения утвари, животных находят при раскопках на территории России и сопредельных государств. Чаще всего древнейшие игрушки выполнены из глины, дерева, сплетены из растительных волокон. Так, излюбленной игрушкой детей могли быть вы­резанные из дерева условные изображения птиц, типичные для деревянной пермской культуры конца XII—XIII вв.

Самые древние в мире игрушки — детская деревянная лодка и трещотка в виде зверя. Древний Египет додинастического периода (5500-3100 гг. до н.э.)

У древних славян, которые пришли на эти земли только в IV в. н.э., игруш­ки появились сравнительно недавно — всего тысячу лет назад. На месте по­селений и городищ, где жили славяне и их предки, археологи в большом ко­личестве находят бытовые и культовые предметы, изделия ремесленников и художников давно минувших времен, в том числе и игрушки. Древнейшие из них найдены в славянских погребениях VI—VIII вв. Сохранились в основном только глиняные, реже из кости. При раскопках древнерусских городов об­наруживают (иногда прямо в обжиговых печах) глиняные шары-погремуш­ки, свистульки в форме лошадок, баранов и птиц, кукольная посуда, фигур­ки людей и фантастических существ. Находили глиняную игрушку и в раскоп­ках X—XVII вв. (Москва, Рязань) — свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазу­рью. Игрушки издавна были чаще всего домашними поделками. Их мастери­ли между делом из того, что имелось под рукой: тряпок, соломы, глины, де­рева. Так, глиняные игрушки производились повсюду, где имелось горшеч­ное или гончарное дело. Игрушечное производство в XVII—XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали

и в царскую семью. В XVIII—XIX вв. производство глиняной игрушки достиг­ло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.

В своем шедевре 1560 г. «Детские игры» фламандский живописец Питер Брейгель-старший изобразил детей с хула-хупами, пирогами из грязи, мета­нием ножиков, одеванием кукол, хождением на ходулях и игрой в бабки. У средневековых детей игрушек было немного, потому что жизнь была тяжелая.

Питер Брейгель Старший. Детские игры. 1560 г.

В Средние века в Европе большую роль играли карнавалы, и некоторые исследователи (М. Бахтин) прямо называют Средневековье «карнавальной культурой». Другие (Й. Хейзинга) утверждают, что культура жива, покуда в ней сохраняются игровые формы (они могут быть разными — потлач, ры­царский турнир, состязание риторов, адвоката и прокурора, «игровая», «не­серьезная» мода — ношение париков, например, — «испытание огнем» как форма правосудия, и многое другое).

Сегодня изменения в субкультуре детства связаны с влиянием аудио- и видеосредств массовой информации, компьютеров. Своеобразным симво­лом детской субкультуры начала XXI в. в России стал образ «телепузика». Игрушечные магазины буквально завалены куклами телепузиков (мягкими и твердыми, большими и маленькими, говорящими и молчащими). Детские шапочки, костюмчики, рюкзачки — все строится по образу и подобию те­лепузиков. Любимая игра наших дошкольников — опятьже «в телепузиков», где они подражают их движениям, повторяют их интонации, воспроизво­дят сюжеты любимой передачи. Смешные пластиковые инопланетяне пред­стают перед детьми как группа товарищей по играм. Это дети без семьи, без папы и мамы, без бабушки и дедушки. Отсутствие семьи и родителей прин-

ципиально отличает телепузиков от многочисленных персонажей детских книжек и мультиков35. От классических образов детской субкультуры — Че­бурашки, Буратино, Незнайки, Крокодила Гены или зайца из мультфильма «Ну, погоди!» — их отличает не только сомнительность происхождения и от­сутствие семьи, но и вызывающая безликость — отсутствие ярко выражен­ной индивидуальности, характера и личностных черт. Это совершенно иная система ценностных ориентации, вовсе не та, на которой воспитывались мамы и папы нынешних детишек.

Сегодня американцы обеспокоены тем, что на рынке игрушек появляется все больше страшных игрушек. К. Роуз, священник из Коннектикута, еще

в 1986 г. стал составлять ежегодные списки неподходящих для детей игру­шек. Он заметил, что с тех пор они из неприятных превратились в отврати­тельные. Особенно разросся ассорти­мент игрушек, связанных с насилием, появились, например, куклы-инвали­ды без руки или ноги. Возглавляет спи­сок священника кукла супергерой Рай-ан Хатчет (Райан Топор). Это не что иное, как окровавленный распотро­шенный труп старшеклассника. Он продается вместе с топориком, копьем, лопатой, пригоршней окровавленных сердец, кишок и маленьким человечес­ким лицом, которое можно повесить ему на ремень. Куклу «Мучитель» на упаковке сопровождает надпись: «Же­стокий бездушный дикарь, который живет, чтобы истязать, причинять боль и ужас другим».

Самые модные сейчас конструкто­ры — биониклы, они же трансформе-ры, чудо враждебной техники — внушают настоящий ужас. Если собрать то, что спрятано в небольших пластиковых баночках, получаются жуткие иноп­ланетные роботы-монстры, с которыми можно играть в звездные войны. Продавцы магазинов говорят, что наибольшим спросом пользуются имен­но биониклы, Гарри Поттеры и Барби. Сейчас стало очень мало развиваю­щих игрушек, и очень много таких, которые пропагандируют культ насилия, агрессии, разрушения. Целые витрины в детских магазинах посвящена ору­жию. Вот уж где нет недостатка фантазии. Эта витрина — точная копия под­польной оружейной лавки где-нибудь в подворотне Грозного, где отовари­ваются боевики. То, что мы растим заведомых милитаристских агрессоров и потенциальных оккупантов, — это треть беды. Пластмассовый пистолет с пружинным ударным механизмом, стреляющий пластмассовой дробью, стоит в среднем 50—70 руб. Это милое китайское изделие пробивает до де-

1 Смирнова Е. О., Быкова М.В. Телепузик как герой нашего времени //Дошкольное образование. 2001.

№23.

сяти газетных листов. При попадании в открытые участки кожи остаются кровоточащие гематомы — т.е. не просто синяки, а настоящие повреждения кожи, ссадины. Психологи считают, что мы уже получили поколение, вос­питанное на жестоких фильмах, Интернете и недетских играх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: