Фило- и онтогенез игрушки

Как видим, в разных формах игрушка сопровождает человечество на всем пути его исторического развития — от древности до современности. Любая, даже самая простенькая она имеет свою историю, которая зачастую уходит в глубь веков. Большинство игрушек раньше были совсем не тем, чем сегодня. Кукла, например, была «Богиней». Мяч — священным предметом. А погре­мушка со свистулькой — грозным ору­дием в борьбе с нечистой силой, злыми духами. У историков не вызывает со­мнений, что в ранних цивилизациях иг­рушки служили не только для детских утех или были неким «пособием» для обучения жизни — охоте, войне, ремес­лу, быту, скотоводству и земледелию, но являлись атрибутами мистерий, пред­метами религиозных культов. Считается, что игрушка являлась оберегом ре­бенка, служила охранительницей рода.

Изучая проблему возникновения игрушек, археологи и антропологи об­ратили внимание на палеолитические статуэтки, которые изображали не мужчин-богов, а преимущественно женщин. Они пришли к выводу, что пе­ред нами культовые предметы, а некоторые из них — и амулеты53. Иначе го­воря, предмет детской забавы раньше служил объектом почитания. По мне­нию Э.Б. Тайлора, первые идолы, сделанные человеком, не воспринимались им как живые и деятельные объекты. Он предполагал, что первоначально идолы являлись изображениями какого-либо духовного существа и должны были служить напоминанием о нем. Лишь затем, в силу развитого в детях и необразованных людях вообще стремления отождествлять символ с пред­ставляемым им существом, люди стали видеть в идоле живое и могуществен­ное существо54.

В древности детские игры и игрушки наделялись магической силой. Счи­талось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе примечали: когда дети много и усердно играют в куклы — будет в семье прибыль. Если же небрежно об­ращаются с игрушками — быть в доме беде. Верили, что игрушки охраняют детский покой и сон, и как «оберег» клали их в зыбку рядом с ребенком55. Процесс превращения таких статуэток в игрушки для детей, по всей ви­димости, занимал ни одно тысячелетие, если вспомнить, как медленно тя­нулся раньше общественно-исторический прогресс. Косвенное свидетель­ство удалось обнаружить в английском языке, где слово «doll» является со­кращением греческого слова «eidolon» — идол.

53 Художественная культура первобытного общества. СПб., 1994. С. 316-328.

54 Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.С. 346.

55 Лисова К. Час потехи: русская игра и игрушки //Домашнее воспитание. 2001. № 5-6.

Игрушка выполняет функции социализации, понимаемой как в широ­ком, так и в узком смысле слова. Она «вынянчила» все человечество, сопро­вождая его эволюцию на протяжении многих тысячелетий. И неизвестно, каким бы оно, это самое человечество, было по своим гуманистическим ка­чествам, характеру цивилизации, жизненному укладу, не будь в его истории забавных друзей наших малышей. Такова роль детской игрушки в филоге­незе, т.е. развитии всего человеческого рода.

Но и в онтогенезе — развитии отдельного индивида на протяжении его жизненного цикла — роль игрушки незаменима. Казалось бы, она нужна только в раннем детстве. Но стоит присмотреться к забавам и предметам,

окружающим взрослых людей, как мы без труда разглядим в них прямое и косвенное, т.е. слегка замаскирован­ное, сходство с детскими играми и иг­рушками.

В самом начале жизненного пути — у колыбели — игрушки как бы заменяют ребенку общение с миром взрослых. Он не готов еще к встрече с ним, ему нужен подготовительный период и умелые по­средники. Психологи установили, что поле зрения ребенка в этом возрасте до­вольно узкое, и цветные резиновые иг­рушки надо подвешивать в кроватке так, чтобы они находились прямо перед глазами над грудью на расстоянии примерно 30—40 см от лица. Еще до того, как малыш научится схватывать предметы, ему нравится смотреть на ярко окрашен­ные игрушки, подвешенные над его кроваткой. В 2—3 месяца младенцы с удо­вольствием рассматривают изображение человеческого лица.

В древности детскую колыбель обвешивали разными «побрякушками», цветными тряпочками, колокольчиками, кусочками меди. По мере того как ребенок подрастал, подрастали, усложнялись и трансформировались его игрушки. Отныне они не просто привлекают к себе его внимание ярким, красочным пятном, помогая фокусировать зрительные напряжения и сосре­дотачиваться на одном предмете. Ребенку постарше они помогают учиться ходить, осваивать пространство. Для этой цели наши предки мастерили все­возможные напольные каталки и каталки на палочке. Игрушку обычно раз­рисовывали ярким цветным узором. Он незаменим. Не будет красок и иг­рушка превратится в бытовой прибор. Ребенок не обратит на нее внимания. И правильно, яркие игрушки формируют оптимиста, а бледные — угрюмо­го ворчуна и злобливого шкодника.

Примерно с двух лет в игровой набор крестьянских детей входили игруш­ки для бросания и стрельбы — мечи, луки, пращи, волчки, кубари, дудки, свирели и др. К трем годам у современного ребенка в игре появляется быто­вой сюжет: кормление, купание, одевание кукол (сюжетно-отобразительные игры). В этом возрасте дети уже стремятся подражать родителям: мальчик хочет водить машину или звонить по телефону, девочка — готовить обед или гулять с куклой.

С пяти-шести лет крестьянские дети делали игрушки сами, а современ­ным городским ребятишкам не всегда предоставляется подобная возмож-

ность, если, конечно, ему не дать попробовать что-то делать своими рука­ми на дачном участке. Подражая взрослым, крестьянские дети учились вла­деть нехитрым инструментом, преображая в поделку для игры материал, ко­торый находили вокруг себя. Из прутьев сооружали шалаши, гнули луки и самострелы, из древесной коры делали кораблики и лодочки. Делали куколь­ную посуду, из волокон крапивы пряли нитки на кукольное приданое.

Современные психологи в этом возрасте рекомендуют использовать раз­вивающие и сюжетно-ролевые игры, в том числе шашки, шахматы, доми­но, лото, настольные игры; детские компьютерные развивающие програм­мы; сложные конструкторы и электронные игрушки; куклы для кукольно­го театра, используемые в играх-инсценировках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: