Как видим, в разных формах игрушка сопровождает человечество на всем пути его исторического развития — от древности до современности. Любая, даже самая простенькая она имеет свою историю, которая зачастую уходит в глубь веков. Большинство игрушек раньше были совсем не тем, чем сегодня. Кукла, например, была «Богиней». Мяч — священным предметом. А погремушка со свистулькой — грозным орудием в борьбе с нечистой силой, злыми духами. У историков не вызывает сомнений, что в ранних цивилизациях игрушки служили не только для детских утех или были неким «пособием» для обучения жизни — охоте, войне, ремеслу, быту, скотоводству и земледелию, но являлись атрибутами мистерий, предметами религиозных культов. Считается, что игрушка являлась оберегом ребенка, служила охранительницей рода.
Изучая проблему возникновения игрушек, археологи и антропологи обратили внимание на палеолитические статуэтки, которые изображали не мужчин-богов, а преимущественно женщин. Они пришли к выводу, что перед нами культовые предметы, а некоторые из них — и амулеты53. Иначе говоря, предмет детской забавы раньше служил объектом почитания. По мнению Э.Б. Тайлора, первые идолы, сделанные человеком, не воспринимались им как живые и деятельные объекты. Он предполагал, что первоначально идолы являлись изображениями какого-либо духовного существа и должны были служить напоминанием о нем. Лишь затем, в силу развитого в детях и необразованных людях вообще стремления отождествлять символ с представляемым им существом, люди стали видеть в идоле живое и могущественное существо54.
|
|
В древности детские игры и игрушки наделялись магической силой. Считалось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе примечали: когда дети много и усердно играют в куклы — будет в семье прибыль. Если же небрежно обращаются с игрушками — быть в доме беде. Верили, что игрушки охраняют детский покой и сон, и как «оберег» клали их в зыбку рядом с ребенком55. Процесс превращения таких статуэток в игрушки для детей, по всей видимости, занимал ни одно тысячелетие, если вспомнить, как медленно тянулся раньше общественно-исторический прогресс. Косвенное свидетельство удалось обнаружить в английском языке, где слово «doll» является сокращением греческого слова «eidolon» — идол.
53 Художественная культура первобытного общества. СПб., 1994. С. 316-328.
54 Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.С. 346.
55 Лисова К. Час потехи: русская игра и игрушки //Домашнее воспитание. 2001. № 5-6.
Игрушка выполняет функции социализации, понимаемой как в широком, так и в узком смысле слова. Она «вынянчила» все человечество, сопровождая его эволюцию на протяжении многих тысячелетий. И неизвестно, каким бы оно, это самое человечество, было по своим гуманистическим качествам, характеру цивилизации, жизненному укладу, не будь в его истории забавных друзей наших малышей. Такова роль детской игрушки в филогенезе, т.е. развитии всего человеческого рода.
|
|
Но и в онтогенезе — развитии отдельного индивида на протяжении его жизненного цикла — роль игрушки незаменима. Казалось бы, она нужна только в раннем детстве. Но стоит присмотреться к забавам и предметам,
окружающим взрослых людей, как мы без труда разглядим в них прямое и косвенное, т.е. слегка замаскированное, сходство с детскими играми и игрушками.
В самом начале жизненного пути — у колыбели — игрушки как бы заменяют ребенку общение с миром взрослых. Он не готов еще к встрече с ним, ему нужен подготовительный период и умелые посредники. Психологи установили, что поле зрения ребенка в этом возрасте довольно узкое, и цветные резиновые игрушки надо подвешивать в кроватке так, чтобы они находились прямо перед глазами над грудью на расстоянии примерно 30—40 см от лица. Еще до того, как малыш научится схватывать предметы, ему нравится смотреть на ярко окрашенные игрушки, подвешенные над его кроваткой. В 2—3 месяца младенцы с удовольствием рассматривают изображение человеческого лица.
В древности детскую колыбель обвешивали разными «побрякушками», цветными тряпочками, колокольчиками, кусочками меди. По мере того как ребенок подрастал, подрастали, усложнялись и трансформировались его игрушки. Отныне они не просто привлекают к себе его внимание ярким, красочным пятном, помогая фокусировать зрительные напряжения и сосредотачиваться на одном предмете. Ребенку постарше они помогают учиться ходить, осваивать пространство. Для этой цели наши предки мастерили всевозможные напольные каталки и каталки на палочке. Игрушку обычно разрисовывали ярким цветным узором. Он незаменим. Не будет красок и игрушка превратится в бытовой прибор. Ребенок не обратит на нее внимания. И правильно, яркие игрушки формируют оптимиста, а бледные — угрюмого ворчуна и злобливого шкодника.
Примерно с двух лет в игровой набор крестьянских детей входили игрушки для бросания и стрельбы — мечи, луки, пращи, волчки, кубари, дудки, свирели и др. К трем годам у современного ребенка в игре появляется бытовой сюжет: кормление, купание, одевание кукол (сюжетно-отобразительные игры). В этом возрасте дети уже стремятся подражать родителям: мальчик хочет водить машину или звонить по телефону, девочка — готовить обед или гулять с куклой.
С пяти-шести лет крестьянские дети делали игрушки сами, а современным городским ребятишкам не всегда предоставляется подобная возмож-
ность, если, конечно, ему не дать попробовать что-то делать своими руками на дачном участке. Подражая взрослым, крестьянские дети учились владеть нехитрым инструментом, преображая в поделку для игры материал, который находили вокруг себя. Из прутьев сооружали шалаши, гнули луки и самострелы, из древесной коры делали кораблики и лодочки. Делали кукольную посуду, из волокон крапивы пряли нитки на кукольное приданое.
Современные психологи в этом возрасте рекомендуют использовать развивающие и сюжетно-ролевые игры, в том числе шашки, шахматы, домино, лото, настольные игры; детские компьютерные развивающие программы; сложные конструкторы и электронные игрушки; куклы для кукольного театра, используемые в играх-инсценировках.