Глиняные игрушки

Ранее других существовала лепная керамика, т.е. глиняные изделия, вылепленные руками, без каких – либо специальных приспособлений. Рядом с сосудами существовали бесчисленные лепные фигурки животных, птиц, людей. В них ярко отразились древние верования, суеверия, приметы; часто в глиняных фигурках видели духовно – охранителей человека, жилища, скота, посевов. Особой отраслью гончарного производства на Руси было изготовление различных игрушек. К народному празд­нику «свистуньи» гончары лепили свистульки в виде фигурок барана, козла, коня, птицы или фантастиче­ского существа - полкана. Лепили также кукол в наци­ональных костюмах и игрушечную посуду, повторяю­щую в миниатюре настоящую. Обожженные игрушки расписывали керамическими красками и снова обжи­гали. Современные мастера-игрушечники чаще всего применяют так называемую «холодную роспись». В Ки­ровской области игрушки расписывают темперой, в Тульской - анилиновыми красками, а в Пензенской - масляными. Форма народных игрушек проста и выра­зительна, она передает самое характерное, самое зна­чительное в изображаемом объекте. Ярок и красочен живописный язык народной игрушки. Из детской заба­вы она превратилась в декоративную настольную скуль­птуру, которую охотно используют для украшения интерьера, и в этом виде игрушка существует и ее продолжают изготовлять в наши дни.

Таким промыслом является - дымковская игрушка. Название промысла происходит от слободы Дымково, расположенной в прогороде города Вятки. Игрушки лепятся из местной красной глины, сушатся, обжигаются, затем расписываются красками, разведенными на яйце по мелованному фону, иногда с применением сусального золота для отделки деталей. Значительное место в дымковской игрушке занимает группа кукол, так называемых барынь и кормилиц. Характерная роспись дымковской игрушке всегда придает праздничность и нарядность.

В Тульской области известен промысел – филимоновская игрушка. Лепится игрушка из одного куска глины, в отличие от дымковских, которые выполняются по частям. Для филимоновских игрушек характерна вытянутость пропорций, что можно объяснить свойствам местной глины давать быструю усадку. Роспись яркая нарядная преимущественно в два цвет поперечными узкими полосками по всему тулову фигурок. Игрушки не белили, так как местная глина после обжига становилась белой. Излюбленные цвета: малиновый, зеленый, желтый реже синий.

Продолжается в наше время жизнь традиционного искусства народной глиняной игрушки в Каргопольском районе Архангельской области. Лепили из одного целого куска глины, а дополнительные детали – отдельно, соединяя их с фигурой жидкой глиной и заглаживая швы.

Фигурки людей и животных приземисты, тяжеловесны, у них короткие ноги, толстая короткая шея, крупная голова. Они грубоваты и неуклюжи, но устойчивы и монолитны. Теплоту и обаяние игрушкам придает размашистая роспись, с довольно крупным орнаментом из полос, черточек, точек. Многие персонажи показаны в действии, так женские фигуры - с ребенком на руках, с корзиной, с птицей, занятые хозяйственными работами, мужские фигуры – играют на гармошке, на рожке, курят трубку, развалясь в кресле.

Большую популярность приобрела ранее забытая абашевска я игрушка (д. Абашево Пензенской области). Она бывает двух типов: глазурованная и с холодной росписью. Небольших или довольно крупных размеров всадники, олени, петухи, утки, дамы в шляпах и т. д. с вдавленными насечками и покрытые зеленой или коричневой поливой, другие же раскрашены масляными красками и золотым и серебряным порошком (бронза, алюминий).

Глиняные игрушки получили в наши дни новую жизнь в качестве декоративной скульптуры и национальных сувениров.

Заготовка материала и подготовка глины к работе рассмотрим на примере загадки:

«Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре.

Когда молод был, то людей кормил, когда стар стал, пеленаться стал».

Герой загадки обычный печной горшок, но на его примере можно проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать изделием.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Смолицкий В. Г. Народные художественные промыслы РСФСР. – М.: Высшая школа, 1982.

2. Народные художественные промыслы. Под общ. ред. Поповой О. С. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

3. Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М.: Высшая школа, 1990.

4. Попова В. Ф. Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. – М.,1984.

5. Барадулин В.А. Коромыслов Б. И. Максимов Ю. В. и др.; Под ред. Барадулина В. А. Основы художественного ремесла. Роспись по лакам. Резьба и роспись по дереву. Художественная обработка кости, рога и металла. Керамическая игрушка. – М.: Просвещение, 1979. – 320с., 16 л. ил.

6. Семенова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский Дом «Азбука – классика», 2007. – 560 с.

9. Федотов Г. Я. Энциклопедия ремесел - М.: Издательство «Эксмо», 2003. – 608.: ил.

10. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Перевод на русский язык Б. Б. Михайлова. – Прага: Издательство «Артия», 1980.

Дополнительная:

1. 1.Рафаенко В. Я. Народные художественные промыслы. – М.: Знание, 1988.

2. Миловский А. С. Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами.- М.,1994.

3. Никоненко Н. М. Декоративно – прикладное творчество. Художественное оформление интерьера. Практическое руководство для взрослых и детей (Серия «Школа радости») – Ростов / Д.: Феникс, 2003. – 128 с.: ил.

Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. Что такое художественная керамика?
  2. Греческие пифосы – это что такое?
  3. Когда в России появился гончарный круг?
  4. Особенность изготовления чернолощеной керамики.
  5. Где применяется ангоба?
  6. Первые майоликовые изделия в России.
  7. Где и когда был изобретен фарфор?
  8. Дать определение фарфору и что входит в его состав?

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить реферат по теме художественная керамика:

1. Древние археологические находки художественной керамики.

2. Декоративные особенности керамики Скопина.

3. Художественная керамика Гжели.

4. Промысел дымковской игрушки.

5. Промысел филимоновской игрушки.

6. Каргопольская игрушка.

7. Балхарский промысел.

8. Первые фарфоровые заводы России.

Рефераты и реферативные сообщения будут заслушиваться на практических и семинарских занятиях. Рефераты должны иметь по объему не менее 10 листов машинописного текста и должны быть проиллюстрированы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: