В 1920—1930-е гг. осуществлялись обследования мировоззрения учащихся выпускных классов, изучалось экономическое положение рабочей молодежи, в частности, на рабфаках14. В первые годы советской власти, когда к грамоте приобщались широкие народные массы, исследования читательских предпочтений крестьянской и рабочей молодежи буквально за десятилетие превратились в самостоятельную область прикладной социологии15. Редакции газет развертывают широкое изучение своих читательских аудиторий, библиотечные работники исследуют читателей массовых библиотек, сеть которых активно развивается в рамках кампании за ликвидацию неграмотности населения, педагоги анализируют детское и молодежное чтение и т.д. Здесь известны имена Я. Шафира, изучавшего аудиторию «Рабочей газеты»16, Е. Хлебцевича, занимавшегося организацией армейских библиотек и исследованием читательских интересов красноармейцев17, Б. Банка и А. Виленкина, изучавших рабочих-читателей библиотек18.
В этот период доминирующей темой выступала трудовая деятельность молодежи, которая мыслилась как главная опора советской власти, залог ее будущего. Новое социалистическое общество призван был творить новый человек, а для этого он должен преодолеть техническую отсталость производства, низкую культуру труда, дезорганизацию производства, доставшуюся как наследие царского режима и разрушительных войн. Молодежь составляла значительную долю трудовых ресурсов: каждый пятый был в возрасте от 14 до 22 лет, при этом основная часть (28 млн) находилась в деревне и лишь 4 млн в городе19. Интерес к труду и быту работающей молодежи — естественное следствие потребности поближе познакомиться с первым поколением строителей коммунизма20. Популярными стали такие темы, как исследование условий жизни и быта рабочего класса (Е.А. Кабо, Б.Б. Коган, М.С. Лебединский) и изучение интересов рабочей молодежи (А.И. Колодная, А.И. Тодорский, В.А. Зайцева).
|
|
В первые два десятилетия советской власти эмпирические исследования студенчества развивались очень активно. По подсчетам Ю.Р. Вишневского и В.Т. Шапко, за этот период студенческой молодежи было посвящено бо-
Колотинский П.Н. Опыт длительного изучения мировоззрения учащихся выпускных классов. Краснодар, 1929.
Банк Б., Виленкин А. Крестьянская молодежь и книга (Опыт исследования читательских интересов). М., 1929: Как и для чего нужно изучать читателя. М; Л., 1926; Фридьева Н., Валика Д. Изучение читателя. Опыт методики. М.; Л., 1927; Бек А. Книга и рабочая молодежь. Рабочий читатель. 1925. № 10.
Шафир Я.М. Рабочая газета и ее читатель. М., 1926. Хлебцевич Е.И. Массовый читатель и работа с книгой. М., 1936. Банк Б., Виленкин А. Рабочий читатель в библиотеке. М.; Л., 1930. 19 Шварц Г., Зайцев В. Молодежь СССР в цифрах. М., 1924. С. 14. Бернштейн М.С. Как поставить учет времени нашей молодежи. М.; Л., 1925; Зайцев В.А. Труд и быт рабочих подростков. М., 1926; Кац Я.Д. Труд и быт рабочих подростков Сибири. Новосибирск, 1927; Коган Б.Б., Лебединский М С. Быт рабочей молодежи. М., 1929; Куркин П.И. Московская рабочая молодежь. М., 1924; Струмилин С.Г. Бюджет времени русского рабочего и крестьянина в 1922-1923 гг. М.;Л., 1924.
|
|
лее 300 научных публикаций21. Анализ публикаций в научной и периодической печати 1920-х гг. (в фондах Российской государственной библиотеки и Государственной публичной исторической библиотеки России) позволил Т.Э. Петровой зафиксировать более десяти социологических исследований российского студенчества: в 1922 г. в Московском Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова под руководством И. Гельмана, в 1923 г. в Пермском университете под руководством проф. М.И. Альтшулера, в 1925 г. в Вятском педагогическом институте им. В.И. Ленина под руководством В.А. Танаевского, в 1925 г. в Московской Тимирязевской сельскохозяйственной академии под руководством А. Васильева, в 1926 г. во 2-м МГУ под
руководством М. Семенова, в 1926 г. в 14 вузах 6 регионов страны силами ЦСУ по инициативе Главпрофобра, в 1926 г. в московских вузах под руководством К.Х. Кекчеева, в 1926/27 учебном году в Кубанском педагогическом институте под руководством Н.П. Маркова, в 1927 г. в московских вузах и техникумах под руководством проф. М.М. Рубинштейна22. В 1927 г. исследование быта, половой жизни и половой идеологии одесского студенчества предпринял Д.И. Ласе23.
В огромном количестве проводились обследования мировоззрения учащихся выпускных классов, образовательного ценза учителей, исследовалось экономическое положение рабочей молодежи рабфаков, обследования мировоззрения учащихся выпускных классов; образовательного ценза учителей; исследовалось экономическое положение рабочей молодежи, в частности, на рабфаках24.
Значительная часть эмпирических исследований касалась тогда бюджетов времени студентов и школьников. Бюджетная традиция в нашей стране стала формироваться еще в дореволюционный период. Таким примером является социологическое обследование слушательниц Бестужевских курсов (Санкт-Петербург), проведенное в 1909 г. Уже в послеоктябрьский период под руководством проф. Альтшулера проведено изучение распределения времени у студентов Пермского университета25.
И до революции, и в 1920-е гг. изучался широкий круг вопросов, относящихся к сексуальному поведению, в частности, отношение к семье и браку; мотивация сексуальных отношений; характеристики первого сексуального партнера; эротическое восприятие; мастурбация; венерические болезни; аборты и методы контрацепции; проституция и т.д. Настоящий расцвет исследований сексуального поведения наблюдался в Советском Союзе в 20-е гг., когда было проведено более 30 массовых социологических опросов преимущественно среди молодежи в самых разных городах и селах26.
21 Вишневский Ю.Р., Шапка В.Т. Социология молодежи. Н. Тагил, 1995. С. 63.
22 Петрова Т.З. Студенчество начала XX века как объект социолого-библиографического анализа //
Социологические исследования. 1999. № 3. С. 120-125.
23 Ласе Д.И. Современное студенчество (быт, половая жизнь). М; Л., 1928.
24 Колотинский П.Н. Опыт длительного изучения мировоззрения учащихся выпускных классов. Крас
нодар, 1929.
25 Шпильрейн И. Бюджет времени пролетарского студента Пермского университета // Время. 1924. № 12.
26 Подробнее см.: Денисенко М.Б., Дама Зуанна Ж.-П. Сексуальное поведение российской молоде
жи // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 83—87.
Тогдашние опросы проводились главным образом в форме группового анкетирования, обобщение их результатов производилось при помощи методов не только корреляционного и факторного, но и кластерного анализа, а их интерпретация зиждется на положениях генетической социологии. Проф. М.М. Рубинштейн, исследуя переживания молодых людей в период перехода от отрочества к юности, апробировал оригинальное сочетание двух качественных методов — дневникового (восходящего к Ш. Бюлер) и автобиографических записей, при обработке полученных эмпирических данных им использовались подходы контент-анализа и типологического анализа. Кроме того, использовались тестирование, анализ личных документов, повторные длительные обследования. Нередко это были крупномасштабные проекты, например, Всесоюзный опрос молодежи, проведенный в 1927 г., где опрошено 120 тыс. учащихся27.
|
|
Со второй половины 1930-х гг. массовые опросы как особый канал, при помощи которого широкие слои общественности получали открытую информацию о своем обществе, прекратились. Молодежь не столько изучали, сколько воспитывали и направляли. Даже публикации, построенные на эмпирических данных, имели явно идеологическую направленность. Так, главы и разделы в статистическом сборнике «Молодежь в СССР»28 (1936), подготовленном к X съезду ВЛКСМ, назывались: «Молодежь в социалистическом строительстве», «Молодежь в борьбе за свеклу», «Молодые орденоносцы», «Образование молодежи» и т.д.