С целью изучения сексуального опыта молодежи в 1902 г. В. Фавр опросил в Харькове около 2 тыс. студентов трех высших учебных заведений. По результатам опроса В. Фавра, 73% студентов в возрасте 17—20 лет уже имели опыт половой жизни. Медианный возраст сексуального дебюта в первую треть XX в. у студентов колебался между 17 и 18 годами. До начала Первой
3 Mannheim К. The Problem of Generations // Mannheim К. Essays on the Sociology of Knowledge. L., 1952. P. 292.
мировой войны в России проведено по крайней мере пять крупномасштабных обследований сексуальности. Кроме обследования в Харькове были проведены три «половые переписи студенчества»: в 1904 г. в Московском университете (М. Членов), а затем по аналогичной программе — в университетах Томска и Юрьева (Тарту). В 1908 г. В. Жбанков провел первое в мире обследование «половой жизни учащихся женщин». Он опросил студентов и учительниц Москвы4.
В социальной статистике категория рабочей молодежи появилась раньше: еще в переписи 1897 г. присутствовала категория работающей молодежи, которая относила к молодежи рабочих в возрасте от 10—12 до 20 лет,
|
|
появлялись публикации по тяжелому положению рабочих подростков на производстве и в бытовой сфере, их большей правовой незащищенности по сравнению с более старшими возрастными группами (И. И. Янжул5, А. Бернштейн-Коган6).
Самостоятельной страницей дореволюционного этапа в развитии российской социологии молодежи следует считать творчество великого соотечественника П. Сорокина (1889— 1968). К изучаемой нами проблематике он обратился еще в молодые годы. Обширное научное наследие П.А. Сорокина включает и этнографические исследования, посвященные коми народу, которые написаны преимущественно в дореволюционный период. Первым опубликованным этнографическим сочинением Сорокина стал очерк «Рыт пукалом». Это рассказ из жизни северной деревни, повествующий о традиционных посиделках в коми деревне. Наибольший научный интерес у Сорокина вызывали темы, связанные с анализом традиционного мировоззрения коми, восходящие к глубокой, явно дохристианской древности. П.А. Сорокин посвятил этой проблеме статью «Пережитки анимизма у зырян», фрагменты которой опубликованы в альманахе «Памятники Отечества»7. Очень интересна «Программа по изучению зырянского края»8, составленная П. Сорокиным «для собирания сведений о быте зырян». Здесь затрагиваются семейные и общественные отношения (о степени свободы взаимоотношений между полами, о различиях между кровным и духовным родством, термины родства, стереотипы поведения молодежи на посиделках, свадьбах, играх). Особый блок вопросов касается древних, дохристианских верований коми народа, зафиксированных в похоронном обряде, о духах («лов», «орт», «олыся», «вцрса», «пывсянайка», «рынышайка»), о колдунах и знахарях, порче, «шева», подмене детей.
|
|
Подробнее см.: Денисенко М.Б., Дама Зуанна Ж.-П. Сексуальное поведение российской молодежи // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 83—87.
Янжул И.И. Фабричный быт Московской губернии. Отчет за 1882-1883 г. СПб., 1884. Бернштейн-Коган А. Численность, состав и положение петербургских рабочих. СПб., 1910. Сорокин П.А. Душа — это дыхание // Памятники Отечества. 1996. С. 122-127. Он же. Программа по изучению зырянского края. Яренск. 1918. С. 1—12.
В работе «Кризис современной семьи»9 (1916) П. Сорокин молодое поколение выделяет как общность со статусом «социализируемые». Понятие социализации использовано им в широком, социетальном, значении, а именно как обобществление, превращение чего-либо или кого-либо в общественное достояние, переход от индивидуализма к коллективизму. Именно так и подается Сорокиным процесс взросления индивида — как переход ребенка из лона семьи (приватного, или частного пространства) в систему социальных институтов, где, собственно говоря, молодежь и проявляет себя во всей полноте. Ребенок социализируется, но молодежь уже социализирована, ибо она участвует в коллективной деятельности, сотрудничает со всеми ради общественного блага. Потому с социологических позиций «молодое поколение» — это совокупность всех людей, прошедших одинаковый путь социализации и переживших одни и те же исторические события. Иными словами, это общность, члены которой обладают сходным статусом «социализируемых».
Описывая процесс распада традиционных семейных связей, в качестве отдельного аспекта П. Сорокин выделил проблему разрыва традиционных связей между родителями и детьми в рамках семьи и передачу воспитательных и опекунских функций по отношению к подрастающему поколению в руки государства. П. Сорокин писал, что воспитание и обучение перестало быть исключительно семейной прерогативой. Широкая сеть детских учебных учреждений, воспитательных заведений и тому подобное означает, по существу, что не только функция первого воспитателя и «скульптора» отнимается у семьи, но даже время, проводимое ребенком в кругу семьи, резко сокращается. Замена семейного воспитания и обучения профессиональным обучением имеет, по мнению Сорокина, свои позитивные стороны, так как должна привести к усилению степени «социализированности» молодого поколения, пропитыванию его общественными мотивами и интересами, большей просвещенности10.
Проблемы семьи и перехода к системе «обобществленной» социализации почти одновременно с П. Сорокиным анализировалась в работах М.М. Рубинштейна «Кризис семьи как органа воспитания»11 и А. Чекина «Семейный распад и женское движение»12.
В более поздних работах П. Сорокин подходил к возрастной, в том числе молодежной, проблематике уже не с этнографических, а с широких социологических позиций. В частности, он писал о том, что революции и войны усиливают дезинтеграцию общества, под лозунгом улучшения жизни, «всеобщего равенства и братства» власть в социуме переходит от одной социальной группы к другой. Революции и войны вызывают негативные изменения в численности и качественном составе народонаселения, увеличивается смертность, рождаемость уменьшается, погибают цвет нации, молодежь, высококвалифицированные работники, интеллигенция и т.д.13
Сорокин П. Кризис современной семьи // Ежемесячный журнал литературы, науки и общественной жизни. 1916. № I.
10 Там же. С. 171-172.
1' Рубинштейн М.М. Кризис семьи как органа воспитания // Вестн. воспитания. 1915. № 3.
12 Чекин А. Семейный распад и женское движение // Русское богатство. 1914. № 5.
13 Сорокин П. Современное состояние России // Новый мир. 1992. № 4.