Специфика молодежной субкультуры

Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер — она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрос­лых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрач­ное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реа­лизации собственных устремлений, наконец, бегство или неприятие соци­альной действительности вместо ее переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от действительности, или эскапизма, а также реализации стремления походить на взрослых является употребление нар­котиков.

Молодежная субкультура обладает своим языком, модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.

В конце 1989 г. Н.В. Кофырин обследовал неформальные молодежные группы, называемые «дворовыми тусовками». Они возникают по месту жи­тельства: 70% их участников составили юноши, 30% — девушки.

«Уйти в неформалы» побудили молодых людей внутреннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против лжи. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что «не знал, как жить дальше».

Наиболее распространенными способами проведения свободного време­ни являются «тусовка на своей площадке», посещение видеосалонов, где молодые люди предпочитают смотреть фильмы ужасов, комедии и эротику. «Сидят у себя в подвале» лишь 15% опрошенных.

Наблюдая поведение современной молодежи отечественные социоло­ги отметили две характерные тенденции: усиление в 1990-е гг. комплекса радикального гедонизма (стремление к удовольствиям и наслаждениям как высшей цели жизни) и страсть к насилию. По данным В.Е. Семенова, при­мерно каждый четвертый школьник готов бежать из школы. Из-за грубо­сти и побоев учителей «в бегах» находится немалая часть воспитанников детских домов и интернатов. В чем они ищут утешения — в бродяжниче­стве, насилии, рок-музыке? Анализ текстов эстрадных песен показывает, что в них отсутствуют такие ценности, как труд, семья, любовь, чувство родины и дружбы, зато есть эскапизм (уход от реальности в мир иллюзий) и культ насилия.

Приверженность к насилию формируется нормами подростковой груп­пы. Но это только одна сторона явления. А другая состоит в том, что юно­шеское насилие служит зеркалом насилия со стороны взрослых. По данным исследования Н.Ф. Кафырина, 13% подростков подвергаются насилию со стороны отца, 9% — со стороны матери. Еще чаще насилие исходит от не­знакомых ровесников (49%). Культ насилия, зародившись в семье или во дворе, переносится на улицу — к посторонним прохожим. В ответ на сло­весное оскорбление до 50% тинэйджеров готовы немедленно применить силу. Чтобы приобрести авторитет в группе, нужно уметь хорошо драться или быть физически сильными.

Социализация молодежи замкнута рамками своего поколения: преобла­дают контакты в среде сверстников. По данным З.В. Сикевича, общение с ними заняло первое, а общение с родителями — почти последнее, 11 место.

В 2000-е гг. палитра молодежной субкультуры чрезвычайно широка. В ней появились новые поколения, направления, вкусовые пристрастия и модные поветрия. В Интернете можно встретить киноманов, алисоманов, рейверов, блэкеров, трешеров, думеров, толкиенистов, транжиров, рэпперов, гопни­ки и т.п.

К специфическим чертам российской молодежной субкультуры специалис­ты относят:

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основ­ном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмеча­ют, что их любимое занятие на досуге — «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вов­се или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации под-

Врезка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: