В традиционных обществах старым людям, как правило, оказывалось большое уважение. В культурах с возрастной градацией «старейшины» обычно имели главное, часто решающее, слово в делах, касающихся всей общины. Авторитет мужчин и женщин в семьях, считает Э. Гидденс9, обычно увеличивался с возрастом. В индустриальных обществах, наоборот, старикам обычно недостает авторитета как в семье, так и в более широком социальном контексте. Выбывая из состава рабочей силы, они могут стать беднее, чем когда-либо раньше в жизни. В то же время происходит значительное увеличение доли населения старше 65 лет. В Британии в 1900 г. только один человек из 30 был старше 65 лет. Сегодня это соотношение составляет один к пяти. Такие изменения имеют место во всех индустриально развитых странах.
В больших семьях пожилые люди всегда были окружены заботой и вниманием своих близких и в общественной иерархии занимали далеко не последнее место. Однако с развитием урбанизации и быстрыми изменениями в социальной структуре общества это традиционное отношение к пожилым и престарелым начало меняться, причем не всегда в лучшую сторону.
|
|
В современном обществе старость протекает совсем иначе, чем в традиционном. В наши дни человек утрачивает способность следить за развитием науки и техническим прогрессом еще до того, как выходит на пенсию. Когда молодые работники приходят в наукоемкие отрасли производства, они вообще не видят там старших товарищей по профессии, поэтому контакт между поколениями ослабляется. Во время экономического кризиса первыми жертвами становятся пожилые, которые не могут приобрести новую профессию или приспособиться к изменившимся условиям. В обществах, перешедших в XX в. к рыночным отношениям, для поступающих на работу в перспективные фирмы ставится возрастной ограничитель — до 35 лет. Таким образом, научно-технический прогресс ущемляет права пожилых с двух сторон: при приеме на работу (их не берут или принимают в последнюю очередь) и при увольнении (их сокращают первыми).
Сейчас дети реже живут под одной крышей с родителями, семейные узы, связывающие престарелых с их детьми, оказываются часто не менее прочными, чем в традиционном обществе. Правда, это касается прежде всего индустриально развитых стран, достигших высокого уровня цивилизованности в оказании помощи престарелым.
9 См.: Э. Гидденс. Социология. М., 1999. С. 82-91.
В развитых странах люди пенсионного возраста стали здоровее своих предшественников. Сейчас даже принято подразделять пенсионеров на «молодых престарелых» и «пожилых престарелых».
В традиционных культурах достижение старости знаменовало вершину положения, которого индивид, по крайней мере мужчина, мог достичь. В индустриальных обществах уход на покой приводит к прямо противоположным последствиям. Старым людям, живущим отдельно от детей и вытесненным с экономической арены, нелегко оплачивать последний этап своей жизни.
|
|
Средняя продолжительность жизни у европейцев и американцев сейчас значительно выше, чем у их бабушек и дедушек, но, так же как и последние, с наступлением старости они вынуждены жить одиноко. Некоторые ученые
считают, что для большинства из них со старостью приходит одиночество. Число пожилых женщин растет быстрее, чем число пожилых мужчин (в структуре всего населения). Среди людей средне-старшего возраста (около 70-80 лет) соотношение между женщинами и мужчинами примерно 125 к 100. Для престарелых (около 80 лет и старше) это соотношение 200 к 100.
Санкт-петербургские социологи много лет изучают положение, жизненные устремления и настроения пожилых жителей города10. Особенностью России, по их мнению, является резкое снижение нижних границ пожилого возраста, принудительно навязанных активным, трудоспособным и квалифицированным гражданам. Уже с 45 лет они становятся объектами возрастной политики на рынке труда, общественного остракизма как носители определенных социокультурных традиций, испытывают чувство бесперспективности социальной, профессиональной и личностной. Стресс и депрессия, отсутствие нормального питания, витаминов и лекарственной помощи приближают «старость», понимаемую ими и обществом как ситуацию убогости, ненужности, нахлеб-ничества. Весь опыт их предыдущей созидательной (общественной и личной) жизни вступает в противоречие с настоящим, маркируемым ими как очередной социальный катаклизм. Обладая чувством собственного достоинства, они понимают внедряемые «сверху» рыночные отношения как очередной грабеж, экономические репрессии государства.