Пенсионная реформа

Впервые пенсионное обеспечение рабочих было введено в Германии в 1889 г. Инициатор этого самого гуманного акта нашей цивилизации — Бис­марк. Он был первым государственным деятелем, который позаботился о судьбах старых граждан своей страны. В 1881 г. пенсионное обеспечение было введено в Дании, а затем в 1898 г. — в Новой Зеландии. Для большинства европейских стран пенсионное обеспечение не насчитывает и ста лет. Так, в Великобритании оно осуществляется с 1908 г., в Голландии и Швеции — с 1913 г., в Испании — с 1919 г., во Франции — с 1930 г. Довольно поздно пен­сионное обеспечение появилось в США — в 1935 г., в Японии — 1941 г., в Швейцарии — 1946 г. Сначала сфера пенсионного обеспечения была очень ограниченной — только для отдельных категорий трудящихся. В Германии лица умственного труда получили пенсию на 22 года позже рабочих, в Авст­рии же первыми получили пенсию работники умственного труда в 1906 г., а рабочие — только после окончания Первой мировой войны25.

Во многих странах в 1980-е гг. начали осуществляться или разрабатывать­ся реформы пенсионного обеспечения. Так, в Австрии и Испании с целью понижения пенсионных расходов была установлена жесткая связь между размерами взносов и пенсий; в Австралии уменьшили размеры пенсий для лиц с относительно высокими доходами. В Японии в результате реформы пенсионной системы максимальный размер пенсий был понижен с 70 до 68% заработной платы за вычетом премий.

Первый закон о пенсиях в нашей стране принят Верховным Советом СССР 14 июля 1956 г. Был установлен единый пенсионный возраст и требу­емый стаж работы для назначения пенсии по старости: мужчины — 60 лет с

24 Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Указ. соч. С. 181 — 182.

25 См.: Яцемирская Р.С, Беленькая И.Г. Указ. соч.

25-летним стажем работы; женщины — 55 лет с 20-летним стажем работы. Минимальная пенсия по старости была установлена в размере 30 рублей и впоследствии увеличена до 50 рублей; максимальная пенсия составляла 120 рублей. Размеры пенсии не изменялись до 1990 г. К пенсии предусмат­ривались следующие надбавки: за непрерывный стаж свыше 15 лет — 10% от размера пенсии; на иждивенцев — 10% на одного, 15% — на двух и более человек. Закон 1956 г. действовал свыше 35 лет. Те же, кто не смог вырабо­тать требуемый стаж и не попал в жесткие рамки условий для назначения пенсии по старости при неполном трудовом стаже, пенсиями не обеспечи­вались.

15 июля 1964 г. Верховным Советом СССР был принят Закон «О пенси­ях и пособиях членам колхозов». Этим законом впервые было введено и уза­конено пенсионное обеспечение колхозников. 20 ноября 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон «О государственных пенсиях в РСФСР». Этим Законом определялся порядок реализации прав граждан России на пенси­онное обеспечение, а основным критерием начисления пенсии признавал­ся труд и его результаты, В одном Законе были объединены трудовые пен­сии (по старости, потере кормильца, по инвалидности), за выслугу лет и социальные пенсии. Пенсионное законодательство 1990 г. обеспечивало право выбора пенсии имевшим одновременное право на различные государ­ственные пенсии.

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - обеспечение обществом доходов престарелых, инвалидов и семей, потерявших кормильца, в порядке, установленном федеральным законодательством.

НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА - программа пенсион­ных выплат из накопительных фондов.

ПЕНСИОННЫЙ СЧЕТ — сберегательный счет. Иногда по пенсионным счетам устанавливаются повышенные ставки процента для лиц стар­шего возраста.

С 1 января 2002 г. в России стартовала пенсионная реформа. Разработчики утвержденной правительством программы пенсионной реформы, внима­тельно изучив зарубежный опыт в данной сфере, сделали вывод, что все без исключения страны Центральной и Восточной Европы при либерализации экономики и проведении пенсионной реформы сделали ставку на создание смешанной «накопительно-солидарной» системы. Именно по этому пути и планируется пойти при выстраивании российской пенсионной системы. Программой определено, что система будет предусматривать три уровня пенсионного обеспечения.

Во-первых, это социальная пенсия, или базовое государственное пенсион­ное обеспечение, гарантирующее всем гражданам России примерно равные пожизненные выплаты после достижения пенсионного возраста, вне зави­симости от того, заработал или нет пенсию конкретный человек (или посо­бие по старости).

Во-вторых, предполагается ввести систему трудовых пенсий, или обяза­тельного пенсионного страхования работника. В отличие от социальной пенсии первого типа эта пенсия является трудовой, ее размер определяется в каждом конкретном случае индивидуально и отражает трудовой вклад ра-

ботника. Однако на размер пенсионных выплат в данном случае будет так­же влиять ожидаемая продолжительность жизни работника на момент его выхода на пенсию, размер трудовой пенсии будет зависеть от среднего за­работка конкретного человека и стажа его работы.

В-третьих, существенное развитие получит система добровольного пенси­онного обеспечения, когда сами граждане начнут формировать свои дополни­тельные пенсионные вклады на персональных накопительных счетах в не­государственных пенсионных фондах.

Начиная с 1 января 2004 г. застрахованные лица получат возможность выбрать в качестве страховщика как государственный, так и негосударствен­ный пенсионный фонд, в частности НПФ Сбербанка России. На основании заявления, поданного в Пенсионный фонд России, застрахованное лицо будет иметь право перевести средства накопительной части трудовой пен­сии и перенаправить поток текущих страховых взносов на накопительную ее часть в негосударственный пенсионный фонд.

Кстати, за рубежом, как правило, выплачивается 60—70% от уровня сред­него заработка за последние 3—5 лет до выхода на пенсию. Однако и взносы работодателя в дополнительные пенсионные системы там тоже существен­ные — в среднем они составляют от 8% до 15% заработной платы.

Концепция новой пенсионной системы именуется условно-накипитель-ной — базовую часть денег платит государство, а остальное формируется за счет персональных накоплений. С 1 января 2002 г. в России введены нако­пительные пенсионные счета. С 2003 г. такие отчисления поступали от 70% всех работающих в России. Новые пенсионеры, т.е. люди, которые имеют та­кие счета, будут получать надбавку к государственной минимальной пенсии от инвестирования накопительной части пенсий. Первые плоды проводи­мой государством пенсионной реформы, будут видны не ранее 2013 г., тог­да и появятся «новые пенсионеры». Потенциальные пенсионеры, которым на момент начала пенсионной реформы было 50 и менее лет (для мужчин) и 45 и менее лет (для женщин), получили письма из Пенсионного фонда о состоянии индивидуальных лицевых счетов на период с 1 января 2002 г. до 1 июля 2003 г. Новая пенсионная книжка нужна для того, чтобы человек с младых ногтей мог контролировать, как копятся деньги на его будущую пен­сию. И не просто контролировать, но и принимать в процессе накопления самое живое участие.

Получив от Пенсионного фонда России (ПФР) извещения о состоянии пенсионных счетов, граждане могут выбрать, какой из частных управляю­щих компаний доверить инвестирование своей накопительной части пен­сии. Накопления тех, кто затруднится с выбором или пренебрежет им, дос­танутся государственной управляющей компании — Внешэкономбанку. Доходность инвестирования зависит от того, в какие ценные бумаги вкла­дывает управляющий доверенные ему средства.

Ежегодно каждый работник будет получать из территориального пенси­онного органа выписку из своего лицевого счета и тем самым контролиро­вать, как накапливается его будущая пенсия. Первые выписки из лицевых счетов начнут получать те работники, кто отправился на пенсию в 2003 г. Таких, по данным Пенсионного фонда, примерно 2 млн. Теперь у граждан впервые появится возможность влиять на свои доходы в старости. Услуги по инвестированию накоплений им предлагают 55 частных и одна государ-

ственная управляющая компания. Впрочем, пенсии россиян, которые пер­выми почувствуют на себе результаты реформы, в любом случае не превы­сят 100 долл. По расчетам УК «Монтес Аури», мужчина 50 лет, имеющий среднюю зарплату 5 тыс. руб., за 10 лет до пенсии за счет накопительной части может обеспечить себе ежемесячную прибавку к пенсии в размере 74 руб. Это в том случае, если доходность хотя бы на 3% будет превышать тем­пы инфляции. Можно предположить, что доходность будет превышать ин­фляцию и на 10%, но в ближайшие годы такое нереально.

Таким образом, при самом высокодоходном инвестировании среднеста­тистический россиянин «наварит» 22 руб. Как получилась эта сумма, понять несложно. При упомянутой зарплате 5 тыс. рублей годовой доход россияни­на составит 60 тыс. руб. На накопительную часть пенсии от этой суммы для мужчин, родившихся после 1953 г., и женщин, родившихся после 1957 г., отчисляется 2%. Это составит 1200 руб. в год или 12 тыс. за десять лет.

Чтобы получить ежемесячную прибавку к пенсии, эту сумму надо поде­лить на так называемый период дожития: время, которое человек в среднем живет после выхода на пенсию. К 2013 г. эта условная величина составит 19 лет, или 228 месяцев. Делим общую сумму накоплений — 12 тыс. руб. — на 228 месяцев. Получаем 52 руб. 63 коп. Поскольку вместе с процентами сумма составит 74 руб., значит, весь «навар» от успешного инвестирования даст 22 руб. в месяц на пенсии, или 40 коп. на каждый рубль вложенных средств. Такие доходы ожидают большинство наших граждан, поскольку, по данным Госкомстата, в 2003 г. средняя зарплата российского работника со­ставляла около 5 тыс. руб., а точнее — 4943 руб.

ДОСРОЧНЫЙ ВЫХОД НА ПЕНСИЮ — выход на пенсию людей пред­пенсионного возраста с их согласия раньше определенного законода­тельством срока в случае сокращения рабочих мест, реорганизации, ликвидации или банкротства предприятия, организации, учреждения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ — вознаграждения, помимо зара­ботной платы, которые получают работники от своих работодателей: пенсии; пособия по медицинскому и стоматологическому страхованию; оплата очередных отпусков и отпусков по болезни.

Для граждан, чей доход составляет в год 100 тыс. руб., отчисления на на­копительную часть пенсии в год составят 2 тыс. руб. в год, а рассчитанная способом, приведенным выше, прибавка к пенсии — 123 руб. Для самых высокооплачиваемых граждан — тех, чей ежегодный доход превышает 600 тыс. руб. (зарплата более 1600 долл. в месяц), накопительная часть ока­жется ненамного больше. На нее отчисляется не 2% от зарплаты, а фикси­рованная сумма 5880 руб. в год. Для них ежемесячная накопительная при­бавка к пенсии с учетом реальной доходности 3% не превысит 361 руб. Ба­зовая часть пенсии составит не более 1400 руб. Страховая часть пенсии — максимум 1569 руб.

Даже первому поколению пенсионеров не стоит особо рассчитывать на накопления. Для них рост пенсий будет происходить в основном за счет индексации базовой и страховой части. Напомним, что сегодня работода­тель отчисляет на пенсии 28% от фонда оплаты труда, 14% из них идут на базовую часть. Она не зависит от уровня зарплаты и устанавливается Госду­мой РФ исходя из темпов инфляции и минимального размера оплаты труда

(МРОТ). По прогнозам экономистов Всемирного банка, опережающий рост зарплаты относительно уровня ВВП закончен. Теперь они будут расти син­хронно. В результате МРОТ, а вместе с ним и базовая пенсия увеличатся примерно до 1400 руб.

Впрочем, для последующих поколений пенсионеров, особенно для тех кто только начинает трудовой стаж, т.е. кому сейчас 30 лет, пенсия может оказаться гораздо выше как раз за счет накоплений. Но в любом случае уми­рать до пенсии выгоднее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: