На фоне структурных изменений, связанных с преобразованием общества, влияющих на положение и социальное самочувствие пожилых людей, к которым особенно трудно адаптироваться в динамично меняющихся экономических условиях, им требуется помощь с учетом сложности проблем, многообразия потребностей и запросов.
Процесс старения населения выдвигает насущные проблемы, актуальность и долговременный характер которых обусловливает настоятельную необходимость пересмотра социальной политики в отношении пожилых людей, привлечения дополнительно инвестиций в отдельные отрасли экономики, перераспределения трудовых ресурсов для обеспечения обслуживания пожилых людей, постоянной координации действий в сфере социальной политики и практики.
Преобразования, осуществляемые в Кемеровской области, как и во всем государстве, предусматривают проведение социальной политики, которая строится по системе приоритетов, поэтапного расширения круга решаемых социальных проблем, выработки механизмов эффективного использования материальных, экономических, человеческих ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласования обязательств государства и реальных возможностей их финансирования.
Основные проблемы пожилых людей Кемеровской области характерны для всего старшего поколения России. Но есть и некоторые особенности. Сегодняшнее поколение пожилых людей Кузбасса — это золотой фонд человеческих ресурсов области. Это поколение составляют люди не из числа пассивных, скорее, наоборот — беззаветные энтузиасты, труженики с активной жизненной позицией. Более 70% пожилых граждан в области — ветераны труда, участники Великой Отечественной войны, труженики тыла военных лет.
В 90-х гг. XX в. в условиях кризиса общественного развития, тяжелейшего спада материального производства, дефицита ресурсов жизнеобеспечения, социальная политика в регионе исполняла роль политического аморти-
затора, поддерживая ветеранов, инвалидов, сирот, работников бюджетной сферы, всех жителей Кузбасса, вселяя надежду, что граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации не будут оставлены на произвол судьбы.
Кузбасс сегодняшнего дня — регион ожившего индустриального производства, предпринимательства, развитой науки. Создана система мер эффективной социальной защиты населения и практически новая отрасль — многопрофильная и многофункциональная сеть учреждений социального обслуживания населения по всей области, отвечающая среди прочего и потребностям различных групп пожилых граждан и инвалидов.
За 10-12 лет целенаправленного развития служб, оказывающих социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам в нестационарных и полустационарных условиях, удалось создать:
♦ 52 центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе 17 комплексных центров социального обслуживания;
♦ 330 отделений социального обслуживания на дому;
♦ 54 отделения срочной помощи;
♦ 28 отделений дневного пребывания;
♦ 26 отделений социально-медицинского обслуживания;
♦ 41 социальный приют временного пребывания;
♦ 1 социально-реабилитационное отделение;
♦ 3 специальных дома социального назначения (муниципальное жилье на 265 человек);
♦ 17 социальных магазинов и 8 социальных столовых при центрах социального обслуживания.
Учреждения, предоставляющие социальные услуги и помощь пожилым гражданам и инвалидам, развернуты в каждом городе и районе области.
Среди учреждений социального обслуживания пожилых людей особое место занимают стационарные учреждения системы социальной защиты населения администрации Кемеровской области. Основным видом таких учреждений являются дома-интернаты и дома милосердия.
К концу 2001 г. функционировало 32 стационарных учреждения социального обслуживания на 6975 мест для постоянного проживания престарелых граждан и инвалидов. О реальной сложности ситуации свидетельствует тот факт, что из них около трех тысяч человек находились на постоянном постельном режиме (38% общего числа проживающих в этих учреждениях).
Сеть стационарных учреждений граждан пожилого возраста и инвалидов складывается из домов-интернатов, финансируемых за счет областного и местного (муниципальных образований) бюджетов. Областные дома-интернаты многоместные — от 110 до 680 мест. Муниципальные стационарные учреждения отличаются малой вместимостью — от 20 до 160 мест.
До 1999 г. в Кемеровской области существовала очередность на помещение граждан пожилого возраста в стационарные учреждения. С открытием Новоильинского дома-интерната в г. Новокузнецке была ликвидирована проблема очередности в дома-интернаты общего типа. В настоящее время очередность сохранилась только в психоневрологические дома-интернаты.
Если сравнить обеспеченность населения Кемеровской области местами в дома-интернаты с соответствующим общероссийским показателем, который определен на уровне 32 места на 1000 человек старше 60 лет, то в Куз-
Л7
бассе приходится всего 10 мест на 1000 человек соответствующего возраста. За рубежом показатель потребности в домах-интернатах выше в 4—6 раз (40— 60 мест на 1000 человек населения старше 60 лет).