Акселерация — резкое убыстрение полового созревания, увеличение роста и скорости его нарастания у детей и подростков, отмечаемое со второй половины XIX в., а также общее увеличение роста и массы людей по сравнению с предшествующими поколениями.
Активное население — лица, занимающиеся трудом и получающие за него установленную плату.
Биологический возраст — возраст, характеризующийся определенной типичной степенью анатомического и физиологического развития индивида.
Брачный возраст — минимальный возраст, начиная с которого закон допускает вступление в брак.
Возраст — время, прошедшее от рождения индивида до текущего момента его существования.
Возраст жизни — отмеченный относительными хронологическими границами период в физическом, психологическом и социальном развитии человека: детство, юность, зрелость, старость и др.
Возрастная группа — группа лиц, принадлежащих к различным поколениям, имеющим в определенный период своей жизни общий опыт, сходные интересы и потребности; в статистике и демографии — распределение совокупности людей по периодам жизненного цикла (когорта).
|
|
Возрастная пирамида — график (гистограмма), иллюстрирующий возрастно-по-ловое распределение населения.
Возрастная психология — область психологии, изучающая: закономерности развития и роста детей от рождения до юношеского возраста, а также феномены зрелости, старения, психологию зрелого и старого возрасти и др.
Возрастная структура населения — распределение населения по различным возрастным группам.
Возрастной кризис — переходный этап от одного возрастного периода к другому.
Возрастные классы — распределение людей определенных возрастов по группам на основе выполнения ими сходных социальных или демографических функций.
Воспроизводство населения — процесс постоянного возобновления поколений людей, замещение поколений родителей поколениями детей.
Генеалогическое поколение — группа людей с одинаковой степенью происхождения от общего предка: отцы, сыновья, внуки и т. д.
Генерация — поколение в широком смысле — как совокупность людей, относящихся к определенному возрастному интервалу.
Геронтопсихология — раздел психологии, изучающий закономерности психического развития пожилых людей.
Геронтосоциология — отрасль социологии, изучающая пожилых людей.
Некросоциология — тематическое направление в социологии, изучающее то, каким образом мертвые «участвуют» в жизни живых людей.
Геронтофилия — особое почитание стариков, предоставление им исключительных привилегий.
Геронтофобия — боязнь стариков, негативное отношение к старшему поколению.
|
|
Гибкий уход на пенсию — добровольный уход на пенсию работников пенсионного возраста, альтернатива обязательному высвобождению по возрасту.
Гипотетическая когорта — когорта, искусственно сконструированная на основе набора повозрастных коэффициентов демографического процесса (рождаемости, смертности, брачности и т. д.) (обычно для какого-то года), которые затем интерпретируются как показатели реальной когорты.
Гипотетическое (условное) поколение — гипотетическая когорта, образованная по году рождения.
Дееспособность — способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В РФ полная дееспособность наступает с 18 лет, ограниченная — с 14 лет.
Демографический переход — термин, применяемый для обозначения смены типов воспроизводства населения.
Демографическое развитие — изменение численности населения и его структур в определенный период времени.
Депопуляция — устойчивое (не связанное с особенностями возрастной структуры и миграционными процессами) превышение числа умерших над числом родившихся, т. е. естественная убыль населения;
Детность — наличие определенного числа детей в семье: малодетность — один-два, среднедетность — три-четыре.
Детство — этап онтогенетического развития человека, включающий период от его рождения до появления возможности его включения во взрослую жизнь. Обычно в детстве выделяют периоды: младененчества, раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста.
Длина поколения — средний интервал времени, разделяющий поколения родителей и детей. Конкретная методика расчета этого показателя определяется целями демографического анализа.
Естественный прирост (убыль) населения — разность между числами родившихся и умерших.
Жизненный процесс — определенная, достаточно жестко фиксированная последовательность событий человеческой жизни, формирующая личность в соответствии с признанными образцами.
Жизненный цикл — последовательность возрастных фаз индивидуального развития людей от рождения до смерти.
Здоровье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Инфантилизм — задержка в развитии, проявляющаяся в сохранении у взрослого человека физического строения, черт характера, элементов поведения, присущих детскому возрасту.
Когорта — группа лиц, которые переживают одни и те же события в один и тот же период.
Коэффициент воспроизводства населения — число дочерей, приходящихся на одну женщину.
Коэффициент постарения населения или коэффициент демографической старости — доля (в процентах) пожилых людей в возрасте 60 лет и старше в общей численности населения страны или региона.
Младенческий период — период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста.
Младший школьный возраст — период жизни ребенка от 6—7 до 10 лет, когда у ребенка в рамках учебной деятельности происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний.
Молодежь — социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Обычно к молодежи причисляют людей в возрасте 14—30 лет.
Население — совокупность лиц (индивидов), проживающих в данное время на территории определенного государства.
Неактивное население — все лица, не занимающиеся трудом независимо от способов их содержания.
Новорожденность — период жизни ребенка: от рождения до достижения четырех-шести недельного возраста, когда происходит первичная адаптация ребенка к окружающему миру.
|
|
Общий прирост (убыль) населения — разница между численностью населения на конец и начало определенного периода.
Ожидаемая продолжительность жизни — число лет, которое в среднем предстоит прожить индивиду, достигшему определенного возраста, при условии, что в течение оставшейся жизни он будет испытывать риск смерти, соответствующий ее повозрастным вероятностям из таблицы смертности, рассчитанной для данного года.
Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни для новорожденных — число лет, которое предстоит прожить в среднем одному новорожденному при условии сохранения существующих уровней смертности в каждом возрасте.
Поколение — в узком смысле — совокупность близких по возрасту индивидов, социальная и идейно-политическая ориентация которых формируется под влиянием определенного исторического периода времени, имеющего свои специфические характеристики.
Презентизм — психологическое состояние людей, которые живут сегодняшним днем без веры в завтрашний.
Промилле — в демографии — число рождений или смертей на 1 тыс. жителей в год.
Ранний возраст — период жизни ребенка от одного года до трех лет, когда у ребенка: формируется ходьба, локомоция, мелкая моторика; развивается ситуатив-
но-деловое общение со взрослыми и сверстниками; формируются когнитивные процессы; происходит овладение пассивной и активной речью; формируется самосознание.
Реальное поколение (Actualgeneration) — совокупность сверстников, образующая возрастной слой населения.
Рождаемость — процесс деторождения в совокупности людей, составляющих поколение (лица в определенном возрасте), или в совокупности поколений — населении;
Рождаемость — это число детей, родившихся живыми за год, поделенное на число женщин репродуктивного возраста (от 1 5 до 50 лет).
Смертность — процесс вымирания поколений, складывающийся из множества единичных смертей. Определяется как число людей, скончавшихся за год, деленное на полную численность населения соответствующего демографического объекта — человечество в целом, страна, регион, город.
|
|
Совершеннолетие (Majority) — в праве — установленный законом возраст, с достижением которого гражданин становится полностью дееспособным.
Соотношение возрастов (Age ratio) — отношение численности населения в данной возрастной группе к среднеарифметической численности населения в двух соседних возрастных группах.
Социабельность — возможность открыть себя для контактов с другими людьми.
Социальная геронтология — раздел геронтологии, изучающий общественные последствия человеческого старения: влияние человеческого старения на экономику, общественное благосостояние, медицинские и иные услуги.
Социальные аутсайдеры — это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низших его слоях.
Старение населения (Aging) — увеличение в населении доли пожилых и старых людей (в возрастах старше 60 или 65 лет).
Старое население (Oldpopulation) — в социологии — возрастная группа населения, в которой большой удельный вес приходится на долю пожилых и старых людей.
Суммарный коэффициент рождаемости — число детей, рожденных в среднем одной женщиной за всю жизнь при условии сохранения существующих уровней рождаемости в каждом возрасте.
Таблица смертности — статистическая таблица, в которой содержатся расчетные показатели смертности населения в определенных возрастных категориях.
Таблицы рождаемости — числовая модель рождаемости в реальной или гипотетической когорте, дающая полное представление о процессе рождаемости независимо от сложившихся демографических структур.
Теория поколения (Generation theory) — культурно-историческая интерпретация общественного развития на основе выявления различий и противоречий между поколениями.
Трудоспособный возраст (Productive working life) — условная градация возраста человека в зависимости от возможности его участия в трудовой деятельности. Другое название: рабочий возраст.
Условное поколение (Relativegeneration) — общность современников, чья жизнь неразрывно связана с определенными историческими событиями.
Фактическая продолжительность жизни — средний возраст умерших на момент смерти.
Фертильность — репродуктивная способность; способность организма производить жизнеспособное потомство.
Фертильный возраст — период в жизни женщины, в течение которого она способна к вынашиванию и рождению ребенка — от 15 до 44 лет.
Хронологическое поколение {Chronologicalgeneration) — поколение людей, живущих или активно действующих в конкретное время.
Частичная дееспособность — дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а также малолетних в возрасте от 6 до 14 лет.
Эгоцентризм — в генетической психологии Ж. Пиаже — особая стадия развития
ребенка от трех до шести лет. Эйджизм — возрастная дискриминация.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба. М., 1999.
2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000.
3. Абрамкин В., Литов М. Малолетка сегодня. М., 1998.
4. Абросимова Е.А. О благотворительных организациях в СССР // Советское государство и право. 1992. № 1. С. 135—138.
5. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб., 1998.
6. Адоньева СБ. Детские секреты, клады и игры в похороны // Живая старина. 1999. № 1.С. 11.
7. Акимова А. Н. Мировая детская литература и субкультура детства//Детское чтение: феномен и традиция в конце XX столетия: Мат. межд. конф., 12-14 мая 1999 г. 4.1. СПб., 1999. С. 46-49.
8. Аксютина О. Панк в России 90-х: протест или товар? // Филос. науки. 2003. № 4. С. 32-50.
9. Актуальные проблемы современного детства. М., 1993.
10. Актуальные проблемы современного детства: Сб. науч. трудов. Вып. 5. М., 1998.
11. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. М., 1998.
12. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1972.
13. Андреева И.Н., Голубкова Н.Я., Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социологические исследования. 1989. №4.
14. Аннинский Л. Шестидесятники, семидесятники, восьмидесятники: К диалектике поколений в русской культуре // Литературное обозрение. 1991. №4.
15. Антонов А.А. К вопросу о периодизации поколений // Философские науки. 1973. Вып. 3.
16. Антропология возраста: Учеб. пособие. СПб., 2000.
17. Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия // Социологические исследования. 2002. № 8.
18. Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. М., 1977.
19. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999.
20. Атапина Е.А., Киселева Т.Н. Клубы общения как одна из форм повышения жизненного потенциала пожилых людей // Психология зрелости и старения. 2003. № 1. С. 93-98.
21. Афанасьев В.Г. Соколова А.Р. Благотворительность в России: историографический аспект проблемы. СПб., 1998.
22. Афанасьева А.И. Исторический процесс и смена поколений // Преемственность поколений как социологическая проблема. М., 1973.
23. Ахмеров Р.А. Биографический тренинг при кризисах середины жизни // LIFELINE и другие новые методы психологии жизненного пути. М., 1993. С.140-151.
24. Бадя Л.В. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994.
25. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
26. Бахрушин С. Организация попечения о беспризорных детях в Москве. М., 1916.
27. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. М., 1993.
28. Бернштейн М.С. Наша современность и дети (Материалы обследования 1921-1923 гг.). Л., 1928.
29. Биксон Т.К. и др. Жизнь старого и одинокого человека // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.
30. Благотворительность в России: В 3 т. СПб., 1907.
31. Благотворительные учреждения России. СПб., 1912.
32. Блинов Н.М. Социологические исследования труда и воспитания советской молодежи 20-х годов // Социологические исследования. 1975. № 1.
33. Блинов Н.М. Социология молодежи: достижения, проблемы // Социологические исследования. 1982. № 2.
34. Блонский П.П. Возрастная психология. М., 1930.
35. Блюм А., Захаров С. Демографическая история СССР и России в зеркале поколений // Мир России. 1997. № 4. С. 3—11.
36. Бореев Вл., Коваленко А. Мифы и реальность молодежных проблем // Конткультура и социальные трансформации. М., 1990.
37. Бобахо В.А. Социально-политические аспекты молодежной субкультуры // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Полит, науки. 1996. № 2. С. 35-45.
38. Бобровников В.Г. Благотворительность и призрение в России. Волгоград, 2000.
39. Богданович Л.А. Молодость в старости. М., 1984.
40. БожовичЛ. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
41. Борисов СБ. Латентные механизмы социализации детей и подростков. Шадринск, 2001.
42. Борисова Л. Г. Подросток в бизнесе: социализация или девиация?//Социологические исследования. 2001. № 9. С. 68—76.
43. Боряз В.Н. Молодежь: Методологические проблемы исследования. Л., 1973.
44. Брадис М.В. Дети — страдальцы и жертвы общественного неустройства. Псков, 1904.
45. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. № 2.
46. Бреев Б.Д. К вопросу о постарении населения и депопуляции // Социологические исследования. 1998. № 2. С. 61—66.
47. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999.
48. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР. М., 1976.
49. Брутман В. Социальное сиротство: по пути отчаяния // Народное образование. 1994. №9-10.
50. Бурлакова Т.Т. Особенности воспитательной системы детского дома // Обеспечение качества подготовки специалистов в системе непрерывного педагогического образования. Тула, 1999.
51. Бутенко И.А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социологические исследования. 2001. № 10. С. 84—91.
52. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
53. Быков В.М. От молчаливого поколения к бушующему. Трансформация молодого поколения США. М., 1974.
54. Быкова С.Н., Чупров В.И. Молодежь России: на пороге рынка между бедностью и нищетой // Социологические исследования. 1991. № 9.
55. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми / Пер. с нем. М., 1991.
56. Бюхнер П., Крюгер Г.-Г., Дюбуа М. «Современный ребенок» в Западной Европе // Социологические исследования. 1996. № 4. С. 128—135.
5 7. Ван Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999.
58. Ван-Путерен М.Д. О способах призрения бесприютных детей в России и за границей. СПб., 1893.
59. Василевский Л.М. Голгофа ребенка. Беспризорность и дети улицы. М., 1924.
60. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М.,1999.
61. Ваторопин А.С. Политические ориентации студенчества // Социологические исследования. 2000, № 6.
62. Вендрова О.Е. Молодежный телефон доверия в СССР // Социологические исследования. 1991. № 2.
63. Вересов Д. Историческая демография СССР. Вермонт, 1987.
64. ВеселковаИ.Н., Землянова Е.В. Проблемы здоровья и медико-социального обслуживания пожилых людей // Психология зрелости и старения. 2000. № 1 (9).
65. Взаимоотношение поколений в семье. М., 1977.
66. Висневска-Рошковска К. Новая жизнь после шестидесяти. М., 1989.
67. Вишневский Ю.Р. Студент 90-х — социокультурная динамика // Социологические исследования. 2000. № 12. С. 56—63.
68. Вишневский Ю.Р, Шапко В.Т. Социология молодежи.Екатеринбург, 1995.
69. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М., 2001.
70. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. М., 1993.
71. Возрастные особенности взрослых в различные периоды зрелости. Л., 1971.
72. Волков Ю.Г. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону, 2001.
73. Волкова А. И. Призрение покинутых детей. М., 1894.
74. Волошин И. Очерки по истории рабочего-подростка. М.; Л., 1924.
75. Волынская Л.Б. Смысл середины жизни: подведение итогов как основа дальнейшего пути // Психология зрелости и старения. 2002. № 1. С. 18—26.
76. Воронова Е.А. Благотворительность в социальной политике России. Ист. аспект// Вестн. Сиб. ун-та. Сер. 6. Вып. 3. 1997. С. 67-72.
77. Воспитание детей в неполной семье. М., 1980.
78. Воспитание и развитие детей в детском доме. М., 1996.
79. Выселение бедных детей из города в деревню // Детская помощь. 1891. № 7. С. 363-367.
80. Габиани А.А. Наркотики в среде учащийся молодежи // Социологические исследования. 1990. № 7.
81. Гавлова Е. Славянские термины «возраст» и «век» на фоне семантического развития этих названий в индоевропейских языках // Этимоло-гия-1967. М., 1969. С. 36-39.
82. Гайнер М.Л. Правосознание подростков. М., 1998.
83. Гамезо М.В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999.
84. Гареев Э., Дорожкин Ю.Н. Молодежь индустриальной России: жизненные и социально-политические ориентации // Социологические исследования. 1993. № 1.
85. Гейл Ш. Возрастные кризисы: Ступени личностного роста. СПб., 1999.
86. Гириенко Н.М. Некоторые замечания в связи с проблемой возрастной классификации // Советская этнография. 1981. № 6.
87. Гордин В. Чем старость обеспечим. М., 1988.
88. Гордон Л.А., Комаровский В.В. Динамика социально-профессионального состава поколений // Социологические исследования. 1986. № 3.
89. Григорьев СИ. 17-летние россияне 1997 года: сочетание либеральных и антилиберальных ориентации // Социологические исследования. 1998. № 8. С. 36-47.
90. Громова И. Б., Леонтьева В.Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта // Социологические исследования. 1991. № 10.
91. Гроф С, Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. М., 1996.
92. Гуревич П.С. Субкультура// Клыурология. XX век: Словарь. СПб., 1997.
93. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. М.,1980.
94. Дементьева И.Ф. Детство в преобразующемся обществе // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 125—127.
95. Дементьева И.Ф. Подростковая наркомания. Руководство для родителей и педагогов. М., 2000.
96. Дементьева И.Ф. Развод и дети. Методич. пособие для педагогов. М., 2000.
97. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. М., 2000.
98. Демичев А.В. Дискурсы смерти: Введение в философскую танатологию. СПб., 1997.
99. Демографическое будущее России / Под ред. Л.Л. Рыбаковского, Г.Н. Кареловой. М., 2000.
100.Денисенко М.Б., Далла Зуанна Ж.-П. Сексуальное поведение российской молодежи // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 83—87.
101.Дети и война: Сб. статей. Киев, 1915.
102.Дети и Октябрьская революция. Идеология советского школьника. М., 1928.
103.Дети улицы: растущая трагедия городов. М., 1990.
104.Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. М., 1998.
105.Детский дом семейного типа: проблемы, решения. М., 1992.
106.Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства. М, 2003.
Б2
107.Диоп A.M. Место и роль престарелых в странах Африки // Третий возраст. Импакт. Наука и общество. 1990. № 1. С. 98-106.
108.Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. Л., 1960.
109.Доброхлеб В.Г. Старшее поколение современной России. М., 2003.
110.Добрынин В.И., Кухтевич Т.Н., Туманов СВ. Молодежь России: три жизненные ситуации. М., 1998.
111.Документы ООН о детях, женщинах и образовании: Сб. М., 1995.
112.Ельмеев В.Д. Социологический метод: теория, онтология, логика. СПб., 1995.
113.ДрильД.А. Малолетние преступники. М., 1884.
114.Дубровина И.В. Воспитание детей в неполной семье. М., 1980.
115.Егоров В.К. Будущее молодежи: два пути. Положение молодежи при социализме и капитализме. М., 1986.
116.Ежегодный государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 1996 год». М., 1997.
117.Ежов О.Н., Кузнецов П.С. Жизненный путь и адаптация личности. Саратов, 1996.
118.Енджевский М. Тусовка. М., 1990.
119.Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1997.
120.Жеденов Н.Н. Детские сельскохозяйственно-кустарные приюты самопомощи. История, их устройство и жизнь. СПб., 1896.
121.Жизненные пути одного поколения / Под ред. Л.А. Коклягиной, В.В. Семеновой, М. Титмы. М., 1992.
122.Жизненный путь личности/Отв. ред. Л.В. Сохань. Киев: Наукова думка, 1987.
123.Жизненный путь молодого поколения: Опыт и методика генетического исследования в социологии. Таллин, 1983.
124.Жизненный путь поколения: его выбор и утверждение. Таллин, 1965.
125.Житинский А. Путешествие рок-дилетанта: Музыкальный роман. Л., 1990.
126.Журавлева И.В. Здоровье подростков и окружающий мир / Ин-т социологии РАН. М., 1997.
127.Журавлева Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социологические исследования. 2000. № 6.
128.Забрянский Г.И. Социология преступности несовершеннолетних. Минск, 1997.
129.Зайцев В.А. Труд и быт рабочих подростков. М., 1926.
130.Залеский В.Е. Забота государства о молодежи. М., 1986.
131.Западные молодежные субкультуры 80-х гг. М., 1990.
132.Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: Проблема индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб., 1996.
133.Запесоцкий А.С, Файн А.П. Эта непонятная молодежь. М., 1990.
134.Зверев Ю.И. Социальные проблемы пожилых людей // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М., 1992.
135.Здоровье пожилых людей. М., 1978.
136.Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.
137.Зерчанинова Т.Е. Социальные потребности молодежи Севера // Социологические исследования. 2002. № 9. С. 128—131.
138.Зислин Я.М. Социально-профессиональная ориентация выпускников 9-х, 11-х классов // Образование и социальное развитие региона. 1996. №2.
139.Зубок Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социологические исследования. 1998. № 8.
140.Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 42—51.
141.Зубок Ю.А. Риск в социальном развитии молодежи//Соц.-гуманит. знания. 2003. № 1.С. 147-162.
142.Иваненков СП. Проблемы социализации современной молодежи. Оренбург, 1999.
143.Иваненков СП. Проблемы социализации современной молодежи. Оренбург, 1999.
144.Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX — начала XX века: Социально-ист. судьба. М., 1999.
145.Иванова Н. П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. М., 1993.
146.Иванченков С. Социализация молодежи и перспективы развития образования // Россия XXI. 1995. № 9-10. С. 60-69.
147.Иконникова СН. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. Л., 1974.
148.Иконникова С.Н., Кон И.С. Молодежь как социальная категория. М.,1970.
149.Ильинский И.М. и др. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы. М., 1999.
150.Исаев Д.Н. Формирование понятия смерти в детском возрасте и реакции детей на процесс умирания // Журн. обозрение психиатр, и мед. психологии им. В.М. Бехтерева. 1992. № 2. С. 17—28.
151.Исаков П.Н. Справочная книжка о благотворительных учреждениях и заведениях г. С.-Петербурга. СПб., 1911.
152.Каган В.Е. Семейные и половые установки у подростков // Вопр. психологии. 1987. № 2.
153.Калиновская К.П. Категория «возраст» в представлениях некоторых народов Восточной Африки // Африканский этнографический сборник. Вып. XII. Л., 1980.
154.Калинюк И.В. Возрастная структура населения СССР. М., 1975.
155.Калужникова Т.И. Песенный фольклор в русской детской субкультуре Среднего Урала // Актуальные проблемы культурологи. Екатеринбург, 1998. С. 51-53.
156.Каминьски Б. Конец земного пути, каким он видится из кабинета врача. Варшава, 1989.
157.Капица СП. Население земли и предвидимое будущее цивилизации // Социологические исследования. 2003. № 1.
158.Капица СП. Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле: Очерк теории роста человечества. М., 1999.
Б4
159. Карлссон Л., Карлссон В., Окерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. М., 1983.
160. Карпенко М.П. Социальный портрет студента государственного вуза // Социологические исследования. 1999. № 8. С. 101 — 103.
161. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 124—128.
162. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социологические исследования. 1998. № 12.
163. Карсаевская Т. В., ШаталовА. Философские аспекты геронтологии. М., 1978.
164. Карсаевская Т.В. Человек стареющий. Л., 1989.
165. Картинки приютской жизни//Вестн. благотворительности. 1899. № 11; 1901. № 1,2.
166. Касьянов В.В. и др. Социализация молодежи: сущность, особенности, тенденции. Краснодар, 1994.
167. Касьянов В.В., Слепцов Н.С. Ревенко Л.В. Социализация молодежи: сущность, особенности, тенденции / Кубан. гос. ун-т. Краснодар, 1994.
168. Катаев С.Л. Кто мы такие (молодежь о себе и старшем поколении) // Социологические исследования.1968. № 1.
169. Кац Я.Д. Труд и быт рабочих подростков Сибири. Новосибирск, 1927.
170. Кащенко В.П., Мурашов Г.В. Исключительные дети. Изд. 2-е. М., 1929.
171. Кейп Р. Мозг человека и беспомощность престарелых // Третий возраст. Импакт. Наука и общество. 1990. № 1. С. 28—39.
172. Кларк М., Эндерсон Б. Одиночество и старость //Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М., 1989. С. 453-485.
173. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие) / Пер. с фр. М., 1991.
174. Клемантович И. Благотворительность в России: уроки истории // Воспитание школьников. 1999. № 6. С. 27—29.
175. КлещукС. Благотворительность в России, 1906—1914//Ленинградская панорама. 1990. № 7. С. 32-35; 1990. № 8. С. 34-35.
176. Клупт М. Время в жизни человека: Демографический аспект. М., 1985.
177. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1.С. 109-115.
178. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М., 1999.
179. Коган Б.Б., Лебединский М.С. Быт рабочей молодежи. М., 1929.
180. Коган Л.Н. Понятие «поколение» в теории научного коммунизма // Научный коммунизм. 1974. № 5.
181. Кожинов В. Новое поэтическое поколение // Вопр. литературы. 1970. № 7.
182. Козина И.М. Поведение на рынке труда: анализ трудовых биографий // Социологические исследования. 1997. № 4.
183. Козлова Т.З. Здоровье пенсионеров: самооценка//Социологические исследования. 2000. № 12.
184. Козлова Т.З. Исследование зависимости между самооценкой и оценкой прожитой жизни у пожилых людей // Психология зрелости и старения. 2002. № 1.С. 135-145.
185. Козлова Т.З. Мониторинг удовлетворения пенсионеров условиями жизни // Социологические исследования. 1999. № 9.
186. Козлова Т.З. Переживание времени пожилыми россиянами // Психология зрелости и старения. 2000. № 1 (9).
187. Козлова Т.З. Социальное время пенсионеров//Социологические исследования. 2002. № 6.
188. Коклягина Л. Истоки маргинальное™ российской молодежи // Молодежь России на рубеже 90-х годов. Кн. 1. М., 1992.
189. Кокс Д.Р., Оунс Д. Анализ данных типа времени жизни. М., 1988.
190. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1987.
191. Кон И.С. Ребенок и общество М., 1988.
192. Кон И.С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе // Социологические исследования. 1978. № 3.
193. Кон И.С. Понятие поколения в современном обществоведении //Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. Л., 1979. С. 212-215.
194. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
195. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
196. Кон И.С. Социология молодежи. М., 1988.
197. Константинова Л.В. Статус молодежи на рынке труда: Теорет. аспект. Саратов, 1996.
198. Константиновский Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. М., 2000.
199. Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. М., 1977.
200. Копицын В.М., Красова Е.Ю. Приручить Левиафана: о молодежи в меняющемся мире политики. Воронеж, 1991.
201. Коржева Э.М. Адаптация подростков к рыночным отношениям // Социологический журнал. 1995. № 2. С. 141 — 150.
202. Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб., 2002.
203. Косова Л.Б. Динамика ценностных ориентации: анализ результатов эмпирического исследования//Социологические исследования. 1994. № 2.
204. Кошелева О.Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Про-священия (XVI—XVIII вв.): Учеб. пособие по педагогической антропологии и истории детства. М., 2000.
205. Краснова О.В. «Мы» и «Они»: эйджизм и самосознание пожилых людей // Психология зрелости и старения. 2000. № 3 (11).
206. Краснова О.В. Воспоминания старых людей: рассказ историй, биография и терапия «лайф ревью» // Психология зрелости и старения. 2002. № 1.С. 111-125.
207. Краснова О.В. Образ пожилых людей в публицистике и литературе // Психология зрелости и старения. 2000. № 1 (9).
208. Краснова О.В. Пожилые мужчины в роли дедушек // Психология зрелости и старения. 2003. № 1. С. 36—56.
209. Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 149-152.
210. Кто изучает проблемы молодежи? Российские исследователи и научные организации. Справочник. М., 1997.
211. Курбанова А. Процесс самореализации личности в молодежных субкультурах // Культура и личность в капиталистическом обществе. М., 1986.
212. Кузнецов А.Г. Социология молодежи. Калинин, 1994.
213. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи / Сарат. высш. шк. МВД РФ. Саратов, 1995.
214. Кузьмина РА. Профессиональные ориентации молодежи Якутии. Новосибирск, 1991.
215. Культура. Политика. Молодежь: Сб. науч. работ. Вып. 2. / Ин-т молодежи. М., 1996.
216. Курицын Вяч. Четверо из поколения дворников и сторожей // Урал. 1990. №5.
217. Куркин П.И. Московская рабочая молодежь. М., 1924.
218. Кучмаева О. Субкультурные объединения молодежи: критический анализ. М., 1987.
219. Лангмейер Й., МатейчекЗ. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
220. Латынина А. Кредо детей XX съезда: антисталинизм, вера в социализм, в революционные идеалы // Новый мир. 1990. № 1.
221. Леви В. Нестандартный ребенок. М., 1991.
222. Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон: размышление о неформальном движении. М., 1989.
223. Легко ли быть молодым. М., 1989.
224. Лейн Д. Поколенческие изменения // Молодежь России на рубеже 90-х годов. М., 1992. Кн. 1.
225. Ливенхуд Б. Кризисы жизни. Шансы жизни. Калуга, 1994.
226. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования. 1998. № 5.
227. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 98-104.
228. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000.
229. Лисовский В.Т. Социология молодежи. М. 1996.
230. Литвиненко О. Социальная мобильность работающей молодежи в российской провинции // Молодежь России на рубеже 90-х годов. М., 1992. Кн. 1.
231. Лиханов А.А. Дети без родителей. М., 1987.
232. Лич П. Младенец и ребенок: От рождения до пяти лет. М., 1992.
233. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. М., 1991.
234. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования. 2002. № 10. С. 79—87.
235. Луков В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социологические исследования. 1998. № 8. С. 27-36.
236. Мавлевич Н. Неприкаянные дети// Русская мысль. 1998. 18—24 июня.
237. Магун B.C., Литвинцева А.З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е гг. М., 1993.
238. Мазурова А.И. Словарь сленга, распространенного в среди неформальных молодежных объединений // Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений. М., 1988.
239. Максимов Е.Д. Очерк земской деятельности в области общественного призрения. СПб., 1895.
240. Макшанцева Е.Д. Детские забавы. М., 1991.
241. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М., 1988.
242. Малярова Н.В., Несмеянова М.И. Социальная защита детства: концептуальный подход // Социологические исследования. 1991. № 4.
243. Маро (Левитина М.И.) Беспризорные. Социология. Быт. Практика работы. М., 1925.
244. Маршак А.Л. Особенности социокультурных связей социально-дезориентированной молодежи//Социологические исследования. 1998. № 12.
245. Массен П. и др. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты. М., 1982. С. 182-186.
246. Матуленис А.А. Включение молодежи в социальную структуру. Вильнюс, 1983.
247. Мельвиль А.Ю., Разлогов К.Э. Контркультура и «новый консерватизм». М., 1981.
248. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. М., 1998.
249. Мельникова Н.М. Поколение как общесоциологическая категория // Философские науки. 1974. № 3.
250. Меренков А. В. Рыночные ориентиры студенчества // Социологические исследования. 1998. № 12.
251. Меркулова Н.Б. Детский труд // Социологические исследования. 1997. № 5. С. 93.
252. Методологические проблемы исследования молодежи (материалы к дискуссии). М., 1998.
253. МещеркинА., МещеркинаЕ. Автопортрет российской провинциальной молодежи на досуге // Молодежь России на рубеже 90-х годов. М., 1992. Кн. 1.
254. Мещеркина Е.Ю. Все труднее стать взрослым (социологи ФРГ о молодежи) // Социологические исследования. 1990. № 1.
255. Мещеркина Е.Ю. Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминаниях. М., 2001.
256. Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения. М., 1988.
257. Мид М. Развитие ребенка. М., 1968.
258. Минигалиева М.Р. Взрослость: типы и контексты анализа // Психология зрелости и старения. 2000. № 1 (9).
259. Минигалиева М.Р. Смена профессии — критическая жизненная ситуация // Психология зрелости и старения. 2002. № 1. С. 153—167.
260. Миронов А.А. Молодежь в условиях перехода к рыночным отношениям // Социологические исследования. 1991. № 3.
261. Михельсон М.И. Гибель бесприютных детей. СПб., 1901.
262. Мкртчян Г.М., Чистяков И.М. Молодежь Москвы на рынке труда // Социс. 2000. № 12.
263. Моисеенко В.М., Чудиновских О.С. Миграционные потоки пожилого населения в России // Психология зрелости и старения. 2000. № 1 (9).
264. Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ). СПб., 1999.
265. Молодежные, детские организации и движения в структуре молодежной политике. М., 1995.
266. Молодежный ренесанс: проблемы социализации молодежи. М., 1990.
267. Молодежный экстремизм. СПб., 1996.
268. Молодежь — будущее России. Тез. докл. X Уральских социологических чтений 11 — 12 сентября 1996 г. Ч. I—II / Рос. о-во социол. Урал, отд-ние и др. Екатеринбург, 1996.
269. Молодежь 97: надежды и разочарования / НИЦ при Ин-те молодежи; центр социолог, исслед. МГУ. М., 1997.
270. Молодежь в социальной сфере. М., 1990.
271. Молодежь в СССР. М., 1990.
272. Молодежь в условиях социально-экономических реформ. Материалы междунар. научно-практической конф. Вып. 1, 2. СПб., 1995.
273. Молодежь Германии и России (Социологическое исследование). М., 1994.
274. Молодежь и образование / Отв. ред. В.Т. Лисовский. М., 1972.
275. Молодежь и общество на рубеже веков / Под науч. ред. И.М. Ильинского. М., 1999.
276. Молодежь провинциальной России: социальные проблемы и перспективы развития: по материалам обл. науч.-практ. конференции / Отдел по делам молодежи Администрации Белгород, обл. Белгород, 1994.
277. Молодежь района: социальные проблемы и пути их решения / Г.Е. Зборовский и др. Екатеринбург, 1996.
278. Молодежь России в исследованиях ученых. Выборочный библиографич. указатель. М., 1999.
279. Молодежь России на рубеже 90-х годов. М., 1992. Кн. 1.
280. Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений. Докл. Комитета РФ по делам молодежи. М., 1995.
281. Молодежь России: общественные объединения, органы государственной власти по делам молодежи. М., 1997.
282. Молодежь России: поколенческий аспект (по материалам социологических исследований. М., 1997.
283. Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века? Ч. 1 -2. СПб., 1998.
284. Молодежь России: социальное развитие. М., 1992.
285. Молодежь России: тенденции и перспективы. М., 1993.
286. Молодежь России: три жизненные ситуации. Экспресс-информация по результатам социологического исследования. М., 1997.
287. Молодежь Среднего Урала. Сб. аннотир. отчетов по результатам социол. исслед. 1990-95 гг. /Урал, ин-т молодежи. Екатеринбург, 1996.
288. Молодежь СССР. М, 1989.
289. Молодежь СССР. Статистический сб. ЦУНХУ Госплана СССР. М., 1936.
290. Молодежь: будущее России / А.И. Антонов, П.И. Бабочкин, В.К. Баль-севич и др. М., 1995.
291. Молодежь: выбор судьбы (Социологическое исследование). М., 1998.
292. Молодежь-89: Общественное положение молодежи и вопросы молодежной политики в СССР. М., 1989.
293. Молодой россиянин на пороге XXI века: социокультурное измерение. Межвуз. сб. научн. трудов. Нижний Тагил, 1996.
294. Молодые социологи о социальных проблемах молодежи. Сб. тез. и материалов студентов и аспирантов вузов Урала к X Уральским социологическим чтениям «Молодежь — будущее России» (Екатеринбург, сент. 1996 г.) / Рос. о-во социол. Урал, от-ние и др. Екатеринбург, 1996.
295. Молчанов В.В. Массовая мистификация: поп-культура и суеверие. Л., 1987.
296. Морозов В.В., Скрябов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ // Социально-политический журнал. 1998. №1.
297. Мудрик А.В. Социализация в «Смутное время». М., 1991.
298. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1998.
299. Мухина B.C. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях // Воспитание и развитие детей в детском доме. М., 1996.
300. Мяло К. Время выбора: молодежь и общество в поисках альтернативы. М., 1991.
301. Население третьего возраста: Сб. ст. М., 1986.
302. Начало пути: поколение со средним образованием. М., 1989.
303. Наш молодой современник: диалоги и размышления. М., 1988.
304. Ненашев СВ., Пилатов С.Г. Дети андеграунда: приглашение к разговору. Л., 1990.
305. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6—7 лет. М., 1992.
306. Неформалы: социальные инициативы М., 1990.
307. Никитенко В.В. Демографический анализ поколений. М., 1979.
308. Никитина Т.Т. Так говорит молодежь: Словарь сленга. СПб., 1998.
309. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995.
310. Новицкий А.Г., Миль Г.В. Занятость пенсионеров. М., 1981.
311. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999.
312. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
313. Общественное и частное призрение в России. СПб., 1907.
314. Оглоблин А.К. Некоторые аспекты традиционной социализации детей у яванцев // Этнография детства. М., 1988.
315. Оглоблин А.К. Социализация детей у малайцев в Малайзии и Сингапуре // Этнография детства. М., 1983.
316. Одаренные дети / Пер. с англ. М., 1991.
317. Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М., 1990.
318. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000.
319. Осадчая Г.И. Стиль жизни молодых горожан // Социологические исследования. 2002. № 10.
320. Осколкова О.Б. Бедные дети богатой Америки // Социологические исследования. 2003. № 2.
321. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000.
322. Осорина М. Кризис «середины жизни». Л., 1995.
323. Осорина М. О культуре дразнения // Педология. 2001. № 6.
324. Осорина М.В. О стратагемах детской субкультуры // Традиционная культура и мир детства: Материалы междунар. научной конф. «XI Ви-ноградовские чтения». Ч. III. Ульяновск, 1998. С. 5.
325. Осорина М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований (к проблеме этнографии детства) // Советская этнография. 1983. № 3. С. 34-45.
326. Отклоняющееся поведение молодежи. Краткий словарь-справочник / Владим. гос. пед. ун-т, Владимир, 1994.
327. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения: Вып.4. М.,1995.
328. Ошанин М.А. О призрении покинутых детей. СПб., 1912.
329. Павловский О.М. Биологический возраст человека. М., 1987.
330. Пайя П. Старение и старость глазами демографа // Третий возраст. Импакт. Наука и общество 1990. № 1. С. 47—60.
331. Панина Н.В., Сачук Н.М. Старшее поколение в семье / Семья и общество. М., 1982.
332. Пати Дж. Успехи современной кардиологии в лечении болезней сердца у людей пожилого возраста // Третий возраст. Импакт. Наука и общество. 1990. № 1.С. 20-28.
333. Переведенцев В.И. Молодежь и социально-демографические проблемы СССР. М., 1990.
334. Петров Д. Молодежные субкультуры. Саратов, 1996.
335. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи // Социологические исследования. 2000. № 12.
336. Петрова Н.К. Общественно-политический облик рабочей молодежи. 70-е годы. М., 1986.
337. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М., 1986.
338. Пирожков СИ. Демографические процессы и возрастная структура населения. М., 1976.
339. Писарева В. Агрессивно-конформистская субкультура молодежи России // Молодежь России на рубеже 90-х годов. М., 1992. Кн. 1.
340. Подросток в северном городе (по материалам социально-криминологического исследования в г. Надыме). Ч. I— III. Екатеринбург; Надым, 1996. Ч. 1: Социологический портрет. Ч. II: Причины отклоняющегося поведения. Ч. III: Социальная реабилитация «трудных».
341. Пожилые люди в нашей стране. М., 1977.
342. Полищук Ю.И. Старение личности // Социальная и клиническая психиатрия. 1994. № 3. С. 108-116.
343. Положение детей в Российской Федерации. Госуд. ежегодный доклад. 1993 год / Мин-во социальной защиты населения РФ. М., 1994.
344. Положение детей-сирот// Вестн. образования. 1999. № 8. С. 3—7.
345. Положение молодежи в советском обществе: аналит. отчет. М., 1990.
346. Полутин СВ. Молодежь в системе социального воспроизводства: Со-циол. анализ. Саранск, 2000.
347. Попов В.М. Государственное и частное призрение детей в дореволюционной России. М., 2000.
348. Правовое сознание студенческой молодежи: По материалам социолог, исследования/ Гос. ком. Респ. Татарстан по делам детей и молодежи. Казань, 1995.
349. Преемственность поколений как социологическая проблема. М., 1973.
350. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М., 1990.
351. Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. М., 1994.
352. Професиональная ориентация молодежи в условиях рыночной экономики: Межвуз. сб. / Краснояр. инж.-строит. ин-т. Красноярск, 1994.
353. Профессиональный труд в пожилом возрасте. Л., 1976.
354. Прохоров В. Традиции благотворительности и попечительства в России // Родина. 2002. С. 55-56.
355. Психическое развитие воспитанников детского дома. М., 1990.
356. Психология пожилого возраста в аспекте психологической и социальной работы: Метод, рекомендации. Самара, 1996.
357. Психология современного подростка. М., 1967.
358. Пути и перепутья «потерянного поколения». Молодежь Запада у развалин общества «всеобщего благоденствия». М., 1985.
359. Радзиховский Л.А., Мазурова А.И. Сленг как инструмент остранения // Язык и когнитивная деятельность. М., 1989.
360. Разин М.В. Психология московских хиппи// Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений. М., 1988.
361. Райнпрехт X. Детдомовские дети остаются на обочине жизни // Родитель.ш. 2002. 5 дек.
362. Раковская О.А. Благосостояние молодежи: достаток и достоинство // Социологические исследования. 1989. № 1.
363. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М., 1993.
364. Расы и народы: современные этнические и расовые проблемы. Ежегодник. Вып. 23 / РАН. Ин-т этнологии и антропологии. М., 1993.
365. Реабилитация детей с ограниченными возможностями. М., 1992.
366. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб., 2002.
367. Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи: 1985-1995 годы/Под ред. B.C. Магуна. Ин-т социологии РАН. М., 1998.
368. Ревуненкова Е.В. Ребенок в представлениях батаков Северной Суматры // Этнография детства. М., 1988.
369. Резников С.Г. Рожков А.Г. Жильцы дома — интерната для престарелых: социологический портрет//Социологические исследования. 1991. № 2.
370. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Пер. с нем. М., 1994.
371. Римашевская Н.М. Русский крест// Природа. 1999. № 6.
372. Римашевская Н.М., Бреева Е.Б. Здоровье новорожденных — будущее здоровье нации // Социологические исследования. 1996. №11. С. 42-46.
373. Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. М., 2001.
374. Рожков А.Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопр. истории. 2000. № 1. С. 134-139.
375. Рожков А.Ю. Молодой человек 20-х годов: протест и девиантное поведение // Социологические исследования. 1999. № 7. С. 107—114.
376. Рок: музыка? субкультура? стиль жизни? (обсуждение за «круглым столом» редакции) // Социологические исследования. 1987. № 6.
377. Рок-культура глазами социологов. Информационно-методические материалы. Свердловск, 1989.
378. Россет Э. Процесс старения населения. М., 1968.
379. Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. A.M. Панова и Е.И. Холостовой). Т. 1, 2. М., 1997.
380. Рубахин А.Н. Похвала старости. М., 1979.
381. Рубин 3. Дети без друзей //Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М., 1989. С. 343—360.
382. Рубцова П. Что читают дети. М., 1928.
383. Русский школьный фольклор. М., 1998.
384. Руткевич М.Н., Потопов В.П. После школы: Социально-профессиональные ориентации молодежи. М., 1995.
385. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 90-98.
386. Рыбачук Н.Ф., Гуцу В.Г. Духовный мир молодежи: опыт социологического исследования. Кишинев, 1991.
387. Рыбинский Е.М. Дети России на рубеже XXI века. М., 2000.
388. Рыбинский Е.М. Социально-правовые проблемы детства. М., 1999.
389. Рыбинский Е.М., Кузнецова Л.В., Несмеянова М.И. Государственная социальная политика в интересах детей // Социологические исследования. 1998. № 12. С. 79-82.
390. Рязанцев С. Танатология (учение о смерти). СПб., 1994.
391. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения. Жизнь и смерть в русской философии. СПб., 1995.
392. Салагаев А.Л. Насилие в молодежных группировках как способ конструирования маскулинности // Журн. социологии и социал. антропологии. 2002. Т. 5. № 1. С. 151-160.
393. Салагам А.Л., Максудон P.P. Подросток в городе: проблемы социализации. Казань, 1988.
394. Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира: история и современность. М., 2000.
395. Саралиева З.М., Балабанов С.С. Пожилой человек в Центральной России // Социологические исследования. 1999. № 2. С. 54-65.
396. Сафонова Т.Я. и др. Реабилитация детей в приюте. М., 1995.
397. Свирский А.И. Несчастные дети. СПб., 1897.
398. Селиванов А. Учреждения по призрению детей. СПб., 1900.
399. Селиванов А.Ф. Воспитательные, сиропительные и сиротские дома, приюты для подкидышей, приюты для малолетних. СПб., 1907.
400. Семенова В.В. Социология молодежи//Социология в России. М., 1996. С. 323-344.
401. Семенова В. Индивидуальные судьбы одного поколения // Молодежь России на рубеже 90-х годов. М., 1992. Кн. 1.
402. Семенова В.В. Социология молодежи // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1996.
403. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике // Социологические исследования. 1998. №11.
404. Сергейчик СИ. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи // Социологические исследования. 2002. № 3.
405. Сибирев В.А., Головин Н.А. Штрихи к портрету поколения 90-х годов // Социологические исследования. 1998. № 3. С. 106—117.
406. Сидоренко-Стивенсон С.А. Московские бездомные // Человек. 1996. №2.
407. Сикевич З.В. Молодежная культура: «за» и «против»: Заметки социолога. Л., 1990.
408. Симонов К. Глазами человека моего поколения // Знамя. 1988. № 3. С. 3-66.
409. Сироты России: право ребенка на семью. М., 2001.
410. Скороходов В.В. Боевые искусства Востока как досуговый интерес молодежи // Социологические исследования. 2000. № 3.
411. Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социологические исследования. 2002. № 1.
412. Слепцов Н.С. Социальная защищенность молодежи. М., 1990.
413. Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.
414. Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность// Социологические исследования. 1998. № 3. С. 117—121.
415. Смоленская Н.Е. Трудовое вспомоществование детей московских приютов. М., 1998.
416. Снайдер М., Снайдер Р. Ребенок как личность. М., 1995.
417. Собкин B.C., Кузнецова Н.И. Российский подросток 90-х: Движение в зону риска. Аналитический доклад. М., 1998.
418. Соболев Р.П. Запад: кино и молодежь. М., 1971.
419. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. Итоги соц. исследования. М., 1999.
420. Соколов А.В. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 115—123.
421. Сонин М.Я., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. М., 1984.
422. Сорокин В.М. Охрана детства. СПб., 1893.
423. Социальная работа с пожилыми. М., 1995.
424. Социально-демографический портрет студента. М., 1986.
425. Социальное самочувствие молодежи (региональный социологический мониторинг). Вып. № 2. Тула, 1996.
426. Социально-молодежная работа: международный опыт. М., 1997.
427. Социальные проблемы молодежи: Социологические очерки. СПб., 1995.
428. Социальные службы для молодежи: Материалы и документы. М., 1995.
429. Социологические исследования по проблемам культуры и досуга молодежи: Инф. метод, сб. М., 1990.
430. Социология молодежи. Ростов н/Д., 2001.
431. Социология молодежи: Учеб. / Под ред. В.Т. Лисовского. СПб., 1996.
432. Социология молодежной культуры. Духовность провинции: межвуз. сб. науч. тр. / Тамбов, гос. ин-т культуры. Тамбов, 1995.
433. Спиридонова Г., Лылова О. Сдвиги в системе профессиональной подготовки молодежи // Вопросы экономики. 1998. № 1. С. 92—98.
434. Стазаева И.В. Безработная молодежь в социальной структуре и политической жизни современного российского общества. Саратов, 1996.
435. Старость. Популярный справочник/ Пер. с польского. М., 1996.
436. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 1996.
437. Стивенсон С.А. О феномене бездомности // Социологические исследования. 1996. № 8.
438. Строева А. Дети, кино и телевидение. М., 1962.
439. Субкультурные объединения молодежи: критический анализ. М., 1987.
440. Султанта М.А. Феномен контркультуры в массовом сознании // Контркультура и социальные трансформации. М., 1988.
441. Сундиев И.Ю. Самодеятельные объединения молодежи // Социологические исследования. 1989. № 2.
442. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.
443. Тайны великих долгожителей. Минск, 1998.
444. Тальчук А., Конопля Е., Мосалыго В. Социально-гигиенические и наследственные факторы долголетия населения Белорусской ССР // Третий возраст. Импакт. Наука и общество. 1990. № 1. С. 86—97.
445. Тарантей В.П. Лицом к молодежи. Минск, 1990.
446. Тарасов A. Skinheads au naturel // Неприкосновенный запас. 1999. № 5 (7).
447. Тарасов А. Молодежь как объект классового эксперимента // Свободная мысль-ХХ1. 1999. № 11.
448. Телеэкран приглашает детей. М., 1976.
449. Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1975.
450. Титма М.Х., Саар Э.А. Молодое поколение. М., 1986.
451. Тиц Б.Н. Детские приюты: Справочная книжка для лиц, имеющих надобность помещать детей в приюты. СПб., 1886.
452. Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993.
453. Толстых А. Возрасты жизни. М., 1988.
454. Топалов М.Н. Некоторые проблемы исследования социальной сферы. М., 1987.
455. Топоров А. Новые бритоголовые // Казань-Мир-Транзит. 1997. 12сент.
456. Торнстам Л. Помощь пожилым и престарелым в Швеции: семья и общество // Третий возраст. Импакт. Наука и общество. 1990. № 1. С. 61-69.
457. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. СПб., 1991.
458. Трисман В.Г. Обряды и поверья, связанные с рождением и воспитанием ребенка у малых народов Индонезии. Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. М., 1980.
459. Труд детей. Итоги социологического исследования. М., 1997.
460. Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность/ Под. ред. В. Н. Шубкина. М.: Наука, 1984.
461. Трыкова О.Ю. Современный детский фольклор и его взаимодействие с художественной литературой. Ярославль, 1997.
462. Урланис Б. История одного поколения. М., 1968.
463. Федоров С, Хлобустов О. Детская беспризорность: опыт исторической борьбы // Государственная служба. 2001. № 3. С. 20—24.
464. Федоров С.Г. ВЧК и борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью // Безопасность. 1999. № 3/4. С. 243-249.
465. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.; Воронеж, 1997.
466. Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению: Социальная подвижность. М., 1989.
467. Филиппов Ф.Р. и др. Трудовые биографии поколений // Социологические исследования. 1986. № 4.
468. Фокин В.М. Социальная и правовая защита молодежи от алкоголизма и паразитизма. М., 1991.
469. Хейфлик Л. Биология старения человека // Третий возраст. Импакт. Наука и общество. 1990. № 1. С. 5-19.
470. Хибовская Е.А. Ориентации молодежи в сфере образования // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. Информ. бюл. Вып. 5. М„ 1995. С. 2-30.
471. Хломов Д.О некоторых проблемах детского воровства // Сб. материалов Московского Гештальт Института за 1994—1999 гг. М., 1999.
472. Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994.
473. Цегорцов А.А., Щеюрцов В.А. Советская молодежь: эволюция политических взглядов. Социолог, фрагменты. М., 1990.
474. Цуркану В.В., Сиволобов С.А. Куда уходит молодежь // Социологические исследования. 1991. № 8.
475. Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь: Социол. исследования проблем выбора профессии и трудоустройства. М., 1985.
476. Черноволенко В.Ф., Оссовский В.А., Паниотто В.И. Престиж профессий и проблемы социально-профессиональной ориентации молодежи. Киев, 1979.
477. Черносвитов Е.В. Проблемы активизации жизни пожилых людей // Психология зрелости и старения. 2000. № 1 (9).
478. Чуйко Л., Никитенко В. Поколения в семье // Семья сегодня. М., 1979.
479. Чукреев П.А. Молодежь на рынке труда депрессивного региона. Улан-Удэ, 1998.
480. Чупров В.И. Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия // Социологические исследования. 1994. № 6.
481. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социологические исследования. 1998. № 3. С. 93—106.
482. Чупров В.И., Быкова С.Н. Материальное положение молодежи России. М., 1992.
483. Чупров В.И., Быкова С.Н. Молодежь России: на пороге рынка между бедностью и нищетой // Социологические исследования. 1991. № 9.
484. Чупров В.И., Быкова С.Н., Журавлев Г.Т. Уровень жизни молодежи России. М., 1991.
485. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000.
486. Чуркова Л.И., Шибаева Л.В. Опыт работы с пожилыми переселенцами // Психология зрелости и старения. 2003. № 1. С. 118-122.
487. Шакеева Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях. М.; Воронеж, 1998.
488. Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М., 1983.
489. Шапиро В.Д. Человек на пенсии. М., 1980.
490. Шварц Г., Зайцев В. Молодежь СССР в цифрах. М., 1924.
491. Шевчик Е.В. Под прицелом — молодежь. Минск, 1987.
492. Шестаков В.Ю. Проблемы престарелых и организация гериатрической службы за рубежом. М., 1984.
493. Шкурин В.Н. Неформальные молодежные объединения. М., 1990.
494. Шубкин В.Н. Начало пути. М., 1979.
495. Шуман Г., Скотт Ж. Коллективная память поколений // Социологические исследования. 1992. № 2. С. 47—60.
496. Шумилов В.К. Экономическое сознание старшеклассников // Социологические исследования. 2003. № 1.
497. Щеглова С.Н. «Своя» комната как артефакт молодежной субкультуры // Социологические исследования. 2003. № 3.
498. Щеглова С.Н. Детство: методы исследования. М., 1999.
499. Щеглова С.Н. Как изучать детство. Социологические методы исследования современных детей и современного детства. М., 2000.
500. Щеглова С.Н. Социология детства. М., 1996.
501. Щегорцев А.А. Молодежь и общество: опыт социологического анализа. М., 1997.
502. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. СПб., 1993.
503. Эйджизм и что мы думаем о возрасте // Психология зрелости и старения. 2003. № 1.С. 123-129.
504. Экман П. Почему дети лгут? М., 1993.
505. Экология. Демократия. Молодежь: Сб. М., 1990.
506. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.; СПб., 1999.
507. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. М.; Воронеж, 1995.
508. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. М., 1993-1994.
509. Эпштейн М., Юкина Е. Образы детства // Новый мир. 1979. № 12.
510. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
511. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. М., 1996.
512. Эриксон Э.Г. Детство и общество / Пер., науч. ред. А.А. Алексеева. 2-е изд, перераб., доп. СПб., 2000.
^i^. -^мншрафия детства. М., 1988