Большая роль в изучении учебной дисциплины принадлежит самостоятельной работе студентов, которые обязаны готовиться к предстоящим занятия, семинарам, работать с рекомендованной литературой, дорабатывать конспекты лекций. Самостоятельная работа создает условия для глубокого овладения знаниями и развития мышления студентов.
Самостоятельная работа студентов, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию. В процессе самостоятельной работы студенты стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и действий.
Сущность этого метода заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым студентом путем вдумчивого изучения материала по рекомендованной литературе и а также предложенным вопросам для самостоятельной работы и полученным заданиям.
Для этого на каждом занятии студенты получают конкретное задание для самостоятельной работы и весь необходимый для его выполнения методический материал. В частности, могут быть использованы так называемые «Бланк-задания». Каждое такое «Бланк-задание» представляет собой алгоритмизированное описание определенного способа профессионально значимого способа деятельности. При этом важно, чтобы бланк содержал некоторые обобщенные представления по учебной дисциплине. Для этого в центр бланка помещается модельное представление ситуации деятельности, на основе которого студент и призван организовать собственную мыслительную деятельность по привлечению знаний к осуществлению заданного действия.
|
|
В случае если изучение курса или учебной дисциплины предполагает выполнение самостоятельных работ, необходимо наладить планирование прохождения этих работ через все этапы подготовки и рецензирования. Для этого целесообразно составить график поэтапного прохождения этой работы с выделением контрольных рубежей и сроков. Для организации самостоятельной работы студентов могут быть разработаны специальные методические пособия.
Для организации самостоятельной работы студентов им также выдаются планы подготовки к семинарским и практическим занятиям. Помимо этого в целях организации деятельности обучаемых им могут быть предоставлены списки рекомендованной литературы, задания на разработку курсовых и дипломных работ, методические рекомендации по организации самостоятельной работы.
Итогом самостоятельной работы студентов является конспект учебных материалов, реферат, выступление, доклад и т.д. которые представляются преподавателю. В процессе обучения преподаватель осуществляет систематический контроль успеваемости студентов и уровень их теоретической и практической подготовки.