Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования требований к минимуму содержания и уровню подготовки инженера направления подготовки 654100 «Электроника и микроэлектроника» специальности 210107 «Электронное машиностроение»
ОПД | Общепрофессиональные дисциплины | |
ОПД.В.00 | Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом | |
ОПД.В.01 | Экономика предприятия: Экономические основы производства: предмет и методология курса «Экономика предприятия»; предприятие как субъект рыночной экономики; разновидности рынка; предприятие и предпринимательство; экономический выбор; собственность и предпринимательство; товар, деньги, рыночное равновесие. Ресурсы предприятия: основной капитал – техническая база производства; эффективность использования основного капитала; S оборотный капитал; производственная программа и производственная мощность предприятий; товарная политика предприятия; персонал предприятия; организационно-экономические основы оплаты труда. Результаты хозяйственной деятельности: формирование себестоимости продукции; анализ себестоимости; основы формирования цены; цена и качество продукции; оценка результатов деятельности предприятия; S издержки производства и прибыль. Коммерческая деятельность предприятия: конкурентоспособность машиностроительной продукции; виды и стратегии конкуренции; финансы предприятия; организация финансирования и кредитования; налоговая политика; учет и анализ хозяйственной деятельности предприятий; необходимость учета и отчетности фирмы предпринимателю. Экономика создания и освоения новой техники: экономическая эффективность инновационной деятельности; экономическая эффективность повышения качества промышленной продукции; технико-экономический анализ и технико-экономическая оптимизация инженерных решений; проблемы структурного реформирования машиностроения; регулирование и планирование предпринимательства в машиностроении. |
1. Цель и задачи дисциплины
|
|
Основной целью дисциплины «Экономика предприятия» является формирование у студентов представления об экономике отраслевого производства, о методах решения экономических и организационных задач, возникающих в процессе их инженерной деятельности.
Задачи изучения дисциплины:
1) получение теоретических знаний об экономических основах отраслевого производства и экономике предприятия;
2) прикладные знания в области развития форм и методов экономического управления применительно к предприятиям электронного машиностроения;
3) изучение методов технико-экономического обоснования, оценки эффективности и оптимизации научных, конструкторских, технологических и организационных решений;
|
|
4) нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, сроков исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и определении оптимальных решений;
5) формирование у студентов навыков самостоятельного изучения учебной и научной литературы по проблемам экономики электронного машиностроения.
«Экономика предприятия» как учебная дисциплина в системе подготовки инженеров опирается на знания, полученные студентами при изучении экономической теории, информатики, технологии. В свою очередь знания, полученные в процессе изучения этой дисциплины широко используются при анализе инженерных и организационно-управленческих решений при изучении технических дисциплин и конкретно «Организации и планирование производства».
Знания, полученные при изучении курса «Экономика предприятия», необходимы студентам для выполнения организационно-экономической части дипломных проектов, в частности, при проведении экономического обоснования проектных решений.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент должен знать:
· экономическое значение полупроводникового производства, его место в структуре промышленности, особенности и перспективы развития;
· экономические основы функционирования предприятий полупроводникового производства в рыночной среде;
· сущность, формирование, показатели и пути улучшения использования основных средств предприятия;
· состав трудовых ресурсов предприятия, источники их формирования; показатели, значение и пути повышения производительности труда; принципы организации мотивации и оплаты труда работающих;
· сущность и методы определения себестоимости продукции, пути снижения затрат;
· методы определения цен на продукцию отрасли; источники образования и порядок распределения прибыли, пути повышения рентабельности производства;
· сущность и функции финансов предприятия, источники финансовых ресурсов и направления их использования, методы управления оборотными активами;
· основные принципы и методы планирования работы предприятий, система показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия,
· экономические требования к новой технике, технологическим процессам и материалам, используемым в отрасли;
· методы технико-экономического анализа и выбор материалов, технологических пособий, конструкций изделий, основа функционально-стоимостного анализа;
· методы оценки экономической и социальной эффективности инженерных решений;
· сущность и экономическое значение многовариантного проектирования.
Студент должен уметь:
· рассчитывать стоимость основных средств предприятия, показатели их использования;
· труда и рассчитывать заработную плату работающих;
· рассчитывать себестоимость продукции, ее цену и определять прибыль предприятия и показатели рентабельности;
· планировать работу производственного подразделения, рассчитывать основной плановый показатель;
· рассчитывать технико-экономические показатели техники и технологических процессов;
· принимать рациональные инженерные решения на основе технико-экономического анализа вариантов инженерных решений;
· осуществлять функционально-стоимостной анализ техники, технологии и организации производства;
· использовать вычислительную технику и методы моделирования при экономическом обосновании инженерных решений.
Студент должен владеть:
· методами планирования и анализа основных технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
|
|
· навыками определения технико-экономических показателей техники, технологических процессов и используемых в производстве материальных ресурсов;
· методами определения экономической и социальной эффективности инженерных решений;
· выбирать рациональный вариант инженерного решения на основе технико-экономического анализа.