В таможенном деле

Научно-технический прогресс (НТП) представляет собой взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой стороны, в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях.

Таможенное дело не может оставаться на уровне современных требований без использования достижений НТП. Научно-технический прогресс в таможенном деле представляет собой планомерное системное, непрерывное развитие и совершенствование средств труда, технологических процессов, систем управления, осуществляемые в целях повышения качества таможенного администрирования, эффективности использования ресурсов, улучшения условий труда сотрудников.

Выделяют две формы НТП –эволюционную и революционную[20].

Эволюционная форма НТП – это накопление новых научных результатов с использованием известных и устоявшихся научных теорий, разработка новых устройств и технологий на основе применяющихся технических и организационных принципов.

Революционная форма НТП — это переход к качественно новым типам устройств и технологий, основанным на фундаментальных открытиях науки и техники и обеспечивающим скачок в росте экономической эффективности.

Первым направлением внедрения достижений НТП в таможенное дело России в начале 90-х гг. было создание и эксплуатация единой автоматизированной информационной системы ФТС России (ЕАИС). Для ее функционирования необходимо было:

- создать методическую базу получения и представления статистической информации о валютном контроле таможенными органами;

- разработать информационную технологию сбора, передачи и обработки данных таможенной статистики;

- создать инфраструктуру региональных центров обработки таможенной информации;

- обеспечить передачу статистических данных между таможнями и ГНИВЦ ФТС России;

- создать комплекс компьютерных программ для обработки и ведения

всех видов таможенной статистики;

- приобрести средства вычислительной техники и систем передачи данных;

- создать технологию контроля и методики обмена данными между ФТС, Центральным банком и Инспекцией валютного контроля при Правительстве Российской Федерации.

Другой пример использования достижений НТП - это создание в 1993 г. оперативной дежурной службы как структурного подразделения Управления таможенной охраны ФТС России. Благодаря этой службе руководство ФТС России ежедневно получает сводку по оперативной обстановке в регионах, а также осуществляет взаимодействие с дежурными службами силовых министерств и ведомств, координирует оперативно-служебную деятельность региональных таможенных органов. Обобщение и анализ оперативных данных помогают руководству в принятии обоснованных решений, существенно повышают эффективность оперативно-поисковых мероприятий. В результате растет объем товаров и транспортных средств, задержанных при перемещении помимо таможенного контроля.

Второе направление НТП связано с совершенствованием технических средств таможенного контроля (ТСТК). На разработку новых отечественных ТСТК, установление связи с промышленностью России по производству этих средств и их закупку за рубежом выделялись значительные средства. В 1996-1998 гг. были разработаны приемы применения ТСТК при выполнении процедур досмотра, создана ремонтно-техническая база, определены нормы обеспечения таможен материально-техническими ресурсами, введен порядок их заблаговременного планирования. Была организована ведомственная система связи для передачи данных от региональных таможенных органов в ФТС России. В региональных таможенных управлениях была создана информационно-техническая служба, которую возглавил один из заместителей начальника Управления. В состав службы вошли: отдел эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения, отдел связи, отдел технических систем таможенного контроля и технических систем охраны, отдел таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами и др.

В настоящее время общий фонд алгоритмов и программ ГНИВЦ ФТС России насчитывает свыше 150 программных продуктов, 2/3 которых созданы для верхнего уровня управления в целях централизованного внедрения в таможенном деле. Остальные программы предназначены для автоматизации деятельности РТУ, таможен, таможенных постов.

Третье направление НТП решает проблемы повышения квалификации кадров. Организована дифференцированная подготовка различных категорий личного состава таможенных органов в Российской таможенной академии и ее филиалах, на факультетах повышения квалификации.

Работа по внедрению НТП в таможенном деле направлена на реализацию Концепции информационно-технической политики ФТС России и Концепции сотрудничества таможенных служб СНГ в области технического оснащения. Идеи концепций реализуются при разработке целевых программ по созданию, производству и внедрению технических средств и нормативно-технической документации в таможенные органы.

Основными направлениями НТП в современных условиях являются[21]:

- автоматизация таможенных процедур;

- создание информационно-технической среды и максимальное развитие информационных технологий;

- расширение научно-исследовательских функций экспортно-криминалистических служб и спектра исследовательских технологий;

- создание современных технических средств таможенного контроля.

Работа в этих направлениях требует решения сложных научных и технических задач, таких как:

- внедрение в практику таможенных органов комплексной автоматизированной системы таможенного оформления;

- разработка особого порядка декларирования товаров и транспортных средств, позволяющего использовать передовые информационные технологии;

- создание третьей очереди ЕАИС с едиными базами данных о физических и юридических лицах, совершивших таможенные правонарушения на территории России (причастных к незаконному обороту оружия, боеприпасов и наркотических средств, имеющих задолженность по уплате таможенных платежей, штрафов и пеней, о результатах проверок хозяйственной деятельности участников ВЭД, учета товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами, и т.д.);

- создание унифицированного комплекса программных средств для реализации технологий сквозного таможенного контроля, валютного контроля и контроля бартерных внешнеторговых операций;

- внедрения единой системы ведомственной электронной почты и электронного документооборота;

- модернизация и дооснащение парка технических средств, в том числе досмотровой, вычислительной, охранной техники, телекоммуникационного оборудования;

- оснащение средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, телекоммуникаций и автоматизированной системы контроля доставки товаров, закрытой телефонной и документационной связи отделов собственной безопасности, техническими средствами для повседневной деятельности метрологических служб;

- создание программных средств для ограниченного доступа и защиты информации по товарам, относимым к государственной тайне;

- создание ведомственной телекоммуникационной сети на основе цифровых технологий при обмене информацией между таможенными органами всех уровней;

- создание первой очереди Таможенной единой автоматизированной информационной системы государств - участников СНГ (ТЕАИС СНГ).

Без резкого улучшения оснащенности таможенных органов современ­ной аппаратурой невозможно решить задачу по ускорению процедуры тамо­женного оформления грузов, сокращению времени досмотра единицы авто­транспорта до нескольких минут. Внедрение современных средств связи и технологий таможенного кон­троля требует решения не только технических, но и социальных вопросов, в том числе совершенствования системы подготовки кадров, способных с наибольшим эффектом использовать возможности новой техники и техно­логий. Необходимо обновление нормативной базы тылового обеспечения, совершенствование структуры управления. Новые технологии требуют и новых норм использования материальных и трудовых ресурсов.

Эффективность внедрения достижений НТП можно рассматри­вать в экономическом и социальном аспекте. В экономическом аспекте более совершенные техника и технология сокращают время операций по сбору, обработке и представлению информации, повышают эффективность обмена информацией и степень ее защиты, интегрируют информационные ресурсы таможенных органов в ЕАИС ФТС России. Обеспечи­вается информационная безопасность таможенных органов, секретность опе­ративно-розыскных мероприятий, исключается несанкционированный дос­туп к информации. Социальный аспект эффективности НТП - это повышение комфор­та и улучшение условий труда, повышение имиджа сотрудника таможенной службы и престижа этой профессии.

В конечном счете, эффективность внедрения НТП в таможенном деле выражается в повышении качества таможенного регулирования и таможен­ного контроля, увеличении поступления денежных средств в бюджет госу­дарства, повышении результативности правоохранительной и информацион­но-аналитической деятельности таможенных органов[22].

Совершенствование технического оснащения, финансирование разработ­ки новых средств таможенного контроля, программных продуктов являют­ся предметом планирования и составной частью программ развития тамо­женной службы.

Целевая программа развития таможенной службы Российской Федера­ции на 2001-2003 гг. предусматривала в первую очередь внедрение перспек­тивных таможенных технологий в целях повышения качества работы та­моженной службы.

В 2001 г. в ФТС России создана первая очередь автоматизированной системы оперативного управления таможенной деятельностью, благодаря которой примерно 80 % сведений о действиях всех таможенных постов стра­ны (примерно 4-5 тысяч грузовых деклараций в день) обрабатывается и анализируется в Москве в течение 2 суток.

В начале процесса компьютеризации таможенной системы ставка де­лалась на создание автоматизированных рабочих мест (АРМ) таможенных инспекторов. Однако ограничиваться этим нельзя, так как не оправдыва­ются понесенные затраты и не наступают качественные перемены в уп­равлении. Новое качество таможенная деятельность приобретает в результате широкого использования автоматизированных систем управления (АСУ). Внедрена система видеосвязи ФТС России с реги­ональными таможенными управлениями.

В конечном счете, эффективность внедрения НТП в таможенном деле выражается в повышении качества таможенного регулирования и таможен­ного контроля, увеличении поступления денежных средств в бюджет госу­дарства, повышении результативности правоохранительной и информацион­но-аналитической деятельности таможенных органов.

К оглавлению

Контрольные вопросы

1. Что понимается под понятием "основные фонды таможенных органов"?

2. Как классифицируются основные фонды?

3. По каким видам стоимости оцениваются основные фонды?

4. Какие показатели позволяют оценить движение и использования основных фондов?

5. Перечислите особенности начисления износа основных средств таможенных органов на полное восстановление.

6. Каковы направления внедрения результатов НТП?

К оглавлению

Глава 2. Планирование в таможенном деле

2.1. Виды планов

Планирование представляет собой важнейшую составную часть управления, заключающуюся в разработке и практическом осуществлении планов. Значение планирования многогранно, оно:

- объединяет усилия многих участников производственного процесса и подчиняет их деятельность определенной цели;

- является средством установления пропорций между потребностью во всех видах ресурсов и их финансированием;

- позволяет добиться желаемого результата с относительно меньшими затратами, то есть работать эффективно;

- выступает средством стабилизации, способом защиты от неопределенности внешней среды, от ее высокой изменчивости в рыночной экономике;

- позволяет наметить темп развития системы.

Задачи, решаемые таможенными органами, требуют неодинакового времени, различны по уровню компетенции, направлены на совершенствование технологий таможенного дела или их революционное изменение. Поэтому в своей деятельности они используют не один вид планов, а их систему. В зависимости от уровня планирования и от того, как сочетается замысел его достижения, различают:

- стратегические планы (разрабатывает ФТС России);

- тактические планы (разрабатывают РТУ);

- оперативные планы (разрабатывают таможни, таможенные посты);

- планы совместной работы и личные планы (разрабатывают руководители подразделений, сотрудники)

Стратегический план - это система мероприятий, направленных на реализацию концепции развития таможенной службы. В нем также формулируются проблемы, цели и задачи развития таможенных органов. При этом под концепцией развития следует понимать систему взглядов на будущее состояние и роль таможенной службы, единый определяющий замысел ее развития.

Стратегию развития таможенной службы в рамках государственной политики в области таможенного дела определяет ФТС Российской Федерации. Стратегий может быть несколько, они могут реализовываться одновременно в различных сферах и областях.

Тактический план развивает идею стратегического плана, дополняет систему его мероприятий конкретными заданиями, показателями необходимых ресурсов. В нем установлены сроки исполнения мероприятий и ответственные службы, обозначен ожидаемый эффект.

Оперативные планы разрабатываются в таможнях и региональных управлениях. Как правило, по времени они приближены к событию. Это могут быть планы закупки предметов снабжения, планы проведения текущего или капитального ремонта, планы размещения заказов на производство технических средств таможенного контроля.

В зависимости от длительности периода, в течение которого предполагается решить поставленные задачи, планы могут быть:

- долгосрочными (5 и более лет);

- среднесрочными (от 1 до 5 лет, обычно 2-3 года);

- текущими (до 1 года).

В зависимости от характера решаемых задач в системе ФТС России разрабатываются:

- организационные планы;

- планы развития;

- планы-задания по формированию федерального бюджета в части доходов, администрируемых таможенными органами.

Организационные планы составляют в целях упорядочения текущей деятельности, наилучшего выполнения таможенными органами их функций, а также для контроля и координации работ по подготовке и реализации планов.

В таможенной системе Российской Федерации применяют различные виды организационных планов.

На уровне ФТС России и РТУ разрабатывают:

- план организационных мероприятий (на год, месяц), календарный план работы (на месяц, квартал);

- план работы коллегии ФТС или РТУ (на полугодие)

- план командировок для аппарата ФТС (на квартал)

- план проведения документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности подведомственных таможенных органов на календарный год;

- план проведения научных исследований (ГНИВЦ);

- план обучения должностных лиц (годовой).

На уровне таможни (поста) разрабатывают:

- план организационных мероприятий;

- план комплексных и целевых проверок участников внешнеэкономической деятельности (на календарный год);

- план работы начальника отдела, личный план работы сотрудника или работника;

- план повышения квалификации кадров.

Планы развития направлены на улучшение материально-технической и социальной базы таможенных органов, подготовку кадров, оснащение таможенных органов техническими средствами, совершенствование информационных систем.

Основой для разработки планов развития таможенной службы являются:

- концептуальный подход Правительства Российской Федерации к решению вопросов социально-экономического развития;

- план действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на среднесрочный и долгосрочный периоды;

- рекомендации Всемирной таможенной организации по совершенствованию таможенной службы.

Отдельные положения названных документов получают развитие в концепциях, разрабатываемых ФТС России.

Планы-задания направлены на реализацию таможенными органами экономической (фискальной) функции. Этими планами для таможенных органов устанавливаются контрольные показатели формирования федерального бюджета в части доходов, администрируемых таможенными органами.

Процесс планирования подчиняется определенной логике, требующей обязательности осуществления определенных плановых процедур:

- постановки цели и задач планирования;

- выбора подходов к формированию планов;

- выбора методов плановых расчетов;

- решения организационных вопросов планирования;

- определения объема и характера предплановых расчетов;

- выражения плановых мероприятий в конкретных показателях (натуральных или стоимостных).

Принципами выполнения плановой работы являются:

- участие максимального числа сотрудников и работников таможенного органа в разработке предложений к планам, в предплановой работе, что позволяет в максимальной степени учесть все нюансы деятельности отделов, рассмотреть большее число идей, способствует повышению квалификации кадров.

- гибкость планирования, предусматривающая возможность внесения уточнения в ранее принятые решения в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Принцип гибкости в основном реализуется на уровне тактического и оперативного планирования;

- непрерывность планирования, означающая, что планирование представляет собой постоянно возобновляющийся, повторяющийся процесс, в рамках которого все текущие планы ориентируются на достижение перспективных заданий и одновременно служат основой для их разработки. При этом степень исполнения текущих заданий определяет те коррективы, которые должны быть внесены в долгосрочные задания;

- оптимальность (реальность) плановых расчетов. План может считаться оптимальным, если он реально выполним, требует минимальных затрат для достижения заданных количественных и качественных параметров развития, а его мероприятия скоординированы по горизонтали (между подразделениями одного уровня) и интегрированы в общий план развития таможенной службы;

- научность планирования, предполагающая использование современных методов планирования, правильный выбор системы показателей для анализа, прогноза и планирования, комплексный подход к планированию.

В системе таможенных органов действует централизованный подход к планированию. При таком подходе планы формируются вышестоящим органом для зоны обслуживания в целом и затем распределяются по подведомственным учреждениям.

В таможенном деле различают четыре уровня планирования:

1) правительственный - для ФТС России;

2) уровень ФТС России - для РТУ и таможен непосредственного подчинения;

3) уровень РТУ – для таможен;

4) уровень таможни - для таможенных постов.

ФТС России осуществляет разработку и реализацию программ развития таможенного дела в стране.

РТУ разрабатывают развернутые планы реализации программ развития таможенной службы с учетом региональных особенностей. Большое значение имеет территориальный подход к планированию развития инфраструктуры таможенного дела.

При проблемном подходе к разработке плана его содержанием является решение общих для многих или для всех таможенных органов проблем, таких как создание необходимого количества пунктов пропуска всех видов для контроля за перемещением грузов и пассажиров через таможенную границу, повышение уровня их обустроенности, и др.

Комплексный программно-целевой подход предполагает решение в единстве многих проблем: социальных, экономических, технических, экологических и др.

Разрабатывается программа, которая включает следующие разделы:

- введение;

- содержание проблем;

- цели и задачи программы;

- финансирование программы;

- оценка эффекта от реализации программы;

- организация управления программой и контроль;

- мероприятия программы;

- технико-экономическое обоснование финансирования программы.

Программы обычно разрабатывают на 3-5 лет. Иногда к их подготовке и реализации привлекают другие министерства и ведомства. Составлению программ предшествует большая и серьезная предплановая работа, в том числе разработка и утверждение концепций развития по отдельным направлениям деятельности таможенной службы.

Выработанные ФТС России концептуальные подходы конкретизируются в различных программных и плановых документах. Расчет объемов средств, необходимых для финансирования мероприятий программ, осуществляют финансово-экономические отделы региональных таможенных управлений. Сводный расчет ассигнований делает Главное финансово-экономическое управление ФТС России. После утверждения Государственной Думой закона о бюджете Российской Федерации на очередной год происходит увязка мероприятий программы с лимитами бюджетных обязательств. Некоторые плановые показатели при этом могут корректироваться.

Предплановые разработки предполагают анализ ситуации в таможенном деле, формулирование проблем, разработку концепций развития или проектов будущего состояния объекта.

В планах развития таможенной службы отдельные мероприятия программ конкретизируются с помощью натуральных и стоимостных показателей, таких как:

- сумма капитальных вложений на строительство объектов;

- сумма финансовых ресурсов на приобретение транспорта, вооружения, ТСТК, средств связи, одежды и других материально-технических ресурсов;

- количество пунктов пропуска и их пропускная способность;

- количество служебно-производственных зданий, складов, которые необходимо построить, и их площадь;

- потребность в дополнительной штатной численности персонала и текущие расходы на денежное содержание, подготовку и повышения квалификации кадров.

В таможенном деле как части государственного сектора экономики широко применяются разнообразные планы и процедура планирования.

План экономический - это описание, картина, модель намечаемого будущего состояния экономической системы; план в управлении - документ с заранее намеченной системой мероприятий для достижения определенной цели в установленные сроки и с заданными ресурсами.

Планирование представляет собой важнейшую составную часть управления, заключающуюся в разработке и практическом осуществлении планов. Значение планирования многогранно, оно:

- объединяет усилия многих участников производственного процесса и подчиняет их деятельность определенной цели;

- является средством установления пропорций между потребностью во всех видах ресурсов и их финансированием;

- позволяет добиться желаемого результата с относительно меньшими затратами, то есть работать эффективно;

- выступает средством стабилизации, способом защиты от неопределенности внешней среды, от ее высокой изменчивости в рыночной экономике;

- позволяет наметить темп развития системы.

К оглавлению

2.2. Методы планирования в таможенном деле

Под методом планирования понимают способ расчета плановых показателей. Известные в экономической науке и практике методы планирования используются и таможенными органами.

Так, нормативный метод наиболее применим при планировании таможенными органами расходов. К основным нормативам относятся:

- нормы расхода материалов (канцелярских принадлежностей, топлива, запчастей, одежды, химических реактивов и др.);

- нормы использования средств труда (оборудования, транспорта, средств связи);

- нормы расхода денежных средств;

- нормы времени.

Нормативная база для планирования разрабатывается Правительством, Министерством финансов, ФТС России и другими государственными органами.

Опытно-статистический метод планирования может использоваться в таможенном деле в тех случаях, когда не установлены нормы расхода материалов или условия деятельности приводят к существенному отклонению от них. Основой плановых расчетов в этих случаях служат результаты деятельности в предшествующие периоды. Анализируются факторы, влияющие на динамику показателей, и оценивается их роль в будущем.

Балансовый метод используется в плановых расчетах при сопоставлении сметы расходов таможенных органов с финансовыми обязательствами бюджета, при определении доходов и расходов из внебюджетных источников. Балансовые расчеты применяют при планировании потребности таможенных органов в кадрах и сопоставлении ее с подготовкой кадров в учебных заведениях и текучестью кадров; при планировании потребности таможенных органов в элементах основных фондов с учетом их наличия и износа. Как правило, балансовые расчеты основаны на применении нормативов.

Метод сетевого планирования применяется при проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, разработке программ развития системы, при планировании строительных работ. Диапазон применения этого метода достаточно широк - от составления календарного плана работы, приближенной оценки затрат времени на осуществление мероприятия до формирования планов строительства. Сетевое планирование служит основой для математических и экономических расчетов.

Основной плановый документ в этой системе - сетевой график, или сеть. В нем (графике) с необходимой степенью детализации отображается, какие работы, в какой последовательности и за какое время надо выполнить, чтобы обеспечить окончание всех видов деятельности не позже заданного срока. Фиктивными работами при этом считаются возможные ожидания последующих процессов. Важнейшим параметром любого сетевого графика является критический путь. Под критическим путем понимается наибольшая продолжительность времени от исходного (начального) до завершающего события.

Для оптимизации планов используется метод последовательных приближений. Он состоит в том, что сначала для достижения цели ставятся задачи общего порядка (первого уровня), затем каждая из этих задач конкретизируется и формулируются задачи второго уровня, для решения которых требуется выполнить задачи третьего уровня, и т.д. Такая последовательная детализация позволяет учесть многие аспекты и комплексно решить проблему.

Метод вариантных расчетов позволяет выбрать оптимальный (наиболее реальный) план. В то же время вариантные расчеты позволяют моделировать худшие и наиболее благоприятные показатели развития таможенной службы при изменении условий внешнеэкономической деятельности и финансирования.

К оглавлению

Планирование таможенных платежей

Таможенные органы несут ответственность за формирование федерального бюджета в части доходов, администрируемых таможенными органами, в полном объеме. Роль этих доходов в национальных бюджетах разных стран не одинакова и является одним из индикаторов всего хозяйственного механизма. Для развивающихся стран характерны, в частности, такие осо­бенности, как макроэкономическая нестабильность, высокая долговая на­грузка, зависимость от экспорта и внешнеэкономической конъюнктуры и как следствие - повышенная доля в бюджетных доходах таможенных пошлин. В США они дают около 1 % доходной части бюджета, а основную долю доходов в бюджет приносит собственная экономика. Для входящих в ВТО развитых стран Европы доля таможенных платежей составляет 12-22 % доходов бюджета.

Роль таможенных органов в пополнении доходной части федерального бюджета России характеризуют данные (табл. 1).

Таблица 1

Исполнение федерального бюджета России (млрд. руб.)

Доходы 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г.
Доходы бюджета, всего 5 120,98 6 276,74 7 764,55 9 258,06 7 336,01
В т.ч.: налоги, администрируемые Федеральной налоговой службой 2 663,88 2 999,92 3 739,73 4 072,80 3 012,17
Налоги и платежи, администрируемые Федеральной таможенной службой 2 102,24 2 864,03 3 247,08 4 684,32 3 519,80
Поступления, администрируемые Федеральным агентством по управлению государственным имуществом 57,50 69,83 81,95 79,15 34,83
Доходы, администрируемые другими федеральными органами 297,36 342,96 695,79 421,79 769,21


К доходам бюджета России от внешнеэкономической деятельности относят пошлины на ввозимые и вывозимые товары, налог на добавленную стоимость, акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также таможенные сборы и иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы.

Основную часть неналоговых доходов от внешнеэкономической деятельности составляют сборы за таможенное оформление, платежи с физических лиц, другие таможенные сборы, штрафы и прочие платежи, взимаемые таможенными органами в соответствии с законодательством при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Плановые задания для таможенных органов по формированию федерального бюджета в части доходов, администрируемых таможенными органами устанавливает Правительство РФ и утверждает Государственная Дума РФ, принимая закон о федеральном бюджете.

Задание ФТС России по доходам от ВЭД устанавливаются на основе сложных прогнозных расчетов величины валового внутреннего продукта и его использования на накопление и потребление, объема и структуры внешнеторгового оборота, конъюнктуры мирового рынка, цен на основные товары российского экспорта и импорта. Правительство также ориентируется на политику в области косвенных налогов, таможенного тарифа, курс рубля по отношению к другим валютам, развитие международного экономического сотрудничества, уровень налогообложения граждан и организаций.

Расчеты, основанные на перечисленных факторах, позволяют спрогнозировать доходы федерального бюджета по источникам финансовых ресурсов и установить плановые задания министерствам и ведомствам, ответственным за их выполнение.

ФТС России распределяет полученное от Правительства плановое задание по доходам от ВЭД между РТУ и таможнями центрального подчинения. В свою очередь РТУ доводят плановые задания до находящихся в их подчинении таможен, а последние - до таможенных постов.

Плановые задания таможенным органам устанавливаются по видам таможенных платежей и таможенным сборам в целом на год и по кварталам.

В Российской Федерации имеет место высокая степень концентрации в планировании и уплате таможенных платежей. Более 56 % таможенных платежей собирается в 2 таможнях (Центральная энергетическая и Центральная акцизная), а всего их в России более 100.

В территориальном планировании необходимо учитывать направления грузопотоков, региональные различия в объемах и структуре внешнеторгового оборота, особенности структуры полученных таможенных платежей в предшествующем периоде, ожидаемые изменения в нормативной базе начисления сборов, налогов и пошлин, колебания объемов таможенных платежей по месяцам года.

В планировании таможенных платежей имеют значение такие важные факторы, как используемые таможенные режимы, уровень таможенных платежей по группам ввозимых и вывозимых товаров, имеющейся задолженности по уплате таможенных платежей.

Расчетные задания таможенному органу по доходам от ВЭД могут быть установлены на основе следующих подходов. Во-первых, путем выделения групп товаров по ТН ВЭД, дающих наиболее значительные суммы поступлений таможенных платежей, учета используемых таможенных режимов и перспектив изменения таможенного и налогового законодательства и внешнеторгового оборота по этим группам. Во-вторых, путем выделения наиболее крупных плательщиков в регионе деятельности и рассмотрения перспектив их внешнеэкономической деятельности. В-третьих, на базе построения экономико-математических моделей с включением в качестве аргументов основных факторов, определяющих сумму платежей в регионе деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: