Инспекторская проверка таможенного органа – это независимый анализ содержания и результатов его работы специально назначенной комиссией, позволяющий определить соответствие деятельности таможенного органа целям, задачам и функциям, возложенным на него действующими положениями, приказами, нормативными и организационно-распорядительными документами. Инспекторские проверки проводятся по решению председателя ФТС России, а таможенные органы регионов могут также инспектироваться по решению начальника РТУ.
В зависимости от цели инспекторские проверки могут быть:
Ø комплексными;
Ø целевыми.
Комплексные проверки проводятся комиссией ФТС России (РТУ) и предполагают всестороннее обследование таможенных органов, определение соответствия их функционирования действующему законодательству Российской Федерации и нормативным актам ФТС России.
Комплексные проверки таможенных органов могут быть:
- плановыми
- внеплановыми.
При этом плановые комплексные проверки проводятся в соответствии со сводным графиком инспекторских проверок, составленным организационно-инспекторским управлением ФТС России и соответствующими подразделениями РТУ. Внеплановые комплексные проверки таможенных органов проводятся по мере необходимости с учетом конкретной обстановки в таможенном органе.
|
|
Целевые проверки таможенных органов проводятся специально созданной комиссией для изучения состояния одного или нескольких направлений деятельности таможенного органа. Решение о проведении проверки принимает руководитель ФТС России или начальник РТУ путём издания приказа. Целевые проверки таможенных органов также могут быть плановыми и внеплановыми.
Плановые целевые проверки проводятся структурными управлениями ФТС России на основании утвержденных планов работ управлений.
Внеплановые целевые проверки проводятся по мере необходимости с учетом конкретной обстановки в таможенном органе.
Основными направлениями деятельности таможенных органов, подлежащими проверке, являются следующие:
o осуществление таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности (качество исполнения законодательства о таможенном деле и нормативных актов ФТС России);
o эффективность функционирования системы управления таможенного органа, организация таможенного контроля и результативность применения процедур таможенного оформления;
o осуществление финансово-хозяйственной деятельности, состояние материально-технического оснащения таможенных органов;
o осуществление кадровой и социальной политики.
|
|
Проверка осуществления таможенного регулирования ВЭД включает изучение нескольких групп вопросов:
· Выполнение заданий по формированию доходной части федерального бюджета;
· Таможенное оформление и таможенный контроль;
· Организация контроля таможенной стоимости товаров;
· Организация валютного контроля;
· Организация нетарифного регулирования;
· Соблюдение законности и норм права;
· Правоохранительная деятельность;
· Организация борьбы с контрабандой;
· Таможенная статистика внешней торговли.
Правила проведения контроля деятельности таможенного органа определяются нормативными актами ФТС России.
Первый этап – предварительный, в ходе которого изучаются отчётные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие деятельность подлежащего проверке таможенного органа. На основании полученных данных разрабатывается план проведения проверки, который включает цели проверки, дату и место ее проведения, а также продолжительность, перечень функций таможенного органа, видов деятельности и объектов, подлежащих проверке. План проведения проверки утверждается руководителем ФТС России (РТУ) и доводится до проверяемого таможенного органа.
Второй этап – это непосредственное проведение инспекторской проверки, которая начинается со сбора информации (путем анализа документов и наблюдения за соблюдением технологии таможенного оформления и таможенного контроля). Сведения, собранные в результате опросов, должны быть сопоставлены с учетной документацией таможенного органа. Все критические замечания, сделанные в ходе проверки, должны быть подтверждены документами и оформлены в письменном виде.
Третий этап – это рассмотрение результатов и составление акта инспекторской проверки.
Акт составляется в двух экземплярах и подписывается председателем, заместителем председателя и членами комиссии. Один экземпляр акта хранится в организационно-инспекторских подразделениях таможенного органа, назначившего проверку, второй – вручают руководителю проверяемого таможенного органа для ознакомления и принятия мер по устранению выявленных недостатков.
По итогам инспекторской проверки издаётся приказ ФТС России (РТУ).
К оглавлению