Основная группа необходимых мероприятий:
1). пробуждение или возрождение к профессии, трудовой деятельности, обретению новых знаний
2). повышение общеобразовательного, интеллектуального уровня
3). возрождение разрушихся либо ослабленных социальных связей
4). творческое развитие позитивных наклонностей, способностей, увлечений
Характеристики создания групп:
- пол
- возраст
- образование
- заболевание
1.вводная часть (знакомство, приветствие)
2.предоставление информации
3.обсуждение
Групповая – вовлечение пациентов в группы, которые ведет специалист по соц.работе, психолог, психо-терапевт). При:
- преобладание новых навыков во взаимодействии
- выработка новых форм поведения в различных ситуациях
- возможность получить взаимное подкрепление
- точная оценка ситуации
- разнообразие моделей и партнеров на различные социальные модели поведения
- экономия времени персонала
26.Стиль ведения группы и использование техник и приемов. Психотехнические средства оптимизации общения в группе.
|
|
Обычно выделяют следующие стили:
1. скорее демократический;
2. скорее авторитарный;
3. скорее попустительский.
Традиционно считается, что наиболее оптимальным является демократический стиль ведения, но в иногда необходима именно авторитарность – например, в случаях:
· нежелательной относительно результата групповой динамики;
· значительного «разрыва» между квалификацией участников и решаемой задачей;
· стресса, внешних воздействий и т.п.
Некоторые авторы делают акцент на темпе ведения группы: быстром, напористом или медленном, спокойном.
«Показателями правильно выбранной профессиональной позиции и образовательной стратегии для преподавателя служат:
· открытость и доверие взрослой аудитории по отношению к преподавателю;
· высокая степень внутренней включенности слушателей в работу;
· устойчивость познавательной активности на протяжении всего периода занятий;
· благоприятная психологическая атмосфера, складывающаяся между слушателями;
· искреннее обращение слушателей за помощью друг к другу и преподавателю;
· доброжелательная реакция на затруднения и проблемы, возникающие по ходу обучения у любого из его участников;
· предъявление своей проблематики для совместного обсуждения в ходе занятий;
· свободное предъявление собственной позиции;
· продуктивность совместной рефлексивной деятельности;
· интерес и уважение к личности преподавателя и его профессиональной позиции;
· желание прислушаться к мнению преподавателя;
· наращивание информационных потребностей и проявлений креативности по мере прохождения образовательной программы (курса);
|
|
· проявление эффекта развивающегося содержания за счет привнесения в образовательное пространство опыта взрослых обучающихся;
· возможность решения профессиональных и личных проблем в итоге обучения;
· удовлетворенность результатами обучения на индивидуальном и групповом уровне;
· желание слушателей продолжить взаимные контакты после окончания обучения.
В работе преподавателя существуют определенные риски, например опасность выйти за границы своей компетенции. Поэтому необходимо уметь выявить и обозначить для себя и клиента эти границы. Бывает, что специалист, независимо от профиля деятельности, нужен взрослому, испытывающему трудности, только как психологическая отдушина. Он и не намеревается работать с собой, получая в лице преподавателя своеобразный «объект», на который просто «сбрасывает» свои проблемы. В этом случае следует постараться ввести взаимодействие в обучающее русло либо отказаться от общения. Для преподавателя также важно умение психологически выйти из ситуации обучающего взаимодействия, всегда требующей принятия на себя и внутреннего напряжения, и концентрации усилий».