Групповые психосоциальные методы с психически больными. Основы групповой работы и типы групп

Основная группа необходимых мероприятий:

1). пробуждение или возрождение к профессии, трудовой деятельности, обретению новых знаний

2). повышение общеобразовательного, интеллектуального уровня

3). возрождение разрушихся либо ослабленных социальных связей

4). творческое развитие позитивных наклонностей, способностей, увлечений

Характеристики создания групп:

- пол

- возраст

- образование

- заболевание

1.вводная часть (знакомство, приветствие)

2.предоставление информации

3.обсуждение

Групповая – вовлечение пациентов в группы, которые ведет специалист по соц.работе, психолог, психо-терапевт). При:

- преобладание новых навыков во взаимодействии

- выработка новых форм поведения в различных ситуациях

- возможность получить взаимное подкрепление

- точная оценка ситуации

- разнообразие моделей и партнеров на различные социальные модели поведения

- экономия времени персонала

26.Стиль ведения группы и использование техник и приемов. Психотехнические средства оптимизации общения в группе.

Обычно выделяют следующие стили:

1. скорее демократический;

2. скорее авторитарный;

3. скорее попустительский.

Традиционно считается, что наиболее оптимальным является демократический стиль ведения, но в иногда необходима именно авторитарность – например, в случаях:

· нежелательной относительно результата групповой динамики;

· значительного «разрыва» между квалификацией участников и решаемой задачей;

· стресса, внешних воздействий и т.п.

Некоторые авторы делают акцент на темпе ведения группы: быстром, напористом или медленном, спокойном.

«Показателями правильно выбранной профессиональной позиции и образовательной стратегии для преподавателя служат:

· открытость и доверие взрослой аудитории по отношению к преподавателю;

· высокая степень внутренней включенности слушателей в работу;

· устойчивость познавательной активности на протяжении всего периода занятий;

· благоприятная психологическая атмосфера, складывающаяся между слушателями;

· искреннее обращение слушателей за помощью друг к другу и преподавателю;

· доброжелательная реакция на затруднения и проблемы, возникающие по ходу обучения у любого из его участников;

· предъявление своей проблематики для совместного обсуждения в ходе занятий;

· свободное предъявление собственной позиции;

· продуктивность совместной рефлексивной деятельности;

· интерес и уважение к личности преподавателя и его профессиональной позиции;

· желание прислушаться к мнению преподавателя;

· наращивание информационных потребностей и проявлений креативности по мере прохождения образовательной программы (курса);

· проявление эффекта развивающегося содержания за счет привнесения в образовательное пространство опыта взрослых обучающихся;

· возможность решения профессиональных и личных проблем в итоге обучения;

· удовлетворенность результатами обучения на индивидуальном и групповом уровне;

· желание слушателей продолжить взаимные контакты после окончания обучения.

В работе преподавателя существуют определенные риски, например опасность выйти за границы своей компетенции. Поэтому необходимо уметь выявить и обозначить для себя и клиента эти границы. Бывает, что специалист, независимо от профиля деятельности, нужен взрослому, испытывающему трудности, только как психологическая отдушина. Он и не намеревается работать с собой, получая в лице преподавателя своеобразный «объект», на который просто «сбрасывает» свои проблемы. В этом случае следует постараться ввести взаимодействие в обучающее русло либо отказаться от общения. Для преподавателя также важно умение психологически выйти из ситуации обучающего взаимодействия, всегда требующей принятия на себя и внутреннего напряжения, и концентрации усилий».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: