Наличие этих навыков влияет на количество информации для диагностических и лечебных целей. К ним относятся: баланс открытых и закрытых вопросов ъ холе интервью, способность эрготерапевта к облегчению и прояснению высказываний пациента, активное слушание, правильное использование пауз и молчания, выяснение проблем пациента и его ожиданий от консультации и терапии.
Для хорошего сбора информации в начале интервью надо ставить пациенту только ОТКРЫТЫЕ вопросы, которые предполагают расширенный ответ и на них нельзя ответить «да, нет». Примеры открытых вопросов: «Расскажите мне о своем самочувствии?», «Хотелось бы побольше узнать о здоровье ваших близких родственников», «Что вы думаете о причине своего заболевания». Преимущество открытых вопросов - они позволяют получить гораздо больше информации.
Закрытые вопросы никак не подходят для обсуждения с пациентом его семейных, психологических и др.проблем.
В середине интервью надо задавать вопросы обоих типов и в конце его должны задаваться только ЗАКРЫТЫЕ вопросы.
|
|
ОШИБКИ при сборе информации:
- использование закрытых вопросов в начале беседы, что ведет к снижению и ограничению качества собранной информации
- частое использование наводящих вопросов
- постановка нескольких вопросов подряд, не дождавшись ответа.
- непроясненное ожидание пациента от консультации
- отсутствие суммирования собранной информации
- неожиданное окончание беседы.
Качество интервью повышается, если постоянно стремиться к уточнению и прояснению высказываний пациента (не удовлетворяться фразами «мне было плохо, со мной произошел стресс» и т.д.).
АКТИВНОЕ слушание, при котором специалист вербальными и невербальными средствами постоянно показывает, что понимает суждения пациента.
ПАУЗЫ - возможность пользоваться молчанием - навык творческий и приобретаемый интуитивно. Они важны при выявлении глубинных, скрытых переживаний пациента.
МНОГОСЛОВНОСТЬ - служит неосознанной защитой от проблем пациента.
ОЖИДАНИЕ от консультации - удовлетворенность пациента от встречи с эрготерапевтом определяется тем, получил ли он то, что искал. Выяснить - зачем пациент пришел на консультацию, т. К. Причины обращения могут быть разные. Мотивы обращения в силу механизма психологической защиты могут не всегда осознаваться и самим пациентом. Консультация будет успешной, если сразу выяснить - что же хочет пациент и для чего он пришел.
Заключительный этап - суммирование собранной информации и выдвижение предварительного плана терапии. Опрос и сбор анамнеза.
Опрос (интервью) надо проводить в отдельной звукоизолированной комнате.окружающая обстановка и манера поведение эрготерапевта должны внушать пациенту ощущение безопасности и конфиденциальности. Телефон на время беседы - отключить. Стул \кресло\ пациента - удобны и сиденье расположено достаточно высоко от уровня пола. Нельзя усаживать пациента напротив себя у противоположной стороны письменного стола, т.к. Создается впечатление физического барьера, за которым скрылся специалист, а положение собеседников визави подсознательно ассоциируется с ситуацией соперничества и противоборства, лучше беседовать за низким журнальным столиком, чтобы свет не падал в лицо пациента. Не следует во время интервью делать записи, вести документацию, достаточно коротких заметок или без них.
|
|