Одно и то же духовное начало живет не только во всех людях, но и во

ВСЕМ ЖИВОМ Мы сердцем чувствуем, что то, чем мы живем, то, что мы называем своимнастоящим "я", то же самое не только в каждом человеке, но и в собаке, и влошади, и в мыши, и в курице, и в воробье, и в пчеле, даже и в растении. Если сказать, что птицы, лошади, собаки, обезьяны совсем чужие нам, топочему же не сказать, что и дикие, черные и желтые люди чужие нам? А еслипризнать таких людей чужими, то с таким; же правом могут черные и желтыелюди признать чужими белых. Кто же ближний? На это есть только один ответ:не спрашивай, кто ближний, а делай всему живому то, что хочешь, чтобы тебеделали. Все живое боится мучений, все живое боится смерти; познай самого себяне только в человеке, но во всяком живом существе, не убивай и не причиняйстрадания и смерти. Все живое хочет того же, чего и ты; пойми же самого себя во всякомживом существе. Буддийская мудрость Человек не потому выше животных, что может мучить их, а потому, что онспособен жалеть их. А жалеет человек животных; потому, что чувствует, что вних живет то же, что живет и в немл Жалость ко всему живому нужнее всего для того, чтобы подвигаться вдобродетели. Кто жалостлив, тот и не обидит, и не оскорбит, и простит.Добрый человек не может быть нежалостлив. А если человек несправедлив и зол,то такой человек наверное нежалостлив. Без жалости ко всему живому не можетбытйЬ добродетели. Шопенгауэр Можно отучить себя от свойственной всем людям жалости к животным. Этоособенно заметно на охоте. Добрые люди приучаясь к охоте, мучают и убиваютживотных, не замечая своей жестокости. Не убий относится не к человеку только, но и ко всему живому. Заповедьэта была записана в сердце человека прежде, чем она была записана наскрижалях. Люди не считают дурным есть животных оттого, что ложные учителя уверилиих в том, что Бог разрешил людям есть животных. Это неправда. В каких быкнигах ни было написано, что не грех убивать животных и есть их, в сердцекаждого человека написано яснее, чем в каких бы то ни было книгах, чтоживотных надо жалеть и нельзя убивать также, как и людей. Мы все знаем это,если не заглушаем в себе совести. Если бы только все те, кто едят животных, сами убивали их, большаяполовина людей отказалась бы от мяса. Мы удивляемся на то, что были, да и теперь есть, люди, которые убиваютлюдей, чтобы есть их мясо. Но придет время, и наши внуки будут удивлятьсятому, что их деды убивали каждый день миллионы животных для того, чтобысъедать их, хотя можно было вкусно и здорово, без убийства, питаться плодамиземными. Можно отучить себя от жалости даже к людям, и можно приучить себя кжалости даже к насекомым. Чем больше в человеке жалости, тем лучше для души его. То, что во всех нас, людях, есть одно и то же, мы все живо чувствуем;то, что это одно и то жеертьи в животных, мы уже не так живо чувствуем. Ещеменее чувствуем это в насекомых. Но стоит вдуматься в жизнь и этих мелкихтварей, и почувствуешь, что то же самое живет и в них. "Но неужели не убивать мух, блох? Каждым движением нашим мы невольногубим жизни незаметных нам существ", - так говорят обыкновенно, думая этимоправдать людскую жестокость к животным. Те, кто говорят так, забывают то,что человеку ни в чем не дано достигнуть совершенства. Дело человека толькоприближаться к совершенству. То же и в деле сострадания к животным. Мы неможем жить, не причиняя смерти другим существам, но мы можем быть более илименее сострадательны. Чем сострадательнее мы будем ко всем животным, темлучше будет для души нашей.




double arrow
Сейчас читают про: