История учения о ВПФ за рубежом

Психология реабилитации ВПФ как наука. Цель, задачи, методы исследования.

Эта дисциплина привлекает психологов, патопсихологов, нейропсихологов. дефектологов и лингвистов и связана с этими специальностями.

Изучает -законы работы мозга, как связана речь и другие ВПФ с мозгом, какие их психофизиологические основы, как взаимодействуют ВПФ между собой. В нашей стране растет количество лабораторий, реабилитационных центров по восстановлению ВПФ. Значительный вклад в эту дисциплину внесли неврологи, психологи, психофизиологи. Основатель отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия доказал, что слово-это единица кодирования речи, целая функциональная система, что существует серийная организация речи, что в результате локального поражения головного мозга на каждом из указанных этапов возникает поломка ВПФ и она требует специальных методов восстановления.

Проблемы в науке о ВПФ- классификация афазий, природа и ее механизмы, отсутствие научного обоснования применения методов, без учета специфики заболеваний мозга и наконец, учет личности больного.

Цель- частично или полностью восстановить ВПФ.

Задачи- изучение самого дефекта локального поражения мозга- его этиологии, патогенеза, механизма его возникновения, четкого представления психологии о ВПФ. изменение личности у больных с нарушением ВПФ.

История учения о ВПФ в России

Берет начало с 19-х до 20-х годов 20-го столетия. Крупные представители - А.Я.Кожевников, М.И.Аствацатуров, В.М.Бехтерев, Л.С.Выготский, Коган, А.Р.Лурия, Г.И.Россолимо, С.Л.Рубинштейн, А.А.Ухтомский.

А.Р.Лурия - создатель нейропсихологии. предложил качественный анализ дефекта и его механизм, создал новую классификацию афазий, связь их с мозгом, разработал генез, строение и распад ВПФ. Предложил методы перехода oт описания дефекта к его анализу. Л.С.Выготский и А.Б. Коган считали, что ВПФ- продукт общественно- исторического и социального развития. А.А.Ухтомский указал -центры ВПФ не ограниченные участки мозга, а разбросаны по всему головному мозгу. П. К. Анохин- ввел понятие функциональная система. Л.С.Цветкова- изучает нейропсихологические аспекты восстановления счета, письма, чтения и афазий. Заслуга Российских ученых- ВПФ имеют социальное происхождение, ВПФ- формируются под влиянием окружающего мира, речь-средство общения и познания. ВПФ - управляемы, ВПФ- формируются прижизненно, для ВПФ характерна гетерохронность развития.

История учения о ВПФ за рубежом

В США занимались сбором клинических фактов добытых эмпирическим путем, не используя синдромный анализ дефекта. К. Вернике и Лихтгейм -предложили классификацию афазий по морфологическим критериям, отбросили клинические симптомы, считали, что афазия-предмет лингвистики, изучается изолированно. Хэд считал –афазии -вне связи с мозгом, К. Вернике и П. Брока открыли центры речи. Ф.Галль-описал связь головного мозга с различными психическими процессами, Флуранс - доказал невозможность раздробленности функций коры мозга по его участкам это учение антилокализационизма. Буйо- впервые установил, что мозговая организация речи осуществляется лобными долями, Боуиланд- локализовал экспрессивную речь над Сильвиевой бороздой. Дакс- доказал, что полушария головного мозга не равнозначны. Бастиан - описал словесную слепоту, Дежерин, нашел, что поражение угловой извилины ведет к словесной слепоте, аграфии, парафазиям. Джексоном была предложена теория- участки пораженного мозга не совпадают с участками локализации ВПФ, У.Пенфилд и Г.Джаспер - изучили мозговые механизмы речи, методами разрушения и раздражения мозговых структур на больных и в эксперименте на животных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: