Интимность

Чем ближе становятся люди, тем более независимыми и самос-

тоятельными становятся их отношения. Поэтому о самых близких

отношениях мы знаем меньше всего. Люди, например, пытались оп-

ределить интимность в течении 5000 лет вплоть до современности

с незначительным успехом. Однако я думаю, что используя идею

эго-состояний, мы можем сказать о ней больше, чем кто бы то ни

было раньше.

Интимность - это искреннее отношение на уровне Ребенок-Ре-

бенок без игр и взаимной эксплуатации. Они устанавливаются

Взрослыми эго-состояниями обеих сторон так, что они очень хоро-

шо понимают совместные контракты и обязательства друг перед

другом, причем иногда не сказав об этом ни одного слова. По ме-

ре того, как это понимание становится более ясным, Взрослый

постепенное покидает сцену, и, если Родитель не мешает, Ребе-

нок становится все более и более раскованным и более и более

свободным. Действительные интимные трансакции происходят между

двумя Детскими эго-состояниями. Взрослый, однако, по-прежнему

остается на заднем плане как наблюдатель для того, чтобы быть

уверенным, что обязательства и ограничения выполняются. Взрос-

лый также имеет задание удерживать Родителя от вторжения и раз-

рушения ситуации. Действительно, способность к интимности зави-

сит от способности Взрослого и Ребенка не допускать Родителя

когда нужно, но еще лучше, если Родитель благожелательно дает

разрешение, или, самое лучшее, поощряет к продолжению отноше-

ний. Поддержка Родителя помогает Ребенку избавиться от страха

перед интимностью и гарантирует, что его не будет сдерживать

бремя или угроза вины.

Реальность этого диалога между тремя эго-состояниями может

быть проверена любым внимательным человеком, который близок к

тому, чтобы вступить в интимные отношения. Если он внимательно

прислушается к голосам в его голове, он услышит Ребенка, с эн-

тузиазмом высказывающего желание идти вперед и познакомиться с

человеком лучше, Взрослого, говорящего: «Я думаю, ты нашел пра-

вильного человека», и Родителя, либо ворчащего о каких-либо

вопросах типа социального устройства или религии, либо встав-

ляющего самые одобрительные комментарии типа: «Ты заслужил пра-

во хорошо провести время в свой отпуск, но когда вернешься об-

ратно, будешь старательно работать», на что Ребенок с готов-

ностью кивает и обещает так и сделать.

Поскольку Ребенок свободен от Взрослой осторожности и Роди-

тельского критицизма, он испытывает чувство подъема и осведом-

ленности. Он начинает видеть и слышать, и чувствовать так, как

это ему действительно хочется, так, как с самого начала чув-

ствовал прежде, чем он был испорчен его живыми родителями. В

этом автономном состоянии ему больше не требуется ни давать ве-

щам имена, как этого обычно добивался Взрослый, ни отчиты-

ваться в своем поведении, как этого требовал Родитель. Он сво-

боден отвечать прямо и спонтанно на то, что он видит, и слышит,

и чувствует. Поскольку обе стороны доверяют друг другу, они

свободно открывают друг другу свой тайный мир восприятия, опы-

та, поведения, не спрашивая ничего взамен, кроме наслаждения

открываться без страха.

Для того, чтобы иметь этот вид отношений, Ребенок должен

освободиться от внутреннего Родителя по той же самой причине,

по какой он должен отделиться от реальных родителей. Беззабот-

ное сексуальное удовольствие и интимность, например, будут поч-

ти невозможны, если один из его живых родителей будет стоять

позади него, и те же трудности возникнут, если станет активным

внутренний Родитель как призрак в спальне. Он также должен ос-

вободиться от его Взрослого, поскольку его Взрослый ждет от не-

го поисков смысла. Поиски смысла - один из первых способов, ка-

ким родители портят своих детей. К примеру, они не долго дают

им слушать с чистым и спонтанным удовольствием. Рано или поз-

дно, в момент, когда ребенок слушает песню птицы, отец и мать

скажут «Птичка, птичка», и ребенок должен повторить «Птичка,

птичка». Позднее ему может быть придется научиться называть

разницу между воробьем и сойкой. Эта Взрослая деятельность от-

влекает Ребенка от слушания. Конечно, такое обучение необходи-

мо и ценно, и ребенок не мог бы выжить без него в свои взрос-

лые годы. Что оказывается неверным в большинстве случаев, это

то, что человек уже никогда не оказывается снова способным

приостановить это Взрослое функционирование, так что после ран-

него детства большинство людей никогда больше по-настоящему не

слышат птичьего пения.

То же происходит с тем, как люди смотрят. Родители учат де-

тей тому, что им не разрешается пристально смотреть на людей

потому, что это грубо, за исключением случаев, когда они де-

лают это для специальной цели, возможно в профессиональной дея-

тельности, такой как парикмахер, дерматолог или психиатр. Ре-

зультат таков, что большинство людей никогда по-настоящему не

видят другого человека после возраста пяти лет. В отношениях

близости каждая сторона возвращается к исходному наивному Дет-

скому эго-состоянию, в котором она свободна от подобных Роди-

тельских запретов и Взрослых требований и может видеть, слы-

шать и пробовать на вкус то, что предлагает ей мир, в самом

чистом виде. Эта свобода Ребенка является неотъемлемой чертой

близости, и она превращает вселенную, включая солнце, луну и

звезды в золотое яблоко, которым могут наслаждаться обе стороны.

Бывает и такая вещь, как односторонняя близость, в которой

одна сторона готова к близости, а другая сопротивляется. Это

нечто вроде типичной Бальзаковской ситуации, в которой одна

сторона готова к любви и любит, в то время как другая сторона

лишь разрешает себе быть любимой. Такая расстановка может эк-

сплуатироваться недобросовестными людьми для своих собственных

преимуществ. Многие проститутки и куртизанки знают как освобож-

дать открытого и интимного Ребенка в мужчинах без ослабления

собственной бдительности, а сводники и хищники среди мужчин мо-

гут эксплуатировать подобным образом женщин.

«Эксперимент на близость», в котором двое людей сидят близ-

ко друг к другу «глаза в глаза», и поддерживают контакт посред-

ством взгляда, разговаривая прямо друг с другом, открывает мно-

го интересных вещей о близости 13. Во-первых, он показывает,

что любые двое людей любого пола как чужие или просто знакомые,

могут достигнуть близости за пятнадцать минут или около этого

при определенных условиях. Во-вторых, он показывает, что любые

двое людей, которые действительно смотрят друг на друга, и го-

ворят прямо друг другу, всегда (как только эти и подобные

«встречи» происходят) заканчивают тем, что нравятся друг другу.

14. Это показывает, что неприязнь возникает, когда (1) люди не

видят по-настоящему друг друга и/или (2) люди не говорят прямо

обращаясь друг к другу. Главным препятствием для близости похо-

же, является критический Родитель, а после него нечестный Ребе-

нок. Это поучительно, поскольку это работает, но требуются

дальнейшие исследования, прежде чем твердые выводы будут сдела-

ны.

Однако, чтобы быть справедливым в отношении родителей, сле-

дует сказать, что среди них много таких, кто успешно учит своих

детей видеть и слышать больше и лучше, быть открытым для бли-

зости, и отличать ее от сексуальности.

Любовь

Любовь определяли многими способами, и я не буду их здесь

перечислять. В греческом языке есть...,... и...: желание,

дружба и привязанность. Поскольку нашим предметом является

секс, я буду говорить об эресе, желании и упоении сексуальной

любви.

Сексуальная любовь, будучи сексуальной, всегде полна жела-

ния, или, точнее, страстности; а, будучи любовью, она включает

то, что отличает истинную любовь от всех остальных отношений, а

это значит, что она ставит благополучие и счастье другого чело-

века прежде собственных. Любовь - наиболее полное и благодар-

ное отношение из всех и включает самое лучшее из других отноше-

ний: уважение, восхищение, включение, дружбу и близость, соб-

ранные в одно, с добавлением ее собственной грации и обаяния.

Такое отношение может существовать только если Родитель со

своими бдительными глазами и слуховым аппаратом и Взрослый с

его удручающе скучным благоразумием лишены полномочий, и это в

точности соответствует ситуации, когда люди влюбляются. В тот

момент, когда это происходит, они прекращают рассматривать друг

друга с прозаической предвзятостью или сдерживать свое полнок-

ровное поведение более чем минимумом разумных соображений. Лю-

бовь - это ребенок напротив Ребенка; и речь идет даже в большей

степени о примитивном Ребенке, чем об интимном, поскольку Ребе-

нок близости видит вещи как они есть, во всей их первона-

чальной красоте, в то время как Ребенок любви добавляет нечто

от себя и украшает лилию светящимся ореолом, невидимым никому,

кроме самого любящего. Это первоначальное видение, способ, ко-

торым младенец, я думаю, видит свою мать: не только как самый

красивый объект или человека в этом мире, но и в блеске сияния,

которое освещает все другие миры.

Это соответствует сиянию, которое некоторые люди видят,

приняв ЛСД. Разница в том, что во взаимной любви вовлечены два

человека и онивовлечены в большей степени партнером, находящим-

ся вовне, нежели тем, что происходит внутри их головы. Наркоти-

ки существуют вместо людей, и люди лучше, чем наркотики. Чело-

век, принявший ЛСД, отравлен, в то время как человек в любви

находится в чистейшем из всех возможных состояний: в нем обез-

врежены яды Родительской продажности, и Взрослых опасений, и

его Ребенок свободен пуститься в величайшее приключение, откры-

тое для человеческой расы. При интоксикации наркотиком он нахо-

дится во власти безликой и бесчеловечной силы, которая не бу-

дет слушать и которая не заинтересована в его благополучии. При

детоксикации любви он находится во власти самой человеческой

реальности в мире: кого-то, чье величайшее наслаждение слушать

не только его слова, но и звук его голоса, и чей величайший ин-

терес именно его счастье и благополучие. Любовь - это сладкая

западня, с которой никто не расстается без слез.

Некоторые говорят, что односторонняя любовь лучше, чем ни-

какой, но также, как половинка буханки хлеба, она с трудом дос-

тается и быстрее плесневеет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: