В истории искусства есть немало примеров того, как творец настолько вживался в создаваемый им об-раз, что физически начинал испытывать те же самые явления, которые происходили с персонажами. Вспомним Флобера, когда он «отравил» свою мадам Бовари и при этом сам почувствовал явные признаки отравления, что заставило его пролежать несколько дней в болезненном состоянии.
Страстно религиозные люди способны вызвать у себя на теле «раны Христовы» - так называемые стигматы. В психологии подобные симптом носит название стигматизма. Он характерен для гипергипнабельных и сверхгипнабельных людей, в среде которых немало фанатиков той или иной веры. Механизм этого явления также представляет собой механизм сенсориализации.
Из приведенных фактов ясно, что сенсориализация есть процесс чувственного переживания образов, который способен вызвать в организме физиологические изменения.
Так называемые спонтанные, непроизвольные сенсориализации наблюдаются чаще всего там, где мы вовлечены в какое-то эмоциональное сопереживание, требующее от нас активизации нашей системы представления. Читаем ли мы захватывающую книгу или слушаем волнующую музыку, или смотрим на картину, насыщенную затрагивающими нас образами, мы неосознанно сенсо-риализуем. Вспомните о своих бурных вегетативных реакциях, когда вы страдали со своими любимыми персонажами, смеялись с ними, любили и ненавидели.
Пример сенсориализации можно обнаружить и в состоянии гипноза, когда внушение ожога вызывает на коже испытуемого четкое покраснение.
В процессе самогипноза (вариант которого представляет аутогенная тренировка) воспроизведение яркого образа вызывает комплекс реакций со стороны организма. Если вы, положим, вызовете интенсивное представление яркого и горячего солнца, вы ощутите тепло. Мякоть сочного лимона, брызжущего во все стороны прохладным соком, возникнув в вашем воображении, наполнит ваш рот вполне реальной, невоображаемой слюной.
Кроме того, наши сновидения полны сенсориализации.
Можно считать, что за сенсориальную деятельность отвечает вторая сигнальная система.