Ю.Е. Хохлов, С.Б. Шапошник

Экономика, основанная на знании: социально-экономические тенденции и политические цели

Ю.Е. Хохлов, С.Б. Шапошник

Формирование экономики, основанной на знании, становится сегодня одним из основных стратегических приоритетов политики как развитых, так и развивающихся стран. В 2000 году на Лиссабонском саммите Совет Европы сформулировал стратегическую цель Европейского Союза в наступающем столетии – стать к 2010 году "наиболее конкурентоспособной и динамичной в мире экономикой, основанной на знании, способной обеспечить устойчивый экономический рост, наряду с ростом числа и качества рабочих мест и укреплением социального согласия".

Есть два контекста, два дискурса, в которых используется и развивается понятие "экономика, основанная на знании" – научный, в котором экономика знаний выступает как эмпирическая гипотеза, обобщение особенностей и тенденций развития современного общества, и политический, где она предстает в качестве политической цели и видения будущего. Эти дискурсы взаимосвязаны, но живут по разным законам – то, что в научном дискурсе рассматривается как гипотеза, оспариваемая другими специалистами и нуждающаяся в уточнениях и проверках, в политическом представлено как однозначная декларация, зачастую отличающаяся по смыслу от исходной научной концепции и дающая неверные ориентиры развитию.

В этом плане показательна судьба концепта "информационное общество" в политическом дискурсе. В работах социологов и философов понятие "информационного общества" не имело однозначной трактовки, но значительная часть исследователей придерживалась точки зрения, что фундаментальные черты информационного общества определяет возрастающая роль информации и знания в социально-экономическом развитии, а информационные технологии поддерживают и стимулируют происходящие изменения. В политическом контексте понятие "информационное общество" разворачивалось в духе технологического детерминизма: образующим элементом информационного общества признавались ИКТ и большинство национальных и международных программ развития фокусировалось на развитии, производстве и широкомасштабном использовании ИКТ. Риторике автоматически наступающего благоденствия в связи с массовым использованием ИКТ отдана дань во многих публикациях и официальных документах, включая Окинавскую хартию "Большой восьмерки", что порождало иллюзии и завышенные ожидания.

Концепция экономики, основанной на знании, примыкает к исходной теории "информационного общества" [1–3] и по многим положениям близка ей. Она исходит из того, что деятельность по производству, распространению и использованию знания играет в современной экономике как никогда важную роль, определяя ее существенные черты и темпы развития. Истоки этой концепции можно найти в отдельных работах 1960­х годов [4], активная ее разработка началась в 1990-х [5, 6], в заголовках аналитических документов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) этот концепт появляется в середине 1990-х [7, 8], в качестве политической цели развития Европейского Союза экономика, основанная на знании, объявлена, как уже отмечалось, в 2000 г.

Использование концепта "экономика, основанная на знании" в рамках политического дискурса только начинается, до российских политических документов он фактически не добрался, поэтому с самого начала важно отобрать и сохранить в его трактовке те положения, которые имеют серьезное обоснование и отражают реальные тенденции и факторы социально-экономического развития. Задача эта не простая, учитывая то, что стройной, общепринятой и обоснованной теории экономики, основанной на знании, не существует, а имеющийся набор показателей пока собран из разных областей политики и зачастую не позволяет получать ответы на существенные вопросы или проверить высказанные гипотезы.

В данной публикации предпринята попытка кратко охарактеризовать основные тенденции, ассоциируемые с развитием экономики знаний, а также проанализировать имеющиеся статистические данные и результаты исследований, подтверждающие или опровергающие существование этих тенденций и их воздействие на экономический рост.

Прежде всего, следует сказать, что общее утверждение о важной роли знания в экономике не выглядит чем-то новым. Производство всегда было основано на различных формах знания. Что же касается кодифицированного научного знания, то, как известно, наука Нового времени с самого начала формировалась в идеологии ее практической значимости. Новая роль науки в преобразующей мир производственной деятельности человека, которую емко отражает идеологема "знание-сила", зафиксирована еще в трудах Фрэнсиса Бэкона в 17 веке.

Что позволяет говорить об экономике, основанной на знании, как о новом феномене последних десятилетий? Мы рассмотрим несколько тенденций, которые, как считается, формируют фундамент экономики, основанной на знаниях, и позволяют говорить о новой роли знания:

  • Превращение знания в важнейший фактор производства наряду с природными ресурсами, трудом и капиталом.
  • Увеличение доли сферы услуг и опережающий рост знание-емких услуг для бизнеса.
  • Рост значения человеческого капитала и инвестиций в образование и подготовку кадров.
  • Развитие и широкомасштабное использование новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
  • Превращение инноваций в основной источник экономического роста и конкурентоспособности предприятий, регионов и национальных экономик.
  • Рост осознания в политических и деловых кругах важности знания и инноваций для обеспечения конкурентоспособности и экономического роста.


Знание как фактор производства

Первые попытки измерить масштаб инвестиций в знания по сравнению с инвестициями в физический капитал – машины и оборудование – не привели к однозначным результатам с точки зрения демонстрации относительной важности знания как фактора производства. На агрегированном уровне в странах ОЭСР в целом инвестиции в знания, подсчитанные как сумма всех расходов на НИОКР, высшее образование и программное обеспечение, составляли в конце 1990-х гг. 4,7% ВВП (если включать расходы на все уровни образования, то чуть более 10%), тогда как инвестиции в основной капитал составляли 21% ВВП стран ОЭСР. На протяжении 1990-х годов инвестиции в знания в ОЭСР в целом росли несколько быстрее (3,4% в отличие от 2,2% роста инвестиций в основной капитал), однако в ряде развитых стран наблюдалась обратная тенденция [9].

Следует, правда, иметь в виду, что инвестиции в знания трудно измерить и приведенные оценки основаны на еще недостаточно проработанной методологии. Что касается кодифицированного научного знания, то есть достоверные свидетельства о росте его использования в экономической деятельности и влиянии инвестиций в НИОКР на экономический рост:

1. Связи научных исследований с технической деятельностью стали намного более интенсивными: например, только за девяностые годы число ссылок в американских патентах на статьи в научных журналах выросло более чем на порядок.

2. Сокращается временной разрыв между научными открытиями и техническими нововведениями: последнее десятилетие уменьшается средний временной лаг между публикацией научной статьи и появлением на нее ссылок в патентах.

3. Проведенное недавно экспертами ОЭСР специальное исследование, посвященное факторам экономического роста, показало очевидное влияние роста инвестиций в НИОКР в бизнес-секторе на экономический рост. Прямой связи между расходами на академические исследования и экономическим ростом в краткосрочной перспективе обнаружено, правда, не было, но это объясняется не прямым и более долгосрочным воздействием фундаментальных исследований на экономическое развитие [10].


Возрастающая роль человеческого капитала и образования через всю жизнь

Решающее значение образования, постоянного получения новых знаний и навыков для обеспечения конкурентоспособности индивида и корпорации в современной экономике является общепризнанным фактом. Иногда современный этап развития общества даже называют "экономика (или общество), которая учится" (learning economy, learning society, learning organisations). Необходимость в постоянном обучении связана с быстро меняющейся средой – технологической, рыночной, информационной, – в которой действует бизнес в условиях глобализации и усиления конкуренции. Ответом на обостряющуюся конкуренцию является ускорение инноваций, требующих от работников большей креативности, быстрой адаптации к новым условиям, освоения новой техники и навыков работы.

Рост значения таких составляющих человеческого капитала как образование и навыки работы с информацией и ИКТ в экономическом развитии подтверждается статистическими данными и специальными исследованиями:

1. В последние годы фиксируется постоянный рост доли лиц с высшим образованием в экономически активном населении.

2. В современной экономике все больше занятых "манипуляциями с символами", "работников знания", в обязанности которых входят получение, обработка и анализ информации. По оценкам экспертов, в последнее десятилетие более 60% вновь создаваемых рабочих мест связано с обработкой информации.

3. Все большее число рабочих мест и профессиональных занятий связано сегодня с использованием компьютера. В Швеции, например, в конце 2000 г. уже почти 75% трудящихся использовали компьютер для работы (в России, как показал опрос, проведенный ИРИО в конце 2002 года, таких было 25%). Причем компьютер становится инструментом и для занятых физическим трудом – в среднем по ЕС в 2000 году уже более четверти "синих воротничков" использовали компьютер для работы.

4. Исследования показывают, что инвестиции в человеческий капитал, приводящие к росту образовательного уровня населения, оказывают позитивное воздействие на долгосрочный экономический рост [10].


Вместе с тем, как отмечалось в тех же исследованиях, эффективность вложений в образование сегодня зависит от типа и качества образования. Развитие современной экономики накладывает особые требования на систему образования и переподготовки кадров с точки зрения гибкой реакции на требования быстроменяющегося рынка труда, обеспечения возможности получения образования на протяжении всей жизни, получения навыков использования ИКТ, на формирование способности к творчеству и самообразованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: