Возросшую роль знания в современной экономике можно считать эмпирически доказанным фактом – вне зависимости от того, считать ли произошедшие изменения появлением экономики и общества нового типа. Как политика государства может содействовать вкладу знания в экономический рост? Обобщая опыт проведения политики развития информационного общества, инновационной и научно-технической политики можно сформулировать несколько базовых положений, без учета которых цель стать экономикой, основанной на знании, "обеспечивающей конкурентоспособность, экономический рост и социальное развитие", останется недостижимой.
Важно исходить из того, что одного источника, главного фактора экономического роста не существует. "Новая экономика" является частью старой истории. Экономический рост в большей степени зависит от эффективности общей политики, направленной на широкий круг традиционных и новых факторов роста, чем от использования ИКТ или вложений в НИОКР. Потенциал знания для социально-экономического развития может быть реализован только при наличии благоприятного делового климата, стимулирующего рост государственного регулирования, эффективной инновационной системы и развитой информационной инфраструктуры. При этом снижение административных барьеров, формирование конкурентных рынков, хорошо развитая финансовая система и т.п. не менее важны для экономического роста, чем вложения в ИКТ, образование и НИОКР [10].
|
|
Под лозунгом экономики знаний в Европейском Союзе сейчас развивается несколько областей политики, которые до недавнего времени существовали раздельно: исследования и разработки, инновации, образование, производство и использование ИКТ. Реализация целей движения к экономике знаний требует не только расширения вовлеченных областей политики (в сторону формирования предпосылок развития экономики знаний), но и их эффективной координации. Инновации являются ядром экономики знаний и на их поддержку должны быть направлены усилия в различных областях политики, где может быть оказано воздействие на инновационные процессы. Примером такого влияния может служить антимонопольное законодательство, которое в ряде стран препятствует созданию технологических альянсов конкурирующих фирм, подпадающих под запрет картельных соглашений. У нас, например, препятствием на пути формирования политики поддержки инноваций будет в ближайшей перспективе установка правительства на максимальный отказ от предоставления каких-либо льгот: большинство политических инструментов поддержки инноваций связано с предоставлением налоговых льгот и кредитов, страхованием венчурного финансирования и т.п.
|
|
Литература
1. Porat M., Rubin M. The Information Economy: Development and Measurement. – Wash., 1978.
2. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. – Wash., 1981.
3. Katz R.L. The Information Society: An International Perspective. N.Y., – 1988.
4. Lane R.E. The Decline of Politics and Ideology in the Knowledgeable Society // American Sociological Review. 1966. – Vol. 31. – P. 649–662.
5. Dikson D. New Politics of Science. – N.Y., 1984. – P. 162–216.
6. Stehr N. Knowledge Societies. Thousand Oaks. L. Vol. 1994. Vol. 5–18.
7. OECD (1996) Knowledge-Based Economy, Paris.
8. OECD (1996) Employment and growth in the knowledge-based economy, OECD Documents, Paris.
9. OECD (2001) STI Scoreboard.
10. OECD (2003) The sources of economic growth in the OECD countries.
Хохлов Юрий Евгеньевич - Председатель Совета директоров Института развития информационного общества.
Шапошник Сергей Борисович - Директор программ по мониторингу развития информационного общества Института развития информационного общества.
© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 4-7.