Кровельные работы выполняются после ремонта конструкций крыши и оснований под кровлю. Размер раскрытия кровли рассчитывают таким образом, чтобы к концу рабочей смены намеченный участок был накрыт новым материалом и с кровли был обеспечен сток воды на случай дождя.
Производство работ по ремонту кровли из листовой стали начинают с пониженных мест крыши, заменяя покрытия разжелобков, обделки свесов, карнизов, ендов, сопряжений со стенами, парапетами, вентиляционными трубами и т. п.
Предварительно из огрунтованных масляной краской листов кровельной стали нарезают картины, фартуки, свесы и звенья. Все соединения поперек уклона крыши между отдельными листами выполняют двойным лежачим фальцем, загнутым по направлению стока воды и тщательно промазанным масляной замазкой,а вдоль уклонана коньках и ребрах —стоячими фальцами (рис. 6.6).
Поврежденные карнизные свесы могут быть исправлены следующим образом. Так, погнутые места нахлесток картин, линию свеса и места крепления его на костылях выравнивают молотком-киянкой по предварительно подложенной под кровлю металлической оправке (брусу). Сильно поврежденные места вырезают и заменяют новыми. При смене разжелобков нужно делать надставки к рядовому покрытию, так как старые лежачие фальцы его невозможно использовать для соединения с новыми или обрезанными частями; при этом концы картин рядовых полос необходимо обрубать в местах соединения обрешеточного бруса.
|
|
Поврежденные рядовые листы или целые картины заменяют в том случае, если пробоины и свищи равномерно распределены по всей площади листа. Если число разрушений невелико и все дефекты сосредоточены в одном месте, заменяют части листа на всю его ширину. С этой целью раскрывают гребни, вырезают поврежденный участок, отгибают кромки листа под лежачие фальцы по стоку воды и укладывают лист (заплату) нормальной ширины. Листы сначала соединяют в верхней и нижней частях, а потом с гребнями. Точно так же в рядовой кровле заменяют целый лист или картину (полосу). Все поперечные соединения листов и заплат необходимо выполнять по линии брусков обрешетки. Крепление кровли к основанию осуществляют кляммерами. Ослабленные или разрушенные фальцы и гребни выправляют, промазывают и уплотняют, после чего отремонтированные части кровли окрашивают.
Ремонт кровли из штучных материалов начинают с обделки карнизов, разжелобков, сопряжений и других кровельной листовой сталью или специальными фасонными деталями. Рядовое покрытие чаще всего заменяют новыми элементами, укладываемыми вдоль ската. Работу начинают с самых пониженных мест кровли, перекрывая кромки нижележащего листа верхним для асбестоцементных волнистых листов на 120... 140 мм, для асбестоцементных плиток и черепицы — не менее 70... 100 мм. Напуск элементов штучной кровли на обделку карнизов, ендов, разжелобков и фартуков должен быть не менее 150 мм, а заделка краев кровли в пазы брандмауэрных стен и парапетов— не менее 65 мм.
|
|
Все элементы штучной кровли должны надежно прикрепляться к обрешетке.
Если на асбестоцементной кровле нет механических повреждений, то ее следует лишь очистить и окрасить масляной краской жидкой консистенции. Небольшие трещины могут быть зашпаклеваны или загерметизированы. При наличии больших трещин и разрушений волнистые листы и плитки заменяют новыми. Для производства ремонтных работ в продольном направлении листа с обеих сторон дефектного места устанавливают специальные мостики, которые крепят за коньковые скобы. На мостики поперек ската укладывают доску, удаляют гвозди или шурупы из поврежденного и сопряженных листов, ослабляя давление на ремонтируемый элемент, и заменяют листы с последующим закреплением старых и новых.
Рис. 6.6. Фальцевые соединения, используемые при ремонте металлических кровель:
а — двойной стоячий; 6 — одинарный угловой; в — комбинированный угловой; г — угловой с щелочным фальцем; д — одинарный лежачий; е — двойной лежачий
Основные дефекты рулонной кровли, появляющиеся в процессе эксплуатации или при некачественном выполнении строительных работ, следующие: пробоины, трещины, разрывы, вздутия, местные просадки, расслоение в швах рулонного ковра, разрушение покровного или защитного слоя и т. д. Места просадок или трещины в цементно-песчаной стяжке необходимо отремонтировать до начала кровельных работ. Рулонную кровлю ремонтируют в сухую погоду при температуре наружного воздуха не менее 5°С. К ремонту приступают лишь после подготовки необходимых материалов и инструмента. Для ремонта используют горячие и холодные мастики различных марок. Поврежденные места очищают от пыли, грязи и старой мастики и просушивают. Деформированные складки или воздушные мешки вскрывают крестообразным или конвертообразным надрезом, отворачивают углы кровли и дают возможность просохнуть обнаженным конструкциям.
После просушки наружной и внутренней поверхностей их тщательно очищают, а с основания снимают старую мастику и наклеивают отогнутые слои. Ремонтируемое место заклеивают заплатой с перекрытием всех сторон не менее чем на 100 мм. Стыки заплаты со старым кровельным материалом покрывают мастикой, а сверху заплату окрашивают мастикой, посыпая поверхность песком или мелким гравием.
Аналогичным образом поступают в случае ремонта мест с выплавленной мастикой, пробоинами, разрывами или трещинами.
При отставании рулонного ковра или отслаивании полотнища ремонтируемое место зачищают скребками от грязи и старой мастики, а после подсушки их наклеивают, прикатывают скребком или валиком к основанию. Места сопряжений подклеенной части шпаклюют выступившей из стыков мастикой.
При больших объемах расслоения рулонного ковра отслоившиеся полотнища удаляют и заменяют новыми. Последовательность операций по ремонту аналогична вышеописанной.
Пробоины, отверстия, свищи и трещины небольших размеров, образованные механическими воздействиями, очищают от грязи, пыли, мастики и после высушивания поверхности поврежденные места конопатят паклей, пропитанной мастикой, до уррвня кровли. На ремонтируемое место наклеивают заплату, обмазывают мастикой и посыпают крупным песком.
В результате старения материала верхний защитный слой теряет свои защитные качества. Восстановление первоначальных свойств в этом случае может быть осуществлено следующим образом: поверхность рулонного ковра очищают от остатков песка и гравия, подсушивают в местах пониженной поверхности и постоянного скопления пыли и грязи и покрывают горячей мастикой, поверх которой наносят гравий или крупный песок.
|
|
Защитный слой может быть также получен окрашиванием (за два раза) битумным лаком с алюминиевой пудрой. Состав такой краски: на 100% по массе битумного лака 15... 20% алюминиевой пудры.
Рулонные кровли следует восстанавливать при условии тщательной очистки их от снега, наледи, пыли на непромороженном основании. При этом укладывают только один слой рубероида или один слой толя с окраской его горячей дегтевой мастикой, а остальные уже в теплое время года. Горячую мастику подают в утепленных бачках или термосах, сохраняющих при наклейке на них рулонных материалов требуемую температуру.
При восстановлении или ремонте больших площадей рулонной кровли применяют механизированный комплект СКБ-Мосстрой (или другой аналогичный), состоящий из котла-термоса, в котором газом или соляровым маслом производится подогрев битумной мастики и подача горячего битума на кровлю осуществляется шестеренчатым насосом по утепленным трубопроводам. Нанесение битума производят удочками.