Понятие, цель и методы приватизации и разгосударствления сельскохозяйственных предприятий

Формирование многоукладной экономики на селе невозможно без разгосударствления и приватизации.

Разгосударствление — это совокупность мер, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. При этом государство отказывается от большинства функций управления, передавая соответствующие полномочия на уровень предприя­тий, а прежние вертикальные хозяйственные связи заменяются горизонтальными.

Это, однако, не означает полного ухода государства из эко­номики. Современное производство не может успешно разви­ваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушаются, эффективность общественного производства снижается. Сегодня линия на разгосударствление приняла глобальный (общемиро­вой) характер.

Разгосударствление может осуществляться по различным на­правлениям:

устранение государственной монополии в экономике, призна­ние каждого работника и трудового коллектива равноправным участником процесса производства;

создание многообразных форм хозяйствования, предоставле­ние всем формам предприятий равных прав на хозяйственную деятельность в рамках закона;

формирование новых организационных структур, создание но­вых форм предпринимательской деятельности (концерны, кон­сорциумы, ассоциации и т. д.), ведущую роль в отношениях меж­ду которыми играют горизонтальные связи.

Таким образом, разгосударствление направлено в первую оче­редь на преодоление монополизма, на развитие конкуренции и предпринимательства. Это — центральная проблема перехода к рыночной экономике.

Приватизация государственных и муниципальных предприя­тий — это приобретение в собственность гражданами и создавае­мыми ими организациями (акционерными обществами, товари­ществами и т. д.) у государства и местных органов власти:

предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоя­тельные предприятия;

материальных и нематериальных активов предприятий;

Долей (паев, акций) государства и местных органов власти в ка­питале акционерных обществ (товариществ);

принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных организаций.

Разгосударствление и приватизация могут осуществляться на основе бесплатной передачи собственности, выкупа пред­приятий на льготных условиях, продажи акций, сдачи предпри­ятий в аренду, продажи мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него.

Выбор форм и методов приватизации, а также темпов ее осу­ществления зависит от поставленных целей. Если приватизация предусматривает достижение социальной справедливости, произ­водится бесплатная раздача собственности. Если же она ведется с целью пополнения доходов бюджета, то это наилучшим обра­зом может быть сделано через продажу собственности на аук­ционах и коммерческих конкурсах.

Первая попытка разгосударствления собственности была пред­принята еще в СССР в 1987—1988 гг., когда появилась возмож­ность перевода государственных предприятий на аренду. Откры­вался путь для ухода от жесткого государственного контроля за де­ятельностью предприятия, для самостоятельного планирования и ведения производства, вплоть до выкупа предприятия коллекти­вом его работников. В условиях ведения расширенного воспроиз­водства шло накопление имущества, находящегося в собственно­сти трудового коллектива.

Таким образом, аренда предприятия с последующим выкупом имущества вела к образованию смешанной государственно-кол­лективной, а в дальнейшем — государственно-частной формы соб­ственности. И процесс этот мог идти постепенно, с учетом пози­тивных и негативных моментов, способствуя совершенствованию отношений собственности как на макро-, так и на микроуровне. К сожалению, этот путь приватизации государственных предпри­ятий не получил развития.

Переход к новым формам собственности привел к образованию и новых организационно-правовых форм хозяйствования, в кото­рых степень отчуждения работников от собственности проявляет­ся по-разному. В первую очередь, оно проявляется в неучастии работников в принятии решений по многим вопросам как теку­щего, так и перспективного характера. Это в равной степени отно­сится к частным предприятиям, где все вопросы решаются соб­ственником, и к предприятиям акционерного типа, работу кото­рых определяет совет директоров и собрание акционеров. Наем­ные работники отчуждены от собственности и результатов труда полностью. Даже акционеры, будучи совладельцами предприятия, участвуют в управлении лишь в той мере, в которой они рас­полагают голосующими акциями. Таким образом, для акционеров степень отчуждения от собственности обратно пропорциональна удельному весу имеющихся у них акций.

В предприятиях кооперативного типа, где управление деятель­ностью строится по принципу «один член — один голос», предпо­лагается использование рабочих по найму, которые будут также отчуждены и от собственности, и от управления им, и от получен­ной продукции.

Все это свидетельствует о том, что отчуждение работников от собственности возможно практически при любых ее формах, и зависит это главным образом не от формы собственности, а от сложившихся экономических отношений по поводу ее ис­пользования.

С этой точки зрения, приватизация собственности не означает устранения отчуждения (более того, способствует его усилению при неразвитых производственно-экономических отношениях). Следует отметить, что преодолеть отчуждение работников от госу­дарственной (общенародной) собственности можно было не толь­ко путем ее приватизации. При разгосударствлении собственности путем передачи прав на ее владение и пользование при аренде достигается достаточно высокая степень участия работников в определении характера ее использования.

Ускоренная приватизация в России означало признание част­ной формы собственности как наилучшей и наиболее эффектив­ной при формировании рыночных отношений, что, однако, было совершенно бездоказательно.

Разгосударствление и приватизация собственности колхозов и совхозов предполагало их реорганизацию, осуществляющуюся в следующих формах:

преобразование — изменение организационно-правовой формы хозяйствования с сохранением предприятия как единого целого;

выделение из состава действующей организации одной или нескольких новых (реорганизуемое предприятие при этом со­храняется и продолжает функционировать);

разделение действующей организации на несколько новых (при этом реорганизуемая организация прекращает существо­вание);

слияние — объединение нескольких организаций, которые прекращают самостоятельное существование;

присоединение когда одна или несколько организаций включа­ются в состав действующей организации и прекращают существо­вание как самостоятельные юридические лица;

ликвидация предприятия, осуществляемая добровольно (по ре­шению учредителей, в том числе в связи с выходом из предприя­тия всех его членов), а также принудительно (по решению арбит­ражного суда, например, в случае банкротства).

Наиболее распространенными формами реорганизации сель­скохозяйственных предприятий являются разделение и преобра­зование. Разделение во многих случаях осуществляется таким об­разом, что наиболее крупное из новых предприятий занимает бо­лее 90 % сельскохозяйственных угодий прежнего хозяйства, то есть фактически оно сохраняет производственную и организа­ционную структуру, хотя меняет юридический статус.

Преобразование как форма реорганизации используется в том случае, когда трудовой коллектив добровольно хочет изменить организационно-правовую форму хозяйствования без разделения или выделения новых предприятий, а также при приведении уста­вов и других учредительных документов в соответствие с действу­ющим законодательством.

Большинство колхозов и совхозов к середине 90-х годов были реорганизованы и перерегистрированы. В настоящее время доля государственных предприятий в аграрной экономике России со­ставляет не более 10 %, все остальные основаны на частной соб­ственности на средства производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: