Транспортные средства

Важной составной частью основных фондов являются транспорт­ные средства; в сельскохозяйственных предприятиях — это в основ­ном автомобили. Немалую роль играют также трактора. Преоблада­ющая часть внутрихозяйственных транспортных работ непосред­ственно связана с технологическими процессами в растениеводстве и животноводстве, причем осуществляются они в большинстве случаев

по неблагоустроенным дорогам, на которых в период осенней и ве­сенней распутицы нельзя использовать автомобильный транспорт.

От рациональной организации перевозок, оснащенности сель­ского хозяйства современными транспортными средствами и их пра­вильного использования в значительной степени зависит своевре­менность выполнения сельскохозяйственных работ, их качество, производительность труда и уровень себестоимости продукции.

В общем комплексе сельскохозяйственных работ транспортные и погрузочно-разгрузочные составляют до 35—40 % в растениеводстве и около 20 % в животноводстве. В себестоимости сельскохозяйствен­ной продукции транспортные расходы составляют 17—38 %.

Сельское хозяйство относится к числу отраслей, имеющих зна­чительную номенклатуру грузов; их структура во многом опреде­ляет требования к составу транспортного парка. В зависимости от зональных особенностей и производственной специализации струк­тура грузов в хозяйствах может значительно различаться, однако для всех них характерна значительная доля грузов, перевозимых насыпью или навалом.

Одним из важных факторов, характеризующих сельскохозяй­ственные грузы, является изменчивость их механических свойств под воздействием влажности, давления, температуры, продолжи­тельности хранения.

Сезонный характер сельскохозяйственного производства вызы­вает значительные колебания объема транспортных работ в тече­ние года. Неравномерный характер перевозок в большей степени выражен в хозяйствах зернового направления, в меньшей — в хо­зяйствах мясо-молочного направления.

Сельскохозяйственное производство в ряде случаев вызывает также необходимость в неоднократной перевозке одних и тех же грузов, что должно учитываться при планировании работы сель­скохозяйственных транспортных средств.

Значительная часть грузов имеет малую плотность, что приво­дит к неполному использованию грузоподъемности транспортных средств, снижает их производительность и повышает затраты на перевозки.

Кроме того, важнейшей особенностью сельскохозяйственных продуктов является то, что в течение времени в них происходят сложные биологические процессы, от характера и интенсивности ко­торых зависят качество и сохранность продуктов. Физико-механи­ческие и агробиологические особенности сельскохозяйственных грузов определяют соответствующие требования к подвижному составу, погрузочно-разгрузочной технике и организации перевозок.

По условиям перевозок особо выделяют обычные грузы, не требующие специального приспособленного подвижного состава. Вместе с тем многие сельскохозяйственные грузы требуют имен­но такого специализированного транспорта (рефрижераторы, изо­термические фургоны, скотовозы, птицевозы и др.).

В сельском хозяйстве приходится перевозить самые различные грузы: сено, солому, строительные материалы, лесо - пиломатериалы, удобрения, навозную жижу, штучные грузы, молоко и другую сельскохозяйственную продукцию; общий их перечень насчиты­вает 250—300 наименований. Ряд грузов перевозятся в небольших количествах, но регулярно; напротив, во время уборки приходится перевозить большие объемы грузов в течение короткого отрезка времени (табл. 13).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: