Важной составной частью основных фондов являются транспортные средства; в сельскохозяйственных предприятиях — это в основном автомобили. Немалую роль играют также трактора. Преобладающая часть внутрихозяйственных транспортных работ непосредственно связана с технологическими процессами в растениеводстве и животноводстве, причем осуществляются они в большинстве случаев
по неблагоустроенным дорогам, на которых в период осенней и весенней распутицы нельзя использовать автомобильный транспорт.
От рациональной организации перевозок, оснащенности сельского хозяйства современными транспортными средствами и их правильного использования в значительной степени зависит своевременность выполнения сельскохозяйственных работ, их качество, производительность труда и уровень себестоимости продукции.
В общем комплексе сельскохозяйственных работ транспортные и погрузочно-разгрузочные составляют до 35—40 % в растениеводстве и около 20 % в животноводстве. В себестоимости сельскохозяйственной продукции транспортные расходы составляют 17—38 %.
|
|
Сельское хозяйство относится к числу отраслей, имеющих значительную номенклатуру грузов; их структура во многом определяет требования к составу транспортного парка. В зависимости от зональных особенностей и производственной специализации структура грузов в хозяйствах может значительно различаться, однако для всех них характерна значительная доля грузов, перевозимых насыпью или навалом.
Одним из важных факторов, характеризующих сельскохозяйственные грузы, является изменчивость их механических свойств под воздействием влажности, давления, температуры, продолжительности хранения.
Сезонный характер сельскохозяйственного производства вызывает значительные колебания объема транспортных работ в течение года. Неравномерный характер перевозок в большей степени выражен в хозяйствах зернового направления, в меньшей — в хозяйствах мясо-молочного направления.
Сельскохозяйственное производство в ряде случаев вызывает также необходимость в неоднократной перевозке одних и тех же грузов, что должно учитываться при планировании работы сельскохозяйственных транспортных средств.
Значительная часть грузов имеет малую плотность, что приводит к неполному использованию грузоподъемности транспортных средств, снижает их производительность и повышает затраты на перевозки.
Кроме того, важнейшей особенностью сельскохозяйственных продуктов является то, что в течение времени в них происходят сложные биологические процессы, от характера и интенсивности которых зависят качество и сохранность продуктов. Физико-механические и агробиологические особенности сельскохозяйственных грузов определяют соответствующие требования к подвижному составу, погрузочно-разгрузочной технике и организации перевозок.
|
|
По условиям перевозок особо выделяют обычные грузы, не требующие специального приспособленного подвижного состава. Вместе с тем многие сельскохозяйственные грузы требуют именно такого специализированного транспорта (рефрижераторы, изотермические фургоны, скотовозы, птицевозы и др.).
В сельском хозяйстве приходится перевозить самые различные грузы: сено, солому, строительные материалы, лесо - пиломатериалы, удобрения, навозную жижу, штучные грузы, молоко и другую сельскохозяйственную продукцию; общий их перечень насчитывает 250—300 наименований. Ряд грузов перевозятся в небольших количествах, но регулярно; напротив, во время уборки приходится перевозить большие объемы грузов в течение короткого отрезка времени (табл. 13).