Список использованных источников и литературы

Источники:

Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии;

Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры;

Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о смерти;

Феофан Затворник, свт. Душа и ангел – не тело, а дух;

Василий (Кривошеин), ахиеп. Ангелы и бесы в духовной жизни;

Иегумен Марк. Злые духи и их влияние на людей;

Иоанн Кассиан Римлянин, св. О непостоянстве души и о злых духах;

Иоанн Кассиан Римлянин, св. О начальствах и властях;

Иоанн Златоуст, свт. Беседы о дьяволе.

Литература:

Филарет (Гумилевский), архиеп. Православное догматическое богословие, Т.1;

Антоний (Амфитеатров), архиеп. Догматическое богословие Православной Кафолической восточной Церкви;

Макарий (Булгаков), митр. Православное догматическое богословие, Т.1;

Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия, Т.3;

Николай Малиновский, прот. Православное догматическое богословие, Т.2;

Олег Давыденков, прот. Догматическое богословие;

Ангел // Православная энциклопедия;

Ангелология // Православная энциклопедия;

Бес // Православная энциклопедия;

Демонология // Православная энциклопедия;

Лосский В.Н. Догматическое богословие;

Матвеевский П., свящ. Мнения святых отцов и учителей Церкви о природе духов;

Глаголев А. Ветхозаветное библейское учение об ангелах;

Лосский В.Н. Догматическое богословие;

Махов А. Hostis Antiquus: Категории и образы средневековой христианской демонологии;

Иларион (Алфеев), арх. Православие. Т. 1;

Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии. Семиотика образа. — М. 2011.


[1] Иванов М. С. Ангел // Православная энциклопедия. — М.: 2006. — Т. 2. — С. 289.

[2] Иванов М. С. Ангелология // Православная энциклопедия. — М.: 2006. — Т. 2. — С. 300.

[3] Глаголев А. Ветхозаветное библейское учение об ангелах // Книга ангелов: Антология / Сост., вступ. ст. и примеч. Д.Ю. Дорофеева – СПб.: Амфора, 2001. – С. 556–560.

[4] Иванов М. С. Демонология // Православная энциклопедия. — М.: 2006. — Т. 14. — С. 381–382.

[5] После изгнания Адама из Эдема к его воротам был приставлен херувим (Быт. 3. 24); ангелы выводят Лота из Содома (Быт. 19); видение Иаковом лествицы с восходящими и нисходящими ангелами (Быт. 28, 12); они многократно являлись праотцам (Быт. 16, 22. 28. 32); ими были наставляемы пророки Илия и Даниил (4 Цар. 13, 15; 3 Цар. 13, 18; Дан. 18, 16. 10. 21; Зах. 1, 13); ангелы были соучастниками Богу в изведении евреев из Египта и принятии Закона (Исх. 12, 12; Втор. 33, 2); ангелы призывали израилитян к покаянию и помогали при завоевании Иерихона при Иисусе Навине (Нав. 5, 14; Суд. 2, 1-6); о служении ангелов говорится в книге Иова (Иов 1, 6; 2,1; 4, 18); ангел возвестил Захарии рождение Иоанна Предтечи, Деве Марии – рождение Ею Спасителя (Лк. 1); ангелы служили Христу после искушения диаволом (Мф. 4, 11); ангел утешал Господа в саду Гефсиманском (Лк. 22, 43); ангелы отверзли гроб Спасителя (Мф. 28, 2) и возвестили женам-мироносицам о Его Воскресении (Ин. 20, 12); при Вознесении поведали апостолам о Втором Пришествии (Деян. 10, 10-11); освободили апостолов из темницы (Деян. 5, 19; 12, 7-15); являлись ап. Павлу и Корнилию (Деян. 10, 3-6; 27, 23-24).

[6] Пс. 148, 2.

[7] Иов 1, 6; 2, 2.

[8] 1 Цар. 16, 14-15.

[9] Товит 3, 8; 8, 3.

[10] Напр.: Мф. 13, 39; 25, 41; Ин. 8, 44; 12, 31; 14, 30; 16, 11.

[11] 1 Петр. 1, 12; 1 Тим. 5, 21; Евр. 1, 4-6; 1 Ин. 3, 8.

[12] Евангелисты повествуют об искушении Иисуса Христа диаволом в пустыне (Мф. 4, 1-11; Мк. 1, 12-13; Лк. 4, 1-13); также новозаветная история повествует о множестве случаев изгнания нечистых духов из бесноватых как Самим Спасителем, так и Его апостолами (см. к примеру: Мк. 1, 23-27; Лк. 4, 33-36; Деян. 19, 11-12).

[13] 1-й член: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Под «невидимыми» здесь подразумевается мир ангельский (см. Свт. Филарет Московский. Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. – М.: 2002. – С.: 33-36).

[14] Филарет Черниговский (Гумилевский), свят. Православное догматическое богословие. – Т.1 – СПБ, 1882. – С. 249.

[15] О.Давыденков пишет: «…это та область религиозного знания, где имеет место много ложных, не имеющих ничего общего с церковным учением мнений.» (Давыденков О. В., иерей. Догматическое богословие. — М., 1997).

[16] Как свидетельствует арх. Филарет (Гумилевский) в своём труде «Православное догматическое богословие», все попытки описать различные стороны бытия бесплотных сил наиболее подробным образом не имели результата. (См. Филарет (Гумилевский), архиеп. Православное догматическое богословие. – Т.1 – СПБ, 1882).

[17] Прот. Олег Давыденков пишет: «…Косвенно об этом говорится в Кол. 1, 16: "Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано". Престолы, господства, начальства и власти — это названия ангельских чинов». (Давыденков О. В., прот. Догматическое богословие. — М., 1997).

[18] Ириней Лионский, Евсевий Кесаркиский и др.

[19]Св. Иоанн Дамаскин говорит: "Надлежало сотворить прежде всего умную сущность, потом чувственную, и после того из той и другой сущности — человека". (Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. - М., 2010. Кн. 2, гл. 3).

[20] Феодорит Киррский, Геннадий Массальский.

[21] Прот. Олег Давыденков пишет: «…Это неверно, поскольку в Иов. 38, 4-7 говорится, что Бог основывал землю при общем ликовании небес, когда все сыны Божий восклицали от радости. Сыны Божий в данном случае — ангелы, а основание земли относится к четвертому дню творения. Значит, ангелы к этому времени уже существовали. Вопрос о времени сотворения ангелов принадлежит к области богословских мнений. Однозначно можно утверждать только то, что ангелы сотворены не позднее 4-го дня, а следовательно, не могли быть сотворены вместе с человеком или позже него». (Давыденков О., прот. Догматическое богословие. - М., 1997).

[22] «И внезапно явилось вместе с Ангелом многочисленное воинство небесное…» (Лк 2. 13); см. так же: Дан 7. 10; Откр 5. 11; Мф 26. 53; Евр 12. 22.

[23] Свт. Иоанн Златоуст убежден, что есть «мириады мириад ангелов, существуют и тысячи тысяч рхангелов, престолы, господства, начала, власти, бесчисленные сонмы бестелесных сил и неисповедимые роды их» (Против аномеев. II 4). Свт. Кирилл Иерусалимский, сравнивая количество обитателей мира земного с миром небесным, замечает: «Населяемая земля есть как бы точка среди этого единого неба. И объемлющее землю небо имеет такое множество обитателей, какова его широта. Небеса же небес населены несравненно большим числом...». (Иванов М. С. Ангелология // Православная энциклопедия. — М.: 2006. — Т. 2).

[24]Евр 1. 14.

[25]Кол 1. 16.

[26]Это находит подтверждение в словах Христа: «дух плоти и костей не имеет» (Лк 24. 39).

[27]Св. Иустин (Апол. II 5), Татиан (Речь против эллинов. 12), Афинагор (Прошения о христианах. 24), Тертуллиан (О плоти Христа. 6; О воскресении. 36, 62), Ориген (О началах. I 6. 4; II 2. 1-2; IV 35), Феогност (cf.: Phot. Bibl. Cod. 106), свт. Мефодий Патарский (cf.: Ibid. Cod. 234), свт. Василий Великий (О Святом Духе. 16). Также прп. Иоанн Дамаскин пишет об относительной «телесности» бесплотных сил. (Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. - М., 2010. Кн. 2, гл. 3, С. 83-84).

[28] Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о смерти - «Ангелы подобны душе: имеют члены, главу, очи, уста, перси, руки, ноги, власы — словом, полное подобие видимого человека в его теле» (http://www.angelologia.ru/tvorenia/142Saint_Ignatios.htm).

[29] Феофан Затворник, свт. Душа и ангел – не тело, а дух - «…Отсюда вытекают следующие, неопровержимые положения: ангелы суть невидимые, бесплотные духи, составляющие умный мир, противоположный вещественному; души тоже суть существа духовные и разумные, невидимые и невещественные» (http://www.paraklit.org/sv.otcy/Dusha-i-angel.htm).

[30] Этому вопросу также посвящена статья прот. Димитрия Предеина «Полемика святителя Феофана Затворника со святителем Игнатием Брянчаниновым по вопросу о природе ангелов» (http://www.blagogon.ru/biblio/325/).

[31] 2 Петр 2. 11.

[32]Дан 9. 21; Мф 28. 2; Лук 1. 26, 38; 2. 15; 22. 43 и др.

[33] Мф 22. 30.

[34] Лосский В.Н. Догматическое богословие. М., 1991.С. 251.

[35] Общность человеческой природы обусловлена тем, что все люди происходят от одного общего предка – Адама (Я.Е.).

[36] Напр., св. Иустин (Апол. II 5), свт. Климент Александрийский (Строматы. VI 1. 10), Афинагор (Прошения о христианах. 24), Тертуллиан (О молитве. 22; О женском убранстве. 2), свт. Григорий Палама (150 богословские, нравственные и практические главы).

[37] Книга Еноха, главы 6-10; пер. Смирнова // Книга загробных видений. СПб, 2006.

[38] См. Введение, 2.

[39] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. - М., 2010. Кн. 2, гл. 3.

[40] Там же.

[41] Мф 18. 10; Мф 25. 31; 1 Тим 5. 21.

[42] Антоний (Амфитеатров), архиеп. Догматическое богословие Православной Кафолической восточной Церкви. – СПб. 1862 – С. 97-98.

[43] «Ибо, если они умственно стремятся к Богоподражанию, духовно взирают на Божественный первообраз, и стараются сообразовать с Ним духовную свою природу: то без сомнения имеют ближайшее с Ним общение, потому что они постоянно деятельны, и влекомые Божественною, сильною и неуклонною любовию, всегда простираются вперед, невещественно и без всякой сторонней примеси принимают первоначальные озарения, и, сообразуясь с тем, ведут и жизнь совершенно духовную. Итак, небесные Чины преимущественно и многоразлично причастны Божеству, преимущественно и многоразлично и открывают Божественные тайны. Вот причина, почему они исключительно пред всеми удостоены наименования Ангелов: они первые получают Божественное озарение, и чрез них уже даются нам откровения». (Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. // Мир ангелов и демонов и его влияние на мир людей. Православное учение о добрых и злых духах. – М. 2006 – С. 385-386)

[44] Ангелы не знают существа Божия, поскольку только Он Сам знает Свое существо (1 Кор 2. 11); они не знают будущего, если Сам Бог этого им не откроет (Мк 13. 32), а также не постигают во всей полноте тайны Искупления (1 Петр 11. 12).

[45] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. - М., 2010. Кн. 2, гл. 3, С. 83-87.

[46] Оно берёт своё основание из следующих мест Священного Писания: Евр 2. 7 и Пс 8. 6, где говориться об «умалении в немногом» человека перед ангелами.

[47] Мф 22. 30; Лк 20. 35, 36.

[48] Быт 3. 24

[49] Ис 6. 2

[50] Кол 1. 16

[51] Рим 8. 38

[52] 1 Фес 4. 16

[53] По этому поводу И.Мейендорф пишет: «Несомненно, некоторая тенденция к классификации ангелов существовала, но Дионисий сообщил ей систематическую форму и метафизическое обоснование». (Введение в святоотеческое богословие. Н.-Й., 1985. С. 291; цит. по: Олег Давыденков, иер. Догматическое богословие).

[54] 1. Серафимы, Херувимы, Престолы. 2. Господства, Силы, Власти. 3. Начала, Архангелы, Ангелы.

[55]«Сколько чинов небесных Существ, какие они, и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, - в точности знает это, как я думаю, один Бог, Виновник их Иерархии. Знают также и они сами свои собственные силы, свой свет, священное их и премирное чиноначалие. А нам нельзя знать тайны пренебесных Умов и святейшие их совершенства. Можно сказать об этом столько, сколько Бог открыл нам чрез них же самих, как знающих себя» (Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Гл. VI; Ср. напр.: Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. - М., 2010. Кн. 2, гл. 3, С. 86).

[56] Олег Давыденков, иер. Догматическое богословие.

[57]Ис. 6, 2-3: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Аналогичные образы встречаются в книге Откровения (4 и 7 главы), где говорится о животных, имеющих по шесть крыл и исполненных очей, которые служат пред престолом Божиим.

[58]«Ангелы созерцают Бога и это служит им пищей…»; «Через это созерцание они почерпают по мере своих сил, нужный для своего озарения свет и необходимую для укрепления в добре благодать. И таким образом возрастают в познании истины, утверждаются в добре и достигают своего назначения». (Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры, 2 кн., 3 гл.).

[59] Об этом уже говорилось прежде (Введение, 2).

[60]«Как истинные товарищи, служащие одному Господу, небесные силы смешивались с пустынниками в местах их жительства. И так как они оставили землю и возлюбили небо, как ангелы, то и ангелы не скрывали себя от их видения. Иногда они поучали их относительно поведения. И они отвечали на задаваемые им вопросы относительно других вещей. Иногда ангелы указывали им путь, когда они блуждали по пустыне. Иногда они освобождали их от искушений. Иногда они спасали их от сети опасности, которая внезапно, без того чтобы они предвидели это, угрожала им». (Василий Кривошеин, арх. Ангелы и бесы в духовной жизни. М.: Русский путь, 2000. 52 с.).

[61] Упоминание об этом имеет место в Священном Писании (Дан 10. 13-21), а так же в трудах прп. Иоанна Дамаскина и свт. Григория Богослова (см. Иванов М.С. Ангел-хранитель // Православная энциклопедия. — М.: 2006. — Т. 2. — С. 308).

[62] Это утверждают такие святые отцы, как свтт. Григорий Богослов, Епифаний Кипрский, Амвросий Медиоланский (Тамже, С 309).

[63] Быт 24. 7; Быт 48. 16; Пс 33. 8.

[64] Мф 18. 10; Деян 12. 7-17; Евр 1. 14.

[65] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. - М., 2010. Кн. 2, гл. 3, С. 87.

[66] «Всегда содержи в уме своем мысль о смерти... размышляй о самом разлучении души от тела, - разлучении, которое будет под начальственным смотрением твоего ангела» (Феодор Студит. Ep. 482; цит. по Иванов М.С. Ангел-хранитель // Православная энциклопедия. — М.: 2006. — Т. 2. — С. 309).

[67] Кол 2. 18-19.

[68]«В комментарии на 35-е прав. Лаодик. Собора отмечено, что допускавшие такие формы идолослужения молились не «Богу и Христу, а только ангелам, аки бы творцам и правителям мира». Указанное правило такой образ почитания ангелов осуждает, а почитателей - идолопоклонников – анафематствует». (Иванов М. С. Ангелология // Православная энциклопедия. — М.: 2006. — Т. 2, С. 303).

[69] Там же.

[70]Чудо арх. Михаила в Хонех - 6 сент., собор архистратига Михаила и проч. Небесных Сил бесплотных - 8 нояб., собор арх. Гавриила - 26 марта (на др. день после Благовещения) и 13 июля (в память освящения храма во имя арх. Гавриила в К-поле в IX в.). (Иванов М. С. Ангелология // Православная энциклопедия. — М.: 2006. — Т. 2, С. 305).

[71]Одно из самых ранних изображений ангела представлено в сцене Благовещения в катакомбах Присциллы в Риме, сер. III в. – юноша в белой тунике и паллиуме, бескрылый. (Иванов М. С. Ангелология // Православная энциклопедия. — М.: 2006. — Т. 2, С. 306.

[72]Встречается в росписях катакомб на библейские сюжеты: «Явление трех Ангелов Аврааму», «Явление Ангела Валааму» и «Видение лествицы Иакову» в катакомбах на Виа Латина в Риме, сер. IV в.; «Товия и Ангел» в катакомбах на Виньо Массимо, сер. IV в.; также в сцене небесной Трапезы в гробнице Винсента и Вибии на Виа Аппия в Риме, нач. IV в. и на саркофаге в церкви Сан-Себастьяно в Риме, IV в. (там же).

[73]Крылатый ангел - символ евангелиста Матфея, впервые был изображен на мозаике конхи апсиды в базилике Санта-Пуденциана в Риме, кон. IV в. (Там же).

[74]Они представлены по сторонам Богоматери с Младенцем (мозаика церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, до 526), поддерживающими мандорлу или медальон с изображением Иисуса Христа (имп. диптих (Барберини), кон. V–нач. VI в. (Лувр. Париж), креста (диптих св. Лупицина, VI в. (Нац. б-ка. Париж), агнца (мозаика свода купола церкви Сан-Витале в Равенне), медальон с монограммой имени Иисуса Христа (Археологический музей, Стамбул). (Там же).

[75]Мозаика триумфальной арки церкви Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI в. (там же).

[76]Церковь Успения Богородицы в Никее, VII в. (Там же).

[77]Роспись апсиды церкви Св. Софии в Охриде (Македония), 40-е XI в. (Там же).

[78] Икона «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину», XIII в., ГММК. (Там же).

[79]Согласно «Ареопагитикам», «светлая и огнеподобная» одежда означает «Богоподобие и силу освещать сообразно с их состоянием на небе». Клавы и тавлионы подчеркивают значительность чина, занимаемого ангелами в небесной иерархии. Свободно развевающиеся концы головных повязок-тороков (слухов) свидетельствуют о предназначении ангелов слышать волю Божию. В качестве атрибутов, сопровождающих ангельские образы, приняты лабарумы с написанными на них словами Трисвятой песни, и зерцала – прозрачные шары-сферы, посредством которых ангелы, не смея взирать на Бога, созерцают Его отражение. На зерцалах обычно пишется имя Бога, изображается Предвечный Младенец Еммануил или голгофский крест. Жезлы означают «царское и владычественное достоинство и прямое всего исполнение». Посохи – знак того, что ангелы являются посланниками Бога. В руках они могут также держать мерила, свитки, венцы, факелы, орудия страстей, медальон с изображением Христа Еммануила. (Там же).

[80]Лк 10. 18.; Сир 10. 15.

[81] Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн. 2, гл. 4, с. 58-67, 134.

[82] «Позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха — гордость, которая есть бунт против Бога. Тот, кто первый был признан к оБожению по благодати, захотел быть богом сам по себе. Корень греха — это жажда самооБожения, ненависть к благодати. Оставаясь независимым от Бога в самом своем бытии, ибо бытие его создано Богом, мятежный дух начинает ненавидеть бытие, им овладевает неистовая страсть к уничтожению, жажда какого-то немыслимого небытия. Но открытым для него остается только мир земной, и поэтому он силится разрушить в нем Божественный план, и, за невозможностью уничтожить творение, хотя бы исказить его. Драма, начавшаяся в небесах, продолжается на земле, потому что ангелы, оставшиеся верными, непреступно закрывают небеса перед ангелами падшими». (Лосский В.Н. Догматическое богословие, стр. 252).

[83] Свт. Василий Великий. Часть 4, с. 146.

[84] «И он сказал в ответ: легион имя мне, потомучто нас много». (Мк 5. 9).

[85] «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». (Откр. 12. 9); см. так же: Откр. 12. 7.

[86] Игумен Марк. Злые духи и их влияние на людей.

[87] «Пребывание падших духов в воздухе указывается и следующими словами апостола Павла: «Несть наша брань к плоти и крови, но к началом и ко властем, к миродержателем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Еф. 6, 12). (Иегумен Марк. Злые люди и их влияние на людей, стр. 224).

[88] Свт. Феофан Затворник. Толкование на Послание к Ефесянам. С. 413.

[89] Лк 8. 29, 33.

[90] «Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней». (Ис 14. 15).

[91] Еп.Сильвестр. Догматическое богословие. С. 386; см. также: Блж. Августин. О граде Божьем. Кн. 2. С. 9.

[92] Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Т. 2. С. 4.

[93] Игумен Марк. Злые духи и их влияние на людей. Свт. Иоанн Златоуст пишет по этому поводу: «Если кто спросит: "Почему Бог не уничтожил древнего искусителя?" Мы ответим, что это Он сделал не почему-либо иному, как по великой попечительности о нас, ибо если бы лукавый овладевал нами насильно, то тогда бы этот вопрос имел некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а может только к себе склонять нас, тогда как мы можем и не склоняться, то для чего ты устраняешь повод заслугам и отвергаешь средства к достижению венцов? Диавол зол для себя, а не для нас, потому что если мы захотим, можем приобрести для себя много и добра, конечно, против его воли. Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу». (С вт. Иоанн Златоуст. Беседы о дьяволе; цит. по: Игумен Марк. Злые духи и их влияние на людей).

[94] Игумен Марк. Злые духи и их влияние на людей.

[95] «Одним из самых могущественных средств для распространения царства падших духов является язычество. …Особенно ярким проявлением бесовского чаяния в мире являются различные сатанинские учения, теософия, оккультизм. …Несомненно, что ереси и расколы в Церкви, гонения на Церковь также инспирируются духами злобы. Пытаясь распространять свое царство, они противодействуют Царству Божию и стремятся его разрушить. Во время земной жизни Спасителя сатана искушал Его в пустыне, использовал в своих целях книжников, фарисеев, даже пытался действовать через апостола Петра (Мф. 16). В конце концов, сатана овладел Иудой (Ин. 13). Падшие духи противодействуют распространению Евангелия, в Мф. 13 Господь говорит о диаволе как о враге, который всевает плевелы там, где Господь сеет доброе семя. Особенно царство сатаны усилится при конце мира, когда, согласно Откр. 20, 7, сатана будет освобожден из своей темницы. (Давыденков О. В., прот. Догматическое богословие. - М., 1997).

[96] «Помимо того, что падшие духи пытаются реализовать свои глобальные планы, они работают индивидуально с каждым человеком. Ап. Петр говорит, что "диавол ходит, как лев рыкающий, ищущий кого поглотить" (1 Пет. 5, 8). До Крещения каждый человек находится во власти злых духов, поэтому Свщ. Писание, говоря об обращении язычников в христианство, обычно называет его "обращением от власти сатаны к Богу" (Деян. 26, 18) или "избавлением от власти тьмы" (Кол. 1, 13). Принявший Крещение человек получает возможность освобождаться от власти злых духов, но только при условии, что его жизнь есть непрерывная брань, согласно Еф. 6, 12. (Давыденков О., прот. Догматическое богословие. - М., 1997).

[97] Мф 9. 28, 32; Лк 13. 11-16; 2 Кор 11. 14.

[98] Мф 8. 17.

[99] Ин 12. 31, 32; Иак 4. 7. «… лишь верующим дарована возможность освобождения от власти дьявола общением со Христом. Эта возможность осуществляется по мере и степени веры и нравственного самоусовершенствования человека. Вот почему возвещенная здесь победа Христа над князем мира, хотя смертью и прославлением Христа и совершилась фактически, но Церковь Христова, во временном и постепенном развитии ее в мире, есть еще Церковь Воинствующая и будет таковою до кончины мира и Страшного Суда». (Иегумен Марк. Злые духи и их влияние на людей).

[100] «...именем Моим будут изгонять бесов...» (Мк 16. 17); см. также: «...а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». (Еф 6. 14-17).

[101] Мф 8. 29; Иак 2. 1; Откр 20. 10; Иуд 1. 6.

[102] Блж. Августин. О граде Божьем.

[103] Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Иоанн Златоуст, свт. Беседы о дьяволе. Свт. Ириней Лионский. Против ересей. Иегумен Марк. Злые духи и их влияние на людей.

[104]Пс 90. «…в сюжете «Грехопадение» - змий, в истории Ионы - дракон, в иллюстрации - лев, дракон, аспид, василиск. В основе разнообразных уподоблений бесов тем или иным животным часто лежали толкования Бестиария. Звероподобные фигурки широко использовались в терратологических орнаментах». (Бес //Православная энциклопедия). Бес //Православная энциклопедия. Здесь по этому поводу говорится: «Чаще всего это маленькие антропоморфные фигурки черного, серого или синего цвета с крыльями или бескрылые, с вздыбленными волосами. Наиболее ранние изображения бесов встречаются: в сценах исцеления бесноватых (напр., миниатюры Евангелия Раввулы, 586 г.), искушения Христа в пустыне (миниатюры Евангелия (Paris. gr. 510, IX в.), на рус. иконах XVI в. свергаемые с неба бесы противопоставляются поднимающимся к небесному Иерусалиму крылатым монахам; в композициях «Апокалипсис» (икона XV в., ГММК), «Сошествие во ад» (бесы - в виде связанного человека - мозаика ц. Санта-Мария Ассунта в Торчелло). На рус. иконах в пещере ада помимо сатаны изображены многочисленные бесы с надписями грехов (икона XIV в., ГТГ; икона письма Дионисия, 1502-1503, ГРМ)».

[105] Махов А. Hostis Antiquus: Категории и образы средневековой христианской демонологии.

[106] Этот образ восходит к изображениям души умершего на погребальных вазах (Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: Семиотика образа. М., 2011. — С. 35).

[107] Там же. С. 45.

[108] Символическое значение — антипорядок, в котором сплетаются человеческие и животные элементы (Там же. С. 93).

[109] Там же. С. 146.

[110] Там же. С. 67.

[111] Давыденков О., прот. Догматическое богословие: Курс Лекций. - М. 1997 (часть 3 «О Боге в отношении Его к миру и человеку», радел 1 «Бог как Творец и Промыслитель мира»).

[112] Иларион (Алфеев), арх. Православие. Т. 1, с. 474-537. – М. 2009.

[113] Τρεμπελας Παναγιότης, Δογματικὴ τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικῆς Ἐκκλησίας, τ. 1, ΣΣ. 404 — 456. Ἀθῆναι, 1978.

Ἀνδρούτσος Χρήστος, Δογματικὴ τῆς Ὀρθοδόξου Άνατολικῆς Ἐκκλησίας. ΣΣ. 122—129. Ἀθῆναι, 1956.

Ξεξάκης Νικολάος Γ. Ὀρθοδόξος Δογματικὴ, Τ. 3, ΣΣ. 88—118. Ἀθῆναι, 2006.

Zizioulas Joh. Lectures in Christian Dogmatics. London, 2009.

Νίκος Α. Ματσούκας, Δογματική και Συμβολική Θεολόγια Β, ΣΣ.. Θεσσαλόνικη, 1992.

[114] См. к прим.: Мир ангелов и демонов и его влияние на мир людей. Православное учение о добрых и злых духах. – М. 2006.

[115] Напр. B.Marconcini, A.Amato, C.Rocchetta, M.Fiori, Angeli i Demoni. Bologna, 2006.

[116] Подробнее о нем см.: http://www.bogoslov.ru/text/1975035/index.html

[117] Махов А. Hostis Antiquus: Категории и образы средневековой христианской демонологии. - М. 2006.

Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии. Семиотика образа. - М. 2011.

Berefelt G. A study on the winged angel. The Origin of a Motif. Stockholm, 1968.

[118] Напр.: Книга ангелов: Антология / Сост., вступ.ст. и примеч. Д.Ю. Дорофеева. – М. 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: